Pull to refresh

Фрагментация Android, или гонка за инновациями?

Reading time 5 min
Views 1.8K
Original author: Michael Gartenberg
AndroidНесколько недель назад мне удалось побеседовать с отцом Android Энди Рубином. Энди — очень умный человек, который успел поработать над проектами в Apple, General Magic, WebTV и Danger перед тем, как стартовал Android. Мы успели обговорить уйму вещей, и в особенности уделили время теме фрагментации Android'а. Некоторое время назад, я описал свой взгляд на фрагментацию Android как платформы, которую можно сравнить с появлением уймы настольных Linux-дистрибутивов, и потенциальную возможность ОС превратится в груду устройств со специфическими модификациями от производителей, которые не имеют ничего общего друг с другом. Я потратил уйму времени на обдумывание нашей с Энди беседы, что вылилось в многократное переписывание этой колонки.

На сегодняшний день существует как минимум пять различных версий устройств с Android. Для того, чтобы дифференцировать устройства на рынке, производители часто прибегают к сильной кастомизации интерфейса, что в свою очередь в несколько раз усложняет миграцию на новые версии Android. Новые релизы устройств и обновлений прошивок устаревают в течении нескольких недель. Например, на момент выхода Google Nexus One мог запускать серию интересных приложений, таких как Google Earth, в то же время достаточно новый Droid этого позволить себе не мог, так как работал на Android 2.0, а не 2.1. Производители Tablet-устройств вынужденны придумывать разнообразные замены Android Market, так как Google запрещает установку Market на устройства подобного рода.

Во время нашей беседы Энди назвал несколько классических симптомов фрагментации платформы. Во-первых старое API отказывается работать на новых релизах ОС. Во-вторых разные версии Android Market предлагают различный набор приложений, что в свою очередь ведет к потере однородности платформы. Эти два факта справедливы как для настольных версий Linux, так и для Android.

HTC


Точка зрения Энди достаточно проста. Ситуация со старыми Android-устройствами, которые не могут быть обновлены до новых версий ОС, или не поддерживают новых приложений ни чем не отличаются от ситуации с iPhone 2007 года, который не будет обновлен до OS 4.0. Это не фрагментация, это моральное старение. Исходя из этого, моральное устаревание устройств сейчас в разы быстрее, чем когда бы то ни было. Главная причина всего этого — высокая скорость, с которой Google создает инновации. И они не собираются останавливаться на достигнутом.

Отражается ли эта прыть на партнерах Google негативным образом? Конечно. Разница лишь в том, что Google верит что их собственная партнерская модель на данный момент фундаментально отличается от любых других. Никто из вендоров не платит ни цента, следственно взаимоотношения между партнерами строятся совершенно иным образом, в отличии от ситуации когда производитель лицензирует ОС. В случае с Microsoft каждый поставщик для того, чтобы быть частью экосистемы Windows Mobile должен выплачивать определенное роялти. Таким образом все вендоры считаются равными, что на самом деле является плохой идеей. Некоторые поставщики WinMo-устройств разрабатывают действительно отличные телефоны, в то же время большинство других выпускают бездарные поделки, которые выставляют платформу в негативном свете. Не все вендоры могут поддерживать заданный темп, и Microsoft вынужденна задерживать ключевые релизы, препятствуя тем самым разработке новейшего железа.

У Google на этот счет совершенно другое мнение. Android — это не летний лагерь для поставщиков. Google относится ко всем вендорам, как к равным, однако не будет сбрасывать обороты в погоне за инновациями в угоду слабым игрокам. Постоянно повышая планку требований к железу и ПО, Google поддерживает свой темп внедрения инноваций, и тем самым четко дифференцирует устройства на рынке. Выпуская Nexus One Google не стремилась побить рекорды продаж. Компания преследовала другую цель — поднять планку железа Android-устройств на новый уровень. Как известно: хочешь сделать хорошо, сделай это сам.

Каков же конечный результат? Высокий темп инноваций, который не собирается сбрасывать обороты, поднимая тем самым ставки на очень высокий уровень. Таким образом то, что можно было бы представить фрагментацией рынка на самом деле результат укороченного цикла инноваций. Более старые устройства выходят из игры намного быстрее, чем ранее. Однако это та цена, которую платят все для того, чтобы как можно быстрее внедрить новые инновации на рынке. Почему же производители планшетных ПК не имеют доступа к Android Market? Аргументация Google проста: подобного рода устройства, которые несовместимы с текущими аппаратными стандартами платформы, могут очень быстро привести к фрагментации оной. Продолжайте в том же духе, но не пытайтесь прыгнуть выше головы, говорит им Google.

Я пожалуй соглашусь с тем, что Android не является фрагментированной платформой. По крайней мере в классическом понимании, но на практике результат остается таким же. Устройства устаревают в течении считанных месяцев, а самые лучшие партнеры Google не успевают за еженедельными релизами платформы. Даже хуже, пользователи чувствуют себя словно на передовой: на рынке присутствует головокружительное количество устройств, которые считаются устаревшими уже на момент покупки, так как их платформа уже не является актуальной. Что в свою очередь заставляет пользователей повременить с покупкой или купить устройство конкурента.

Всему виной открытая природа Android. Google никоим образом не контролирует как именно вендоры распоряжаются Android, но все время поднимает уровень темпа и видения перспектив развития платформы. В конце концов, партнеры Google и потребители их продукции определят, приемлимо ли такое отношение к програмной платформе или нет.

От переводчика



Безусловно, инновации которые Google представил на последнем Google IO радуют глаз, однако какова их цена? Эту цену платим мы с вами, а также производители устройств. Ввязавшись в игру под названием Android, вендоры получают не только все преимущества от Android, но и огромное количество рисков. Играя на стороне Google производители попадают в прямую зависимость от компании, а также от пользователей, становясь таким образом заложником сложившейся ситуации. Ведь риск не только в том, что совсем свежие устройства автоматически становятся устаревшими при выходе новой версии Android (Moto Droid, HTC Desire, HTC Legend). Производители также рискуют потерять лояльность потребителей, так как циклы разработки Google и конечных вендоров не совпадают, а огромный маркетинговый маховик Google/Android работает на всю мощь. Таким образом у потребителей формируются ложные ожидания от производителя, которые в итоге выливаются в негатив (владельцы HTC Hero, HTC Tattoo, Samsung Galaxy знают о чем я).

Какой же выход из данной ситуации? Со временем гонка инноваций наверняка остановится, или перейдет на уровень Tablet-устройств. Будут ли производители выпускать Android-устройства с такой же скоростью, как делают это сейчас? Или они переймут бизнес-модель Apple выпуская по одной модели устройств каждый год, а основной заработок будут составлять сопутствующие сервисы? Все эти вопросы остаются открытыми, ясно только одно. Любой производитель будет стараться подмять всю инфраструктуру под себя. Первой ласточкой послужила Samsung Bada, HTC также разрабатывают собственную альтернативу Android/Bada. Во что это выльется — покажет время, однако Google нужно предпринимать меры, иначе платформа утратит доверие пользователей и производителей.
Tags:
Hubs:
+42
Comments 132
Comments Comments 132

Articles