Pull to refresh

DDR для головы, или как работает наша память.

Reading time3 min
Views5.9K

     Несколько лет назад зарубежные ученые в результате анализа результатов инструментальных исследований работы головного мозга создали новую модель работы человеческой памяти, с которой согласились большинство специалистов. Но языковый барьер стал преградой на пути распространения этой информации, и переводов и упоминаний об этом на русском практически нет.
     Из этой модели следует, что термин «кратковременная память» является всего лишь удобной научной абстракцией, не имеющей физиологических эквивалентов.  Он признан устаревшим, а теория Миллера (1956) о ее емкости 7+\-2 элемента считается просто абстрактной теоретической моделью для удобного объяснения результатов  его экспериментов.
      Новые исследования дали результаты,  позволившие создать модель для  ранее введенного термина  «рабочая память» - по аналогии с оперативной памятью компьютера.  Коуэн (2001) установил, что количество элементов информации, с которыми мозг может выполнять одновременно логические операции, равно четырем и этому соответствуют реальные приборно фиксируемые процессы в мозгу. Дальнейшее развитие этой теории дал Оберауэр(2002), установивший, что из этих четырех элементов активным в конкретный момент времени может быть только один (подтвердив невзначай теорию доминанты Ухтомского (1926)).
      А как же это согласуется с экспериментальными данными Миллера, неоднократно перепроверенными и подтвержденными другими экспериментаторами? На этот вопрос дает ответ теория объединения структур в «долгосрочную рабочую память» Эриксона и Кинтша (1995). Когда рабочая память загружена полностью, эти 4 элемента объединяются в одну структуру и выгружаются в такую память, своеобразный «файл подкачки», занимая в рабочей памяти только одно место под адрес этой структуры, а в освободившиеся три места загружаются дополнительные 3 элемента — вот вам и магические 7 элементов «кратковременной памяти»!
      Таким образом, наша рабочая память напоминает простейший арифметический калькулятор -  две ячейки для исходных данных, одна  для операнда  и одна для конечного результата. Это подтверждает и приобретшая большую популярность теория когнитивной перегрузки Д. Свеллера (1998), экспериментально доказавшего, что при полной загруженности рабочей памяти возможность выполнять над ее элементами логические операции резко падает.
      Например, проанализируйте фразу:
«Память от TRANSCEND на 800MHz дешевле памяти от Kingston на 667Mhz, но память от Hynix на 512Мб дороже памяти от TRANSCEND на 1 Гб».
   В этой фразе всего семь элементов, но так как логические операции над ними нужно выполнять одновременно, она вызывает заметный когнитивный дискомфорт. Аналогично простейшая задачка для  младших школьников:
«Полтора рыбака поймали полтора судака за полтора дня. Сколько судаков поймают 6 рыбаков за 6 дней»

при решении в уме вызывает непреодолимые трудности для 98% взрослого образованного населения, так как количество данных, которые нужно удерживать в памяти для ее решения, превышает емкость рабочей памяти, делая невозможными логические заключения.  А  на бумаге ее решение элементарно, так как позволяет выполнить операции последовательно, не перегружая рабочую память.
        Эта модель позволяет совсем по другому взглянуть на основные обучающие приемы и методики  и наконец-то осознать  причины неэффективности большинства из них и неожиданную эффективность других, совершенно неочевидных и парадоксальных.  
        Подробнее об этих  моделях  можно прочитать  в  «Википедии»  или в попытке перевода. Полезно будет попытаться  примененить их и к анализу  методов преподавания иностранных языков.
Tags:
Hubs:
+32
Comments147

Articles