Pull to refresh

Как написать книгу и не сойти с ума

Reading time 4 min
Views 4.6K
Помните тот старый пост, в котором я рассказывал о том, что пишу книгу “Секреты приложений Google”? Права народная мудрость: скоро сказывается только сказка. Тем не менее, в июне этого года, спустя 440 дней после того, как файл “Секреты приложений” появился на моем рабочем столе, книга увидела свет. Мне кажется правильной идея подводить итоги своих проектов и делиться с окружающими тем, что получилось, а что пошло не так, как ожидалось. Компания, в которой я когда-то работал, называла эту практику “Lessons learned”, на Западе такую штуку все чаще зовут “Project post mortem review”, а на русском языке это просто-напросто “Разбор полетов”.

image

1. Сроки. Поиски издательства начались в момент, когда рукопись была написана ровно наполовину. Тогда я считал, что это правильный подход: мне было, что показать редактору кроме оглавления. Да и сам я, пройдя половину пути, понимал, сколько времени займет написание остальных глав. Но даже с таким солидным заделом времени поиски достойного паблишера закончились лишь спустя пару месяцев после того как текст был готов. Время начало работать против меня: инженеры Google не сидели без дела, и мне в практически ежедневном режиме приходилось вносить в рукопись правки, связанные с новыми фичами и опциями. Это не значит, что я сейчас начну советовать каждому начинающему писателю бегать по издательствам, не имея за душой ничего, кроме идеи. Смысл в другом: дойдя до “экватора” рукописи и убедившись в серьезности собственных намерений, направьте все усилия на поиски того, кто согласится издать вашу книгу. Составьте электронную таблицу со списком издательств, адресами их сайтов и электронными ящиками, на которые вы будете отправлять свои заявки, отслеживайте, кто ответил, а кто нет. Напишите грамотное и внятное описание того, о чем будет книга, постаравшись в нескольких предложениях описать отличительные черты вашего будущего творения. Это непросто! Так, от нескольких издательств я получил отказ с объяснением, что текст написан “очень художественно”, что нетипично для технической литературы. Чудесно! В последующие заявки издательствам я честно включал это замечание, но пояснял, что многие люди (включая, кстати, меня самого) предпочитают именно такой стиль изложения: объяснение сложных понятий простым языком, с многочисленными скриншотами и примерами из жизни автора.

2. Задачи. Не думайте, что работа автора заканчивается на этапе подготовки текста. Будьте готовы к тому, что вам нужно придется работать с правками редактора, собирать отзывы о книге авторитетных людей (их выносят на обложку книги — это повышает продажи), работать над аннотацией и, наконец, всецело помогать продвижению книги уже после того, как она появится на прилавках магазина: отвечать на вопросы читателей в блоге, участвовать в семинарах и выставках и даже (если повезет!) встречаться с читателями в книжных магазинах.

Многие из этих задач можно и нужно “параллелить”. Например, письма с рукописью и просьбой написать отзыв стоит отправить экспертам, не дожидаясь окончания редактуры — чтение вашего творения может затянуться, а вы ведь не хотите затягивать момент выхода вашей книги, правда? Увы, здесь я проявил себя не лучшим образом — главным образом потому, что вообще не знал, что такие отзывы могут понадобиться. Хотя мог бы догадаться, что таковые потребуются. Не повторяйте моих глупых ошибок и делайте все заранее.

3. Расписание.

Пожалуй, ритм — самое главное в этом деле. Писать книгу урывками, на бегу, по выходным наверное можно, но тогда этот процесс может растянуться не на один год, а время в случае с технической литературой работает, как я уже написал, против нас. Поэтому я отнесся к проекту создания текста как к еще одной работе: каждое утро отправлялся в читальный зал своей альма-матер и проводил там не менее трех-четырех часов, стуча по клавишам. Атмосфера “читалки” отлично настраивает на рабочий лад и не дает расслабиться. По ежедневно выдаваемому “на-гора” объему текста ограничивать себя не стал: ясно ведь, что это сильно зависит от сложности материала, о котором идет речь. Пару раз показывал рекорды продуктивности в 12-14 тысяч знаков в день, но обычно этот показатель находился в районе 5-6 тысяч. Так за четыре месяца был написан текст объемом в 370 килобайт.

4. Поток.
Открыть ноутбук, запустить текстовый редактор и облечь поток знаний в буквы и цифры, не отвлекаясь на посторонние раздражители вроде ICQ или Facebook, иногда невероятно сложно. Огромное спасибо Виталию Колеснику, познакомившего меня с методикой Питера Элбоу под названием Freewriting. Очень коротко, без подробностей и тонкостей, ее можно описать так: открываем ноутбук и начинаем писать первое, что приходит в голову. Первые пять минут, пару абзацев — о чем угодно. О погоде, о политической ситуации в стране, находящихся рядом людях… Написав несколько строчек текста такой “разминки”, вы обязательно почувствуете, что в голове начинают появляться предложения, непосредственно относящиеся к теме вашей книги. Не останавливайтесь, продолжайте писать! “Мусорные” абзацы вы выбросите позже, а сейчас самое важное — двигаться дальше. “Споткнувшись” на сложном месте, очень просто остановиться и начать выяснять, например, тонкости настроек доступа в Google Sites или список экспериментальных опций Gmail. Но для этого нужно будет переключиться в браузер и прочитать документацию! В браузере вы в свою очередь заметите, что пришла свежая почта, а RSS-читалка полна забавных историй с bash.org.ru… Поздравляю — вы выпали из “потока”, теперь все нужно начинать сначала. Попавшись в эту ловушку, я выработал для себя следующее правило, которое отменно работает: в сложном, проблемном месте нужно поставить себе маленькую напоминалку: например, значок *, после чего двигаться дальше. Закончив работу по созданию текста, переключайте голову в режим редактирования — убирайте опечатки, правьте стилистику, а заодно разбирайтесь в проблемных местах — “звездочки” не дадут вам их потерять. Лучшего способа оставаться “в потоке” я пока не придумал.

Написание книги — необычный и интересный проект, который дает возможность почувствовать самого себя сразу в нескольких ролях: писателя, редактора, исследователя и даже дизайнера. Да, путь от первого слова до еще пахнущего типографской краской сигнального экземпляра таит в себе немало сложностей. Но если вам есть, что сказать миру, дело того стоит. Точно вам говорю: тираж книги, по словам издательства, подходит к концу.

P.S. В комментариях спросили, решил ответить и здесь: книгу можно купить в популярных интернет-магазинах.
Tags:
Hubs:
+105
Comments 58
Comments Comments 58

Articles