Pull to refresh

Возврат денег за предустановленную OEM Windows — создадим прецедент?

Reading time 4 min
Views 12K
Приветствую, уважаемое Хабрасообщество.

Предлагаю создать прецедент по возврату денег за предустановленную ОС Windows, причем при покупке в интернет-магазине. Готов быть подопытным хомячком, нужна ваша помощь и поддержка.

Преамбула


Ситуация такова — приобрел в интернет-магазине you2you.ru нетбук Lenovo Thinkpad x120e на базе E-350. Привез мне его курьер. Нетбук был включен для проверки железа, дошел до экрана с текстами двух лицензионных договоров — MS и Lenovo, я не стал принимать эти соглашения и выключил его. Важно упомянуть — о том, что я хочу купить нетбук без ОС, я неоднократно говорил менеджерам и сотрудникам магазина, начиная с первого звонка, когда был сделан заказ. Заранее позаботился и об отправке письма с пометкой «для юриста» на e-mail интернет-магазина следующего содержания:
> Добрый день.
>
> 27 июля я сделал заказ в интернет-магазине, номер заказа 10005. Дата доставки — 30 июля.
> Речь идет в нетбуке Lenovo Thinkpad x120e (вариант с кодом процессора E-350).
> На нем предустановлена ОС Windows 7 Professional, OEM версия.
>
> В соответствии с лицензионным соглашением Windows 7 Pro OEM, а также с ЗоЗПП, я имею право отказаться от предустановленной OEM-версии ОС, с возвратом денег в размере ее стоимости, либо с пропорциональным уменьшением цены. Хотя к делу это отношения не имеет, у меня несколько серьезных причин для такого отказа, в частности — использование альтернативной ОС (дистрибутив Linux), и отсутствие достаточного места на моем SSD-диске, который будет установлен вместо штатного, для Win7 Pro.
>
> Заказ мною еще не получен, но я хотел бы решить данный вопрос как можно раньше — технически, можно решить этот вопрос с курьером — вернуть ему все документы, относящиеся к ОС, диски, в его присутствии отформатировать жесткий диск (после проверки работоспособности компьютера) и удалить с корпуса наклейку.
>
> Надеюсь на понимание и сотрудничество.
> С уважением,
> Ф.И.О.

Мне ответили, что письмо переправлено юристу:

Ответа от юриста не последовало, что неудивительно. Какой смысл переписываться с клиентом, желающим реализовать свое право и создающим тем самым проблемы и убыток продавцу? Пускай сначала купит, а потом будем разбираться. При общении с курьером и представителями интернет-магазина по телефону выяснилось, что случай в их практике первый, и процедуры для него не предусмотрено. Точнее, якобы есть очень хитрая схема, включающая в себя заказ железяки в Lenovo, которая позаботится об удалении наклейки и форматировании диска — по понятной причине, в эту схему я не укладываюсь. Обратите внимание — стоимость OEM-версии Win7 Pro, указанная на сайте Lenovo, составляет 3000р — весомая лично для меня сумма. Учитывая, что я собираюсь использовать на купленном нетбуке Archlinux — не попытаться ее вернуть равнозначно сжиганию трех тысячных бумажек зажигалкой. Глупо, не правда ли?

Итого имеем с гусь: интернет-магазин пойти навстречу отказался, но можно попробовать отстоять свои права.

Основная идея данного топика


Согласно найденной мною в интернете информации, я имею совершенно полное право потребовать деньги за неиспользованную OEM-версию ОС. Примеры «найденной информации»:

www.it-legal.ru/forum/index.php?showtopic=28
брошюра «Возврат денег за предустановленную операционную систему», автор Протасов, pdf
Регламент возврата средств за OEM-винду на сайте Lenovo — подобные регламенты были разработаны компаниями ASUS, Lenovo, Samsung и прочими производителями под давлением ФАС, насколько мне известно. Позабавила приписка про то, что M-Video не поддерживает данную программу. Извините, мы не оказываем услуги по исполнению законодательства РФ, ха-ха.

Основная проблема в том, что я не представляю себе сейчас порядок действий и поэтому прошу помощи у юридически грамотной части хабрасообщества. Готов действовать и идти до конца, писать заявления в организации (ФАС, Роспотребнадзор и проч.), отправлять по почте документы, обеспечить доставку нетбука до продавца, ждать необходимые сроки — лишь прошу объяснить, как мне следует действовать.

Давайте вместе попробуем переломить эту систему, в которой каждый покупатель компьютера покупает в довесок OEM-лицензию Windows, хочет он того или нет. Закон о Правах Потребителя, в конце-то концов, на нашей стороне.

Дополнительно по теме


Понятное дело, что у продавца возникает проблема — откуда компенсировать убытки за купленную, но не проданную лицензию. Так вот — это проблема выработки схем взаимодействия компании Microsoft, сборщиков компьютеров и розничных продавцов, и она никак не связана с необходимостью исполнять закон. Пока покупатели, то есть мы с вами, не насядем на продавцов с неприятным, но законным требованием — вышеупомянутые схемы разрабатываться не будут. Никто, грубо говоря, не почешется. С конечным покупателем взаимодействует продавец, и юридически именно продавец несет перед ним ответственность за возврат средств — так я понимаю.

Помимо прочего, я звонил в тех.поддержку компании Lenovo. Там меня уверили, что продавец юридически обязан вернуть мне средства за неиспользуемую ОС. Но был обнаружен забавный факт — регламент по возвращению средств находится на сайте Lenovo, но саму компанию как-бы и не затрагивает (речь в нем идет только о продавце), а для самих продавцов этот регламент — филькина грамота и тем более ни к чему не обязывает. Хотелось бы получить по этому поводу комментарии представителей Lenovo.

Звонки в местные (Тольятти) общества по защите прав потребителей ничего не дали — там мне ничего вразумительного по данному вопросу сказать не смогли, прецедентов действительно не было, и люди просто не знают о такой проблеме. Но готовность помочь проявили, что уже радует.

СПАСИБО ВСЕМ ОТКЛИКНУВШИМСЯ И ПОМОГАЮЩИМ! ОЧЕНЬ МОТИВИРУЕТ НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ. БУДУ ОБНОВЛЯТЬ ТОПИК ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ.

Tags:
Hubs:
+121
Comments 354
Comments Comments 354

Articles