Pull to refresh

Android — первый на рынке. Что теперь?

Reading time7 min
Views3.9K
В марте прошлого года я написал небольшую заметку о перспективах и проблемах платформы Android, где, среди прочего, почти сразу же сказал, что в ближайшее время Android займет лидирующую роль на рынке смартфонов. И хотя многие комментаторы усомнились в этом заявлении, время показало, что я был прав. В этой же заметке я хочу поделится рассуждениями на счет того, куда будет двигаться данный рынок дальше и какие изменения на нем, возможно, произойдут в будущем.



Начать, наверное, стоит с холодного душа для тех, кто очень рад тому, что Android стал самой продаваемой ОС для смартфонов, т.к. ничего хорошего в этом факте нет ни для кого, кроме Google. Почему? Потому, что такой скорый «успех» на рынке, со значительной долей вероятности, негативно отразится на развитии и улучшении системы в будущем. Просто потому, что лидерские позиции, как в целом, так и в определенных сегментах, расслабляют, что неоднократно подтверждалось другими компаниями и в сфере телекоммуникаций, и в остальных сферах. Во многом, быстрое развитие и качества Android, которые мы видели ранее, можно объяснить как раз конкуренцией и движением к первому месту. Сейчас же, скорее всего, темп инноваций и развития платформы существенно снизится, что, среди прочего, отразится и на темпе релизов новых версий платформы.

А ведь проблем у Android, как платформы, до сих пор прилично, если не закрывать на них глаза из-за излишнего фанатства. При этом, среди проблем встречаются как чисто технологические, так и организационные или даже «политические».

Наверное, самая известная проблема — это фрагментация платформы. Хотя кому-то может показаться, что сейчас эта проблема уже неактуальна, мол Android 2.2 работает на более чем половине Android устройств, однако на самом деле реальность куда плачевнее. За более чем год (не самый малый срок, особенно в таком динамичном сегменте рынка) с момента релиза версии Android 2.2 (Froyo) данная версия заняла долю всего лишь в 51.8% от общего числа работающих Android коммуникаторов. Более того, на сегодняшний день она уже перестала быть самой новой, ведь вышел Android 2.3 (Gingerbread). Конечно, можно кивать на производителей-операторов, которые тормозят с обновлениями, но ведь позволил сформироваться такой ситуации никто иной как Google, но не будем сейчас об этом.



Фрагментация платформы, кстати, проявляется далеко не только как фрагментация на различные версии, о которой, обычно, говорят, но и как «дробление» системы на версии конкретных производителей. Да, в целом система остается той же самой, а главное в большинстве случаев она таки совместима со сторонними приложениями из Android Market, но вмешательство производителей со своми фирменными оболочками довольно-таки сильно разносит Android по лагерям отдельных производителей в плане UX. Хотя и производителей с их мотивами тоже можно понять, тем более, что делают они это не от хорошей жизни. И это является одной из составных частей общей проблемы Android как системы, о которой я упомяну позже.



Еще одна проблема проблема Android — проблема рынка ПО для него, который находится далеко не самом лучшем состоянии. Речь о не количестве «голов» в магазине Android Market, а скорее о его работе как магазине. Магазин завален множеством второ- и третьесортного ПО, но и это далеко не самая большая проблема. Проблема в том, что сторонним разработчикам очень сложно зарабатывать в Android Market деньги. Причин тому есть множество: доступность возможности вернуть деньги за приложение, огромный уровень пиратства, нежелание пользователей платить за приложения и т.д и т.п. Что мы видим в итоге? Значительная часть разработчиков пытается заработать на рекламе, встроенной в ПО. Серьезные же разработчики ПО как то не очень стремятся выпускать версии своих приложения в Android Market, некоторые даже продают приложения за его пределами. Лучшими показателями является то, что такая компания как Amazon занялась созданием своего магазина для Android приложений, а Google начал движение с целью улучшить ситуацию с Android Market — насколько оно будет успешным, покажет время.

Так в чем же главная проблема с Android, которая и вынуждает производителей работать так (мягко говоря, не самая лучшая ситуация с обновлениями, установка crapware и фирменных оболочек и т.д.), как они работают? Дело в том, что значительная, если не сказать большая, часть производителей Android смартфонов зарабатывает с них очень мало денег. Лучше всего это можно проиллюстрировать информацией от Asymco за четвертый квартала 2010 года.



Чуть выше вы можете наблюдать перераспределение долей прибыли между восемью производителями мобильных телефонов. Как можно сделать вывод из данного графика? Единственными производителями Android аппаратов, которые получают с них нормальную прибыль, являются компании HTC и Samsung, причем на счет Samsung нельзя быть таким категоричным т.к. для нее Android смартфоны являются далеко не единственной продукцией в секторе мобильных телефонов. Но, даже если считать Samsung, то легко заметить, что такая огромная махина как Samsung имеет долю прибыли всего в два с небольшим раза больше от такой небольшой, в сравнении с остальными, компании, как HTC. Компании LG, Motorola и Sony Ericsson, как еще одни производители множества популярных Android смартфонов, почти ничего не зарабатывают своей работой. Подавляющую же долю прибыли получают компании, которые выпускают продукцию, работающую под своей платформой — Apple, Nokia и RIM.

Производители же Android аппаратов получают достаточно малые деньги с каждого проданного телефона. Именно по этой причине мы и «имеем то, что имеем». Производители готовы за пару лишних долларов с трубки предустанавливать на них неудаляемый crapware, не могут и не хотят уделять внимание, время и ресурсы обновлениям ПО и, главное, заняты разработкой фирменных оболочек. Причем тут оболочки — спросите вы? Дело в том, что этим производителям в своих попытках получить прибыль при продаже аппаратов необходимо создавать некую добавленную стоимость, которая бы позволила сделать аппарат лучше для покупателя, позволив запросить за него больше денег. Кроме того, для улучшения продаж производитель хочет дифференцировать свою продукцию от продукции конкурента, чтобы она отличалась в глазах покупателя. Как часто при чтении характеристик нового Android смартфона у вас возникает чувство дежавю? Разрешение дисплея в 800 x 480 пикселей, процессор с частотой в 1 Ггц и 512 Мб оперативной памяти, Android 2.2 на борту и так далее — с точки зрения значительной части технических характеристик, большая часть аппаратов является тем жем самым, что очень плохо с точки зрения конкуренции т.к. обезличивает устройства, а производителей превращает в унылых сборщиков однотипной продукции, единственным отличительным фактором которых является цена, которая, в таком случае устремляется вниз.

Именно для дифференциации своей продукции производители и разрабатывают оболочки т.к. это позволяет сильнее выделить свою продукцию на фоне конкурентов. Сильно ли похож HTC Sense на Samsung TouchWiz или на MotoBlur? В этом то и дело. Тем не менее, прибыль с конкретного телефона все равно остается низкой, поэтому основная ставка производителями делается на частую смену моделей, даже если каких-то существенных отличий между ними нет, с целью продать человеку все новые и новые телефоны. Именно поэтому большая часть Android аппаратов, в данный момент, никогда не дождется обновлений — производитель и так мало заработал на продаже аппарата, куда там еще обновление делать, лучше постараться продать клиенту новый телефон. Тем более, что разработка обновления действительно занимает прилично времени и ресурсов, хотя бы на доскональное тестирования всего и вся.

Именно ставка производителей на замену телефона новой моделью, а не обновление ПО существующего аппарата, и вызывает ситуацию с фрагментацией Android по версиям — доля старых версий, в подавляющем большинстве случаев, вытеснятся большим объемом (ведь рынок смартфон достаточно динамично растет) более новых аппаратов, которые сразу продаются с более новой версией Android. Исключениями из этой «порочной» практики являются разве что выпуск обновлений для некоторых моделей, которые разошлись уж очень большим тиражом (в отношении конкретного производителя) и обновление которых займет не так много времени (т.к. обновляет одна модель у множества клиентов), что можно видеть на примере Motorola Droid. Еще одним исключением являются аппараты, которые выпускаются незадолго после выхода очередной версии Android (например выход на рынок телефона с Android 2.1 через два месяца после выхода Android 2.2) — они могут получить обновление просто для того чтобы эти аппараты не казались покупателям устаревшими через пару месяцев, когда другие производители выкатят на рынок устройства с более актуальным ПО.

Эти и другие проблемы Android как мобильной платформы, скорее всего, можно решить тем или иным образом, но вот будут ли над ними серьезно работать, особенно после того как Android занял достаточно прочные позиции — это большой вопрос. Главного бенефициара этой платформы — ее разработчиков, все и так более чем устраивает, ведь свою функцию она исполняет. Деньги зарабатываются с показа рекламы и использования фирменных сервисов, а не с продажи лицензий на систему производителям.

В любом случае, в ближайшей перспективе, хотя и не так быстро, но доля Android продолжит расти за счет RIM и Nokia, которым, пока что, попросту нечего противопоставить в плане современных мобильных платформ. Сколь-либо реальным конкурентом для Android, кроме Apple iOS, сможет выступить только Windows Phone 7 от Microsoft и webOS от HP (но здесь должно произойти чудо). Именно Windows Phone 7 может в будущем отнять у Android достаточно широкую часть рынка. Хотя старт платформы Windows Phone 7 нельзя назвать сверхуспешным, стоит помнить, что и Android не с первого дня начал обретать популярность, тем более таки два миллиона лицензий на Windows Phone 7 продать производителям удалось.



При этом на стороне Microsoft достаточно много факторов, многие факторы из который как раз направлены на производителей, а не только покупателей. Здесь можно вспомнить и более простой процесс разработки смартфонов для Windows Phone 7, и поддержку компании Microsoft в продвижении аппаратов, и более плотную работу с производителями и разработчиками (Microsoft даже сотрудничает с создателями jailbreak для своей платформы). Можно даже вспомнить и наболевшее отсутствие проблем с патентами, которое не светит производителям Android аппаратов, в отличии от производителей Windows Phone 7 смартфонов. В целом же, уже были сведения, что некоторые компании в ближайшее время больше внимания будут уделять устройствам с Windows Phone 7, чем их Android собратам.

Для пользователей же устройства с Windows Phone 7 могут обеспечить достаточно много того, чем сейчас не может похвастаться Android, в том числе хороший уровень мобильного гейминга (Xbox Live в этом плане отличный инструмент продвижения платформы) и хороший уровень поддержки MS Office (многим важно для работы), а главное — отличный уровень «отшлифованности» системного ПО на телефоне.

Конечно, все будут зависеть от усилий Google и Microsoft, но я вполне могу допустить ситуацию, что в течении пары лет Windows Phone вытеснит Android из высокого и среднего сегментов смартфонов, где стоимость лицензии на ПО для производителя мало влиет на что либо. Хотя вполне возможна и ситуация, что Microsoft все «зафейлит», окончательно проиграв мобильный рынок, но, судя по их настрою, они не намерены этого допустить, любой ценой. А каково ваше мнение?
Tags:
Hubs:
+42
Comments105

Articles