Pull to refresh

Легендарный семьдесят седьмой Akai

Reading time 5 min
Views 91K
Фанаты группы «Nautilus Pompilius» хорошо знают песню «Всего лишь быть» из альбома «Разлука» 1986-го года. Она сама по себе очень хороша, а этот кусочек текста я знаю наизусть:

У меня есть дома рислинг
И токай
Новые пластинки
Семьдесят седьмой Акай


И только совсем недавно я задумался: а что это, собственно, за 77-й Акай? Оказалось, что упоминание в песне — не единственное достоинство магнитофона Akai GX-77. Эта модель, пусть и не самая совершенная в техническом плане (были и покруче), невероятно хороша внешне и уж точно на порядок лучше советских аналогов. Конечно же, я не мог упустить шанс познакомиться с живым экземпляром этого магнитофона, и заодно вспомнить, каким был еще один исторический звуковой носитель, успешно существовавший параллельно с винилом и компактными кассетами. По-английски он называется «reel-to-reel», по-нашему — «катушки», «бобины» или официально «лента магнитная».




Пожалуй, в 2010 году, через 15 лет после того, как и винил, и бобины, и компакт-кассеты как-то перестали быть актуальными, стоит объяснить, чем отличался катушечный магнитофон от двух других распространенных носителей двадцатого века. В отличие от винила, магнитофон можно было использовать как для записи собственных музыкальных произведений, так и для переписывания фирменных пластинок с зарубежной музыкой. У моих родителей, например, не было ни одной фирменной пластинки, зато на катушках имелась вся актуальная музыка конца 70-х, аккуратно переписанная с винила. В отличие от компакт-кассет, «бобинник» обеспечивал заметно лучшее качество записи. Сказывалась как большая скорость движения ленты — 9,5 или 19 сантиметров в секунду (было и 38 см/c, но не для домашнего применения), против 4,76 сантиметра в секунду у компакт-кассеты, так и то, что сама лента была шире.



Выпущенный в 1981 году Akai GX-77 имел следующие технические характеристики:

Воспроизведение с катушек диаметром до 7 дюймов (длина ленты 525 метров)
Два комплекта из трех головок в каждом: для стирания, записи и воспроизведения
3 мотора: 1 для роликов, два для вращения катушек
Частотный диапазон: 25-33000 Гц при скорости 19 см/c, 25-26000 Гц при скорости 9,5 см/c
Соотношение сигнал/шум: >63 дБ при 19 см/c
Линейные вход и выход, вход для микрофона, опциональный проводной пульт управления



Среди особенностей магнитофона стоит отметить систему ручного и автоматического реверса, а также необычное расположение головок, под углом друг к другу. Лента подводится к головкам с помощью специального ролика, и такая система получила название «lambda loading system». Эта особенность — уникальная для GX-77, в других моделях использовалась классическая схема расположения головок. Весит магнитофон 17 килограммов, но в реальности он оказался достаточно компактным. Смотря с чем сравнивать, конечно, а сравнивать я мог только с отечественными моделями. Например, хорошо знакомый мне магнитофон Ростов-102 весит 25 килограммов.



Мне было интересно узнать, сколько стоил такой «гаджет» в 1981 году. На японском рынке Akai GX-77 серебристого цвета стоил 128 тысяч йен, черная модель была дороже — 132 тысячи. По курсу января 1981 года (29 лет назад!) это 632 американских доллара с копейками, с учетом инфляции — полторы тысячи. Так как житель СССР не мог просто так обменять доллары на рубли по официальному курсу, стоимость и, что главное, ценность подобной техники в нашей стране исчислялась совсем по-другому. Учитывая то, что цена даже на упомянутый «Ростов» составляла 850 рублей, купить себе «семьдесят седьмой акай» можно было не меньше, чем за тысячу, и при этом его еще надо было «достать». Подчас «доставание» было еще более сложной задачей, хотя и накопить столь огромную сумму, когда 200 рублей — это хорошая зарплата, было практически невозможно.



Несмотря на почтенный возраст, экземпляр «семьдесят седьмого», с которым я познакомился, выглядит очень бодро. Катушки можно закрыть специальной крышкой, которая откидывается наверх. Всевозможные переключатели и регуляторы неизменно вызывают у меня бешеный восторг, а здесь все это сделано с немалым вкусом. Одним словом — импортный товар!



Основные кнопки управления. Магнитофон практически мгновенно переключает «стороны» ленты, и может делать это автоматически. Вообще, он чрезвычайно легок в управлении, если сравнивать его, опять же, с не столь совершенными советскими магнитофонами тех времен. Никаких рычагов, которые нужно переключать с нажатием, усилием и скрежетом, здесь нет и в помине.



Электронный счетчик ленты показывает не «попугаи», а обычное время воспроизведения. С помощью кнопки справа его можно в любой момент обнулить.



Индикатор уровня записи или сигнала с линейного входа. Честно говоря, стрелочные индикаторы мне нравятся больше, но это дело вкуса.



Я записал небольшое видео с демонстрацией основных режимов работы магнитофона: воспроизведение, реверс и перемотка. Ничего особенного, просто повод для ностальгии :) Вид крутящихся катушек до сих пор неизменно завораживает. В современных аудиоустройствах, даже в качественных CD-проигрывателях, нет такого ощущения процесса, как в случае с «бобинником». Еще одно видео по этой ссылке в деталях показывает процесс подвода ленты к головкам. Оба видео лучше смотреть в HD.

Что ж, с момента выпуска Akai GX-77 прошло уже много лет, и, к сожалению, «бобинники» устарели больше, чем винил. Магнитная лента — менее долговечный носитель. Я до сих пор с удовольствием слушаю пластинки, которым больше 50 лет. А вот доставшаяся от родителей коллекция музыки на катушках практически непригодна к использованию: советская лента моментально осыпается, и после каждых пяти минут прослушивания приходится чистить головки. Магнитная лента иностранного производства более долговечна, и магнитофон сейчас может использоваться как для прослушивания старых записей, так и для переписывания музыки с винила: если у вас коллекционная пластинка стоимостью в тысячу долларов, вы вряд ли захотите запиливать ее до дыр. Магнитофон теперь либо специализированное студийное устройство, либо рабочий инструмент меломана.

Зато магнитофоны можно часто встретить в фильмах, сериалах и даже мультфильмах (ну и в песнях, конечно, в одной совершенно точно). В современной культуре «бобинник» чаще всего появляется в кадре вместе с сотрудниками спецслужб, намекая на то, что они пользуются ну очень серьезной техникой.



В шедевре Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» бобинник появляется в одной из самых известных сцен. Именно с него играют «Полет Валькирий» Рихарда Вагнера. В 1969, во время войны во Вьетнаме, уже существовали компактные кассеты, но катушечный магнитофон, конечно же, выглядит внушительнее.



Видимо, по тем же причинам Квентин Тарантино использовал магнитофон в «Криминальном чтиве». Если бы Миа, жена Марселлуса Уоллеса, включала музыку с CD-плеера, это бы выглядело совсем по-другому.

Хочу поблагодарить Константина Дилояна за возможность увидеть винтажный Akai GX-77 в действии. Кстати, магнитофон выставлен на продажу на Молотке. Показанные здесь рекламные постеры Akai GX-77 можно посмотреть в высоком разрешении на этой странице.
Tags:
Hubs:
+70
Comments 83
Comments Comments 83

Articles