Pull to refresh

Энтерпрайз порталы. Часть 1. Определение Web-портала, энтерпрайз портала, CMS/WCM и их назначение. Существующие стандарты для Portlet API. Основные производители порталов

Reading time 7 min
Views 8.7K
Продолжение темы порталов, поднятой в моей предыдущей статье.

Наиболее сложная проблема, с которой я столкнулся при написании данной статьи, заключалась в достоверности определений даваемых различными источниками. Не помогла мне и пресловутая Wikipedia, т.к. некоторые определения вызывали явные сомнения (конечно, я бы мог бы их поправить, с другой стороны, ну кто я такой?). Кроме того, версии Wikipedia на русском и английском языках содержали несколько отличающиеся определения. Было бы неправильно писать эту статью основываясь только на собственном опыте, поэтому в качестве источника, к которому я буду апеллировать, я выбрал ежегодные отчеты аналитического агентства Gartner о горизонтальных порталах.

Давайте обратимся к определению портала, которое дает авторитетное аналитическое агентство Gartner: портал – это программная инфраструктура для Web, предоставляющая доступ (с возможностью взаимодействия) к релевантным информационным активам (например, к информации/контенту, приложениям и бизнес-процессам), интеллектуальным и человеческим активам путем выборки по целевой аудитории, предоставляемыми с высокой степенью персонализации.

Aгентство Gartner предлагает следующее деление порталов по целевой аудитории:
  • B2E (business-to-employee) – порталы для взаимодействия с сотрудниками,
  • B2C (business-to-customer) – порталы для взаимодействия с заказчиками,
  • B2B (business partners) – порталы для взаимодействия с бизнес-партнерами.

Aгентство Gartner предлагает также подразделять программные продукты, позволяющие создавать и поддерживать порталы, по их устройству на следующие типы:
  • Вертикальные порталы – фокусируются на специфических приложениях и бизнес функциях;
  • Горизонтальные порталы – собирают интегрированную информацию из множества межотраслевых приложений, а также специфических бизнес сервисов и приложений для определенной отрасли производства.

В Интернет я также встречал понятие мега-портал, но не нашел ни одного источника, который смог бы подтвердить правомочность использования этого термина.


В современном мире под порталом обычно подразумевается любой большой Web-сайт. В этом кроется маркетинговый аспект понятия портала. Так получилось, что на каком-то этапе появилась необходимость разделять простые сайты от достаточно сложных Web-систем, которые в дальнейшем стали именоваться Web-порталами. Так появились новостные, торговые, туристические порталы и т.д.

Это все классно в теории. На практике, слово портал вводит людей, не связанных с IT, в заблуждение, т.к. следует различать понятия Web-портала и Энтерпрайз портала в значении Web-сайта, а так же Энтерпрайз портал и CMS/WCM в значении программных продуктов.

Начиная разговор об энтерпрайз порталах надо обратить внимание на ключевое слово энтерпрайз (от англ. enterprise – промышленный/предприятие). Это слово подразумевает промышленное использование портала, т.е. это Web-сайт уровня предприятия (подразумеваются большие и средние предприятия), обычно с целой группой специальных бизнес сервисов. Кроме того, существуют еще особенности перевода — английскому варианту «enterprise portal» (промышленный портал) более адекватен перевод «корпоративный портал».

Часто понятие энтерпрайз портала переплетается с понятиями интранет-портала (внутренняя инфраструктура предприятия) и корпоративного портала. В первом случае речь идет только о B2E портале, во втором — B2E или B2C (B2E — портал является корпоративным интранет-порталом, а B2C — это публичный/официальный/сервисный сайт корпорации, предприятия или фирмы).

На программистском жаргоне энтерпрайз порталы часто упоминаются как «портальные технологии».
Современный энтерпрайз портал как программный продукт должен поддерживать следующие свойства:
  1. SSO (Single Sign On) – аунтификация пользователя для различных систем и бизнес сервисов входящих в портал осуществляется только один раз (при входе в портал),
  2. интеграцию (integration) – соединение функций и данных различных источников в новые компоненты/портлеты/Web-модули с интегрированной навигацией между этими компонентами (в данном случае подразумевается агрегация контента),
  3. федерацию (federation) – интеграция контента предоставляемого другими порталами, обычно посредством технологии WSRP,
  4. кастомизацию (customization) – пользователь может самостоятельно настраивать внешний вид и свойства его окружения (менять дизайн сайта, выбирать необходимый контент и сервисы),
  5. персонализацию (personalization) –настройка контента предоставляемого пользователю в зависимости от профайла и его настроек, персонализация часто основана на роли пользователя, его работе и выполняемых функциях,
  6. контроль доступа (access control) – возможность портала ограничивать доступ к контенту и сервисам в зависимости от роли пользователя, его работы и выполняемых функций. Обычно настраивается администратором портала,
  7. энтерпрайз поиск (enterprise search).

Большинство людей не чувствуют разницы между кастомизацией и персонализацией. Если кастомизация – это возможность настройки портала конечным пользователем, то персонализация – это возможность портала изменять (подстраивать) предоставляемую информации в зависимости от роли пользователя, должности сотрудника, места/страны доступа, результатов его предыдущих запросов и т.д.

Часто под порталом ошибочно понимают CMS (англ. Content Management System – система управления контентом), обычно подразумевая Web систему управления контентом (сокр.от англ.WCM system — Web Content Management system). Контент – это содержимое Web-сайта: текст, изображения, ссылки, видео и т.д. WCM – это CMS, созданная для упрощения публикации Web-контента на Web-сайт, обычно позволяющая владельцам и сотрудникам сайта управлять контентом сайта (создавать, редактировать, удалять) без технических знаний любых языков программирования, таких как HTML/XHTML, CSS, JavaScript, а так же закачки файлов на сервер (например при помощи FTP). WCM так же могут предоставлять стандартные сервисы: контроль доступа, использование ролей, система поиска по сайту и т.д.

CMS – обычно является частью портала. Большинство крупных поставщиков портальных решений включают в состав своего продукта CMS, создавая таким образом законченное решение. Поэтому в список свойств продукта обычно добавляется «контент менеджмент». CMS надо будет посвятить отдельную статью. Скажу лишь, что для Java существует минимум два стандарта регламентирующих API CMS: JSR 170 (Content Repository for Java technology API) и JSR 283 (Content Repository for Java Technology API Version 2.0).

Считается, что первые порталы появились в середине 90-х прошлого века. Флагманами стали Web-порталы, такие как AltaVista, AOL, Excite, and Yahoo!, предлагавшие интеграцию новостей, электронной почты, погоды, биржевой информации и функций поиска, путем создание изолированных модулей, которые в последствии стали называться портлетами.

Вскоре у предприятий появилась необходимость в web-ориентированных фреймворках, которые бы позволили строить порталы с нулевого цикла. Пионерами в этой области стали Epicentric, Plumtree Software and Viador. В последствии Epicentric была куплена Vignette в 2002г., в свою очередь Vignette была куплена Open Text в 2009г. Plumtree Software была тоже поглощена BEA Systems в 2005, которая стала частью Oracle в 2008г. Viador существует до сих пор и не была поглощена другой компанией.

Большинство порталов стали поставляться как надстройки над уже существующими апликайшен серверами (так поступили BEA Systems, IBM, Oracle Corporation, Sun Microsystems и JBoss).

Как ни странно, но архитектура энтерпрайз порталов прочно прижилась на Java- платформе, чего нельзя сказать о .NET и PHP. В 2003 производители энтерпрайз порталов на базе Java-платформы объединились и создали стандарт JSR-168 (Portlet Specification). Стандарт определял API для взаимодействия энтерпрайз портала и портлетов. В последствии, появилась вторая расширенная и усовершенствованная версия — JSR-286 (Portlet Specification 2.0), финальный релиз которого выпущен в 2008г.

С точки зрения конечного пользователя портал представляет собой набор Web-страниц (портальных-страниц), на каждой из которых размещены портлеты. Портлеты – это независимые Web-приложения, каждое из которых отображается на портальной странице в виде маленького окна. Заголовок окна содержит иконку, название портлета и управляющие кнопки. Окно портлета можно сворачивать, растягивать на весь экран и возвращать в стандартное состояние путем нажатия на соответствующую управляющую кнопку в его заголовке. Детальное описание устройства портала и его дизайна будет рассмотрено в одном из продолжений данной статьи.

Для Java-платформы существуют JSR-168 и JSR-286, но таких стандартов для .NET и PHP нет. Поэтому производители .NET и PHP порталов вместо термина портлет широко используют термин виджет (widget).

Поговорим о достоинствах использования энтерпрайз порталов:
1. Главная цель портала — это концентрация информации в рамках одного Web-сайта (Интернет-ресурса). Как следствие, главное достоинство — возможность ускорить принятие решения, на основании информации, предоставляемой порталом.
2. Разработка ведется модулями (портлетами), что позволяет разрабатывать сложные системы итеративно, относительно маленькими независимыми командами. Упрощается механизм обновления портлетов, введение их в эксплуатацию и их вывод из эксплуатации.
3. CMS позволяют упростить наполнение портала контентом, что обычно не требует каких-либо знаний программирования.
4. Существуют стандарты для Java платформы.
Говоря о достоинствах нельзя не сказать и о недостатках:
1. Сложности передачи информации от одного портлета к другому (интерпортлет коммуникации).
2. Специфичность Portlet API и существенное отличие от стандартного Web-программирования.
3. Стандарты JSR-168 и JSR-286 описывают только API взаимодействие портлета и портлет-контейнера, при этом не стандартизируя архитектуру портала.

Для того, чтобы представить лидеров на рынке энтерпрайз порталов воспользуемся отчетом агентства Gartner за сентябрь 2010 – ниже представлен магических квадрат. В магическом квадрате размещены компании, предлагающие портальные решения, доход которых за 2009 год был выше 4 миллионов долларов. Нас интересует правая верхняя часть изображения, в которой размещены лидеры.

Лидирует Microsoft со своим MS SharePoint. Далее идет IBM с WebSphere Portal Server. Следующую позицию занимает Oracle с 6 порталами: два «старых» портала Oracle (WebCenter и Oracle Portal), 2 портала от BEA Systems (WebLogic Portal и AquaLogic), портал от Sun Microsystems и портал от PeopleSoft. Четыре последних портала появились у Oracle как результат поглощения BEA Systems, Sun Microsystems и PeopleSoft. Все 6 порталов находятся в продаже, и пока неясно как Oracle будет вести консолидацию продуктов для снижения издержек разработки и сопровождения. После Oracle идет SAP с SAP NetWeaver Portal. Заключает список лидеров Liferay с open source реализацией Liferay Portal.

image
Рис.1. Магический квадрат горизонтальных порталов от агенства Gartner (сентябрь 2010)

Данная статья описывает существующий рынок портальных технологий, но уже существует портальное решение нового поколения (см. http://www.ajaxportal.org и http://code.google.com/p/ajaxportal/).


Полезные статьи по теме:
  1. http://www.gartner.com/technology/media-products/reprints/microsoft/vol13/article10/article10.html
  2. http://en.wikipedia.org/wiki/Enterprise_portal
  3. http://www.conteq.ru/blogs/sales_marketing_microsoft/gartner_otvodit_microsoft_sharepoint_2010_lidiruyuwuyu_rol/


продолжение следует
Tags:
Hubs:
+3
Comments 10
Comments Comments 10

Articles