Pull to refresh

Почему нет Blaсkberry в России. Взгляд изнутри

Reading time16 min
Views38K
Введение

Написав о том, что Blackberry нет в России, я, конечно, «покривил душой». Нет сомнений, что с того времени как компания Research In Motion (RIM, правообладательница торговой марки Blackberry) пришла в 2008 в Россию, многие уже успели узнать, что blackberry – не только «ежевика», но и «умный», а также очень модный смартфон, да еще плюс к этому одноименная услуга, что делает эти смартфоны уникальными, а услуги blackberry востребованными по всему миру, особенно среди корпоративных клиентов. Так почему же при высоких показателях продаж в США, а так же примерно одинаковой мировой доле (почти по 15% у каждого за 2010 год ) показатели в России Blackberry и Apple отличаются в разы (менее 1% и 15,06% ) что схоже с общемировой тенденцией? Почему услуга, завоевавшая весь корпоративный мир так «неуютно» чувствует себя в России?

Совокупная база двух операторов, оказывающих эту услугу (МТС и Билайн) составляет около 60 000 абонентов. В то время, как по миру их миллионы, Соединенные Штаты Америки насчитывают около 26% от 46 млн армии пользователей или около 12 млн абонентов (на 2010 г.). Даже президент США не смог расстаться со своим любимым blackberry 8700. Что же мешает России как одной из ведущих держав мира, проповедующих технологических прорыв и модернизацию, оказаться на острие телекоммуникационных технологий? Именно, этот феномен мы постараемся проанализировать в данной статье, опираясь на факты и текущую действительность, с учетом общемировых трендов развития мобильных платформ и производства смартфонов.

Основными причинами, по моему мнению, стали несколько весьма существенных факторов:
  • конкуренты, а именно конкуренция мобильных платформ в мире и операции конкурентов на рынке РФ,
  • особенности российской экономики и законодательства,
  • отношение вендора (юридическое или физическое лицо, являющееся поставщиком товаров и услуг, объединенных торговой маркой ) к российскому рынку.

Конкуренты.
В 1-м квартале 2011 blackberry os как платформа уступила мировое первенство android. Но это в мировом масштабе. В России совершенно другая ситуация.

Создав самую эффективную мировую «экосистему», и не препятствуя «серому» импорту, а также контролируя всего одну(!) фактически модель телефона Iphone, Apple (самый значимый конкурент Blackberry) занял лидирующую позицию на рынке смартфонов в самой высокой ценовой категории. Потребительский мир изменился, и одним из первых это почувствовал Apple: без конечной связи с клиентом невозможно добиться масштабных продаж.

Конкурент №2 — это Android, и этот противник посерьезнее. Здесь конкурентом выступает не единственная компания, хоть и мировой лидер, с единственной моделью телефона! Android – это мобильная платформа, выпущенная всемогущим Google, и поддержанная самыми весомыми «игроками» на рынке производителей смартфонов в мире: HTC (High Tech Computer Corporation), Samsung, Motorola, даже Nokia «поглядывает» в сторону Google, хотя и заключили недавно стратегический альянс с Microsoft. Мотивицией производителей использовать Android является «победный» марш Google по завоеванию поисковых систем и дополнительных сервисов на крупнейших мировых рынках, и Россия далеко не исключение на этом рынке.

В России же Blackberry отягощена законодательством, и устройства ввозятся как средства шифрования с соответствующим «букетом» бюрократических процедур, что сильно сказывается на логистике и цене конечного устройства.

Официальный функционал сильно ограничен регулятором, в данном случае Федеральной Службой Безопасности, отключен один из самых востребованных сервисов в мире – Blackberry Messenger, а так же ставшим де-факто одним из важнейших стандартов высокоскоростной передачи данных WI FI.

Вся передача данных корпоративных пользователей также находится под контролем регулятора.

Видимо, в силу сложившихся причин, и так же не самой здоровой экономической ситуации в России – низкий ВВП на душу населения, моноцентричность (концентрация населения в нескольких крупнейших городах), бедность российского населения и неразвитость телекоммуникаций в России (имеется в виду ШПД, Wimax, 3G, LTE и пр.), до последнего времени делали наш рынок непривлекательным для компании Research in Motion. Постараемся поподробнее коснуться всех уже упомянутых аспектов и рассмотреть перспективные пути развития blackberry в России.

Что такое blackberry

BlackBerry — это не просто смартфон, как думает абсолютное большинство пользователей, а целая технология, которая предполагает под собой набор услуг, свойственных только этому решению:
  • Получение электронной почты в режиме он-лайн.
  • Практически мгновенная загрузка приложений при малом объеме трафика.
  • Шифрование всего дата-трафика устойчивыми алгоритмами.
  • Технология PUSH и синхронизация почты: Новые сообщения автоматически поступают на смартфоны, которые постоянно соединены с беспроводной сетью и интегрированы с корпоративными почтовыми ящиками.
  • Беспроводная синхронизация календаря, контактов, заметок и задач: Автоматическое обновление между смартфоном и инструментами PIM.
  • Беспроводная настройка почты: Настройка фильтров, подписи и т.д.
  • Беспроводная установка доп. приложений: Возможность скачать и установить приложения на смартфон.
  • Просмотр вложений: Просмотр вложений популярных форматов со смартфона.
  • Удаленный доступ к корпоративной адресной книге: Возможность поиска контактов в корпоративной адресной книге.
  • Защищенный удаленный доступ к корпоративным ресурсам: Доступ к базам данных и другим корпоративным системам.
  • Blackberry Messenger –уникальный чат, интегрированный с корпоративной сетью и возможность доступа к ней: передача файлов, голосового трафика, местонахождения, как при возможности персональных чатов, так и спомощью конференций.
  • Сервис Pin-to-Pin – безопасные (защифрованные) и бесплатные сообщения с телефона на телефон, аналог смс
  • Специальные тарифные планы на передачу данных по всему миру ( межоператорские соглашения)


Эти аппараты производит канадская компания RIM (Research In Motion), которая начала свое восхождение к олимпу технологического доминирования с середины 90-х годов. Изначально компания позиционировала свой продукт, как безопасное и защищенное решение для работы с электронной почтой. Первые аппараты не имели функции голосовой передачи данных и были предназначены сугубо для работы с электронной почтой. Причем все разработки компании были направлены исключительно на корпоративный сегмент, т.е. на работу с корпоративной электронной почтой и почтовыми серверами Microsoft Exchange, Novell или Lotus Domino. Впоследствии, компания вышла также и на уровень рядового пользователя, предоставив возможность работы с общественными почтовыми ресурсами, такими как: mail.ru, yandex.ru или gmail.com. Сегодня любой желающий и проживающий в Европе или США может купить себе аппарат BlackBerry и воспользоваться всем арсеналом услуг компании. К сожалению, в России все пока совсем не так… В то время как в США и Европе iPhone был потеснен BlackBerry и по итогам 2010 года компания RIM была признана самой прибыльной и быстрорастущей компанией с абонентской базой более 36 миллионов человек, в России таких пользователей насчитывается не более нескольких десятков тысяч, да и то, половина из них пользуется BlackBerry как простым коммуникатором.

Смартфоны BlackBerry предоставляют возможность пользоваться большим количеством коммуникационных сервисов, сервисов передачи и доступа к данным, а также снабжены мультимедийными функциями – то есть в одном стильном устройстве сосредоточено все, что только может понадобиться его владельцу.

Устройства BlackBerry, которые предлагаются на выбор корпоративного клиента, отвечают требованиям внутренних политик и стандартов различных категорий заказчиков по служебному использованию беспроводной связи его сотрудниками и разрешенным дополнительным функциям пользовательских устройств. Устройства BlackBerry поддерживают осуществление телефонных вызовов, обмена корпоративной почтой и мгновенными сообщениями, работу браузера и органайзера, а также могут иметь встроенные фотокамеры и медиа-плееры.

Завершая краткий экскурс, можно сказать, что основной модернизационный прорыв Blackberry состоит в предоставлении человеку еще одну степень свободы – не быть привязанным к офису, и при этом оставаться на рабочем месте, при этом имея в кармане всего-навсего «обычный» смартфон, который по своим размерам не превосходит аналогичные модели других фирм-производителей.

Ситуация на рынке мобильных платформ и смартфонов в мире

По данным аналитического агентства IDC за весь 2010 год на мировой рынок смартфонов было отгружено 302,6 миллиона аппаратов. Причем наибольшее количество приходится на четвертый квартал (100,9 миллиона, что на 87,2% больше, чем за аналогичный период год назад).

Первое место по объемам поставок занимает Nokia (100,3 млн устройств). В первую пятерку производителей вошли так же RIM (Research In Motion), Apple, Samsung и HTC.

RIM, занимающая почетное второе место, выпустила по итогам 2010-2011 финансового года рекордное для себя количество смартфонов, её поставки достигли 52,3 млн штук, что на 43% больше по сравнению с предыдущим годом. Выручка по итогам года, завершившегося 26 февраля 2011 г., выросла на 33% до $19,9 млрд по сравнению с $15,0 млрд в 2009 — 2010 финансовом году. Прибыль выросла на 47% до $3,4 млрд. Объем денежных средств и эквивалентов по состоянию на 26 февраля составил $2,7 млрд, увеличившись на $227 млн за последние 3 месяца.

Что же касается ситуации на рынке операционных систем для смартфонов, то здесь по данным IDC (за 2010 год) наблюдается следующая расстановка сил:

Платформа Google Android продолжает развиваться уверенными темпами, став двигателем рынка. Её успешность обеспечивается за счет таких компаний с мировым именем как HTC, LG, Motorola Mobility, Samsung, которые выпускают устройства на ОС Android.

Напротив, операционную систему Symbian, на данный момент поддерживает только Nokia. Однако согласно слухам, и она может отказаться от Symbian в пользу конкурирующей платформы Windows Phone 7 или все того же Android.
Показатели «новичка» — Windows Phone 7, вышедшего на рынок осенью 2010 года, относительно невелики: примерно за два месяца объем отгрузки составляет около 1,5 миллиона WP7-устройств.

Доли, которые занимают на мировом рынке смартфонов компании Research In Motion (производитель BlackBerry) и Apple, продвигающие собственные мобильные операционные системы, составляют 16,1% и 15,7% соответственно.

Рынок смартфонов в России

Согласно результатам исследования российского рынка смартфонов аналитической группой SmartMarketing объем продаж за 2010 год составляет 1 319 тыс. штук (50,45% от рынка устройств класса WID и смартфонов вместе). Впервые рынок смартфонов практически сравнялся с рынком устройств класса WID по данному показателю.

Колебания квартальной динамики оставались незначительными, на долю смартфонов приходилось 64,66% в I квартале 2010 г., 55,03% во II квартале 2010 г., 49,84% в III квартале 2010 г., 43,96% в IV квартале 2010 г, продолжая позитивный для WID тренд, отмечаемый с III квартала 2009 г. (см. Приложение 2)

Следует отметить, что основным двигателем этого процесса послужили системные перестройки структуры рынка в связи с ростом спроса на информационные услуги и интеллектуальные сервисы со стороны массового потребителя, изменения ценовых диапазонов, произошедшие вследствие появления новых платформ и усилившейся активностью ряда вендоров, ранее незаметных на рынке. В первую пятерку лидеров рынка WID и смартфонов в целом по итогам 2010 г. вошли: Nokia (50,32%), Samsung (10,89%), HTC (10,68%), Apple (7,46%), Sony Ericsson (6,69%).

Существенная динамика наблюдается и на рынке платформ. В целом, ведущие позиции сохраняет Symbian, занимающая по итогам года 54,53% (с учетом смартфонов и WID на ее базе), на втором месте — платформа Android (22,48%), на третьем – Windows Mobile (11,94%), далее iOS (7,46%), Bada (2,45%) и др.

Если рассматривать только устройства WID, как более технологичные и более актуальные с точки зрения развития массовых неголосовых услуг, то получается следующее: лидирующие позиции в 2010 г. удерживала платформа Android (45,4% в сегменте WID), далее Windows Mobile (24,1%), iOS (15,1%), Symbian (8,2%), Bada (4,9%) и BlackBerry OS (1,6%), доля других платформ (HTC Smart, Maemo, Palm/HP webOS и т. д. — менее 1%).

По мнению SmartMarketing решающую роль в дальнейшем развитии рынка мобильных устройств в 2011 г., сыграет усиливающаяся ценовая борьба, как в ее прямых формах, так и проявляющаяся косвенным образом (спонсирование тарифов, брендирование смартфонов и т. д.).

Эрозия цен по оценкам SmartMarketing за 2010 г. составила в среднем 16-20%, а для отдельных сегментов показатели ещё более высокие. Однако в дальнейшем вполне возможно, что данная тенденция усилится, вынуждая компании-производители продолжать наращивание производственных оборотов.

Тенденция же «брендирования» с высокой вероятностью может привести, к переопределению ценовой структуры рынка и удешевлению WID и смартфонов в целом. То есть Blackberry придется, в том числе и косвенными способами, усиливать свое присутствие на российском рынке, так если на рынке США Blackberry и Apple держат паритет, то доля в России разнится на порядок.

Причины, мешающие развитию Blackberry в России

Законодательство
Федеральная Cлужба Безопасности выдала МТС и «Вымпелкому» разрешение на бессрочный ввоз в Россию смартфонов Blackberry только в 2008. До этого времени, в виду несогласия RIM с требованиями по сокращению ключа шифрования и использования оборудования СОРМ при предоставлении услуги Blackberry, легальный ввоз смартфонов был запрещен и данная услуга не предоставлялась. Это обстоятельство не позволило канадской компании вовремя выйти на рынок смартфонов в России. К 2008 году рынок уже был не только поделен, но и насыщен различными аппаратами от Nokia, Samsung, Sony Erricsson, кроме того, к этому времени, основной конкурент Blackberry – Apple, «шагал победным маршем» по рынку уже более полугода.

Требования федерального закона «О связи» и приказов Мининформсвязи также обязывают операторов проводить дешифровку передаваемой информации, если производится ее дополнительное кодирование, а в услуге и смартфонах Blackberry это является одним из основных конкурентных преимуществ, ведь RIM является лидером криптографии в мире, а методы шифрования являются де-факто в США государственным стандартом.

Поэтому сотовым операторам, предоставляющим данную услугу (в данном случае МТС и Билайн), и корпоративным клиентам, пользующимся услугой Blackberry Enterprise Server, приходится за счет собственных средств оплачивать установку оборудования СОРМ для беспрепятственного доступа спецслужб к данным абонентов. Что ставит саму услугу в весьма противоречивое положение. C одной стороны, высокая защищенность данных, проверенная и поддерживаемая во всем мире при весьма умеренной стоимости, в виду того, что поставляемое решение является, во-первых, целостным, во-вторых, дает возможность снизить цену при условии миллионных продаж, которые мы видим по всему миру. C другой стороны, в России, регулятор даже при условии работы по запросу ( то есть отслеживая данные выборочно) и отсутствия тотального контроля данных, де-факто и де-юре имеет возможность контролировать систему. Плюс к этому обстоятельству разработчики оборудования СОРМ, которое приходиться покупать всем клиентам, будь то конечный клиент или оператор связи, ввиду своего монопольно — государственного положения, устанавливает такие цены на свое оборудование, что услуга blackberry превращается в весьма «дорогостоящую игрушку». Кроме основной стоимости, также повышается стоимость внедрения из-за усложнения всей системы передачи данных. Компания RIM не разрабатывает свои продукты с учетом требований каждой конкретной спецслужбы.

Конкуренты
Blackberry зачастую сравнивают с Apple и достаточно обоснованно: и та и другая компании обладают собственными мобильными платформами, сами же производят мобильные устройства, в отличие от того же Google. Что дает им возможность крайне быстро и эффективно формировать «экосистемы», которые на данный момент по праву называют одними из лучших на планете. То есть в выражениях, столь любимыми российскими экономическими чиновниками, представляют собой вертикально интегрированные корпорации, этакие «Газпромы» в области телекоммуникаций и цифровой технике.
Что, в свою очередь, несет на себе и отпечатки технологических недостатков, которыми обладают данные системы:
  • изолированность;
  • отсутствие возможности синергетических эффектов от работы с внешними производителями программного обеспечения и оборудования. Всем тем, чем обладает Google. Плюс к этому у Apple есть Стив Джобс и достаточные сильные позиции на компьютерном рынке, что дает возможность более эффективного управления мобильной платформой. Недаром 24 марта RIM анонсировала, что в новых планшетных устройствах будет учтена возможность совместимости с платформой Android, продвигаемой Google.
  • Как мы показали в обзоре Android от Google, потеснив конкурентов, вышел на первое место среди мобильных платформ и, видимо, не собирается сдавать свои позиции в будущем. На то есть несколько достаточно весомых причин:
  • Android является открытой системой, а магазин мобильных приложений насчитывает около 150 000 приложений, большинство из которых бесплатны ( У Apple около 300 000, Blackberry 20 000);
  • Интернет технологии являются основным бизнесом Google, который является поисковиком №1 в мире.
  • Apple же в свою очередь так же является интернет-гигантом и производит свою полноценную операционную систему, а кроме того является законодателем моды в области компьютерного и промышленного дизайна, что дает ему неоспоримые преимущества перед конкурентами.


Экосистема Apple vs Blackberry
Стив Джобс — признанный компьютерный гуру вывел некогда «прозябающую» компанию по сборке компьютеров, им же и созданную, но оставленную на продолжительный срок, в лидеры мировой IT сферы.

Apple, обогнав по капитализации Microsoft, представила миру новый уровень промышленного и компьютерного дизайна, программной эргономики и как следствие наиболее эффективную и монетизированную экосистему. На январь 2011 года в appstore – крупнейшем он-лайновом супермаркете приложений находилось более 300 тысяч различных программ для iPhone и более 40 тысяч приложений для планшета iPad., 24 января 2011 года был достигнут рубеж в 10 миллиардов скачиваний приложения. Android – маркет может похвастаться 150 000 приложений, но рост приложений под android сильно опережает рост приложений под apple. В blackberry app world на данный момент существуют не более 20 000 приложений.

Плюс к этому обстоятельству Apple стала законодателем мод и первопроходцем на рынке планшетных компьютеров, поставив на рынок ipad в количестве, превышающим 15 млн штук всего за лишь за полтора года. 11 марта стартовали продажи Ipad2, за которым выстроились очереди. Blackberry Playbook, который по замыслу RIM должен был стать достойным ответом Ipad выходит только 19 апреля 2011, что более чем на месяц позже уже второй версии «планшетника» от Джобса. Компания слишком долго анонсировала различные варианты и модификации Playbook, что привело к тому, что ipad только упрочил свое присутствие на рынке.

AndroidHTCиSamsung
24 марта Researchin Motion выпустила пресс-релиз, согласно которому Android приложения будут работать и на playbook …это звучало почти как капитуляция, если рассматривать стратегический путь развития. Рынок приложений по Android за год вырос в три раза за девять месяцев, к тому же приложения под Android либо бесплатные, либо их стоимость на 30-40% дешевле, чем аналогичные приложения в Blackberry App World. На Google «работают» и HTC, чьи новые модели выходят, в основном, с поддержкой Android. Корейские чеболи LG и Samsung непрерывно выпускают новые модели. Samsung Galaxy Tab (планшетник) разошелся по миру за первый месяц продаж миллионным тиражом. Их совокупная доля на нашем рынке более 48%, если «убрать» отсюда 15% Apple и 8% Nokia, останется не так много места… Скорость выпуска новых моделей корейских гигантов и HTC поражает. Android развивается «семимильными шагами», а Google выводит на рынок все новые и новые сервисы и скупает удачные технологические стартапы.

Консервативность вендора
Сила бренда, позволяющая до сих пор продавать Blackberry миллионы устройств по миру, все-таки не позволяет смотреть в будущее с безоговорочным оптимизмом. Иногда компании переоценивают свои силы, так, видимо, было при выходе Blackberry на российский рынок. Мы видим, с какими усилиями выводит RIM на рынок свой первый планшетник, и наряду с этим предусматривает конвергенцию своей платформы с Android на Playbook. Это говорит скорее о выигрыше Google, так как теперь разработчикам Blackberry легче написать приложение под Android и рассчитывать на более широкую аудиторию.

Еще одной тревожной тенденцией стало смещение спроса на устройства BlackBerry, которые производит RIM, в сторону low-end. Продажи растут в основном за счет дешевых моделей, дорогие же остаются маловостребованными. Это неудивительно: операционная система RIM морально устарела, софта под нее мало и преимущества дорогого железа она использует с трудом. Очевидно, что компания движется по инерции, за счет своей огромной доли мирового рынка, но этой ситуации нет в России, здесь доля рынка у Blackberry мала, в официальных разработчиках числиться только компания Аион.

Более того, если Apple контролирует цену на iphone по всему миру, то цены на «серые» и «белые» телефоны могут отличаться в разы. Яркий пример тому, новинка Blackberry 9800, на которую RIM сделал ставку, продается у эксклюзивного поставщика данной модели на российский рынок ОАО “Вымпелком” (Билайн) за 29 900 руб, то в интернете можно найти данный аппарат за 17 000 руб, и при этом сервисы wi fi и blackberry messenger будут открыты в отличие от «белых» телефонов.

Продавая, как и Apple, устройства только через сотовых операторов, не имея собственного сервисного центра, компания ставит себя в очень сложное положение.

Главная «фишка» Blackberry именно в «экосистеме» – смартфоне, дающим возможность пользоваться технологически совершенной услугой. Но в нашей стране, с ее жестким законодательством и технологической отсталостью просто так эти устройства продаваться не будут. Как мы уже писали: услуга «тяжелая», операционная система в большинстве своем требует модернизации ( недаром на playbook будет уже установлена новая операционная система), а конкуренты наоборот наращивают свое преимущество. Сотовые же операторы, которые призваны продавать услугу вместе с устройствами, по сути, являются неповоротливыми бюрократическими структурами и не могут в должной мере отвечать на скорость запросов рынка. Более того, основным бизнесом у них так и остается эксплуатация сотовой инфраструктуры, что не приносит дополнительных стимулов в развитии услуги.

Основные пути и перспективы развития

Blackberry – один из самых узнаваемых брендов в развитом мире, который по праву стал мобильным корпоративным стандартом в Старом и Новом Свете. В связи с тем, что Blackberry как бренд существует на российском рынке относительно недавно (2008), а услуга массовому сегменту – физическим лица начала оказываться только в 2009 году, то основная масса российских потребителей о ней не знала.

До 2011 один из двух сотовых операторов, оказывающих услугу Blackberry Enterprise Service (Server), — ОАО «Вымпелком» (Билайн), мог это делать только в двух крупнейших городах России – Москве и Санкт-Петербурге.

Поэтому основными потребителями услуги Blackberry являлись либо иностранные компании, либо транснациональные компании, в том числе и зарубежные, которые хорошо знакомы с этим сервисом по зарубежным рынкам.

И, поэтому, как нам кажется, стоит принести на российский рынок все те успешные элементы, которые позволили компании RIM завоевать мировую популярность. Ни одна компания в мире не может похвастаться целостным решением в области корпоративного бизнеса, начиная от интеграции и поддержания функций наиболее популярных почтовых серверов, таких как Lotus Domino и Microsoft Exchange на мобильных устройствах, обеспечения защищенного и сжатого мобильного трафика, до предоставления самих устройств, предназначенных специально для работы с услугой, то есть поддерживающих шифрование. При этом наряду с компанией Apple, RIM также является законодателем моды в промышленном дизайне. Большинство корпоративных смартфонов с qwerty-клавиатурой являются последователями Blackberry так же, как и модели с touch screen являются продолжателями традиции Iphone. Но, как и любое, хотя и удобное и прорывное во всех отношениях решение ( любое прорывное решение является инновацией и новшеством), оно требует крайне мощной поддержки при выходе на рынок. А в условиях российского законодательства, и как следствия ещё большего усложнения процесса принятия решения, должно быть еще более требовательно к сервису и поддержке.

Даже пресловутая услуга Blackberry Internet Service, позволяющая захватить массовый рынок и дающая возможность простым пользователям – физическим лицам получить услугу Blackberry, реализована в нашей стране с достаточно усеченным функционалом. Наблюдается странная ситуация: операторы, продающие услуги, вынуждены продавать устройства с «закрытым» wi fi и отсутствием blackberry messenger, одного из самых популярных сервисов Blackberry.

«Серые» же телефоны поддерживают эти функции, и операторам приходится «закрывать глаза» на это обстоятельство.

Различные решения СОРМ для операторов также не приносят ясности на рынок, и потребители вынуждены теряться в догадках: какой сервис и в каком объеме они могут получить.

Стандартные же службы поддержки, в принципе, не предназначены для технически сложных решений в виду организационной схемы call–центров, построенных операторами.

Одним из возможных решений проблемы продвижения Blackberry на российский рынок является учреждение и поддержка специализированных компаний, которые бы пользуясь идеологией RIM, смогли бы оказывать сервис полного цикла: от продажи устройства до его подключения и настройки. Одним из таких ярких примеров является компания ServiceBerry, официальный партнер RIM и ОАО «Вымпелком», по продаже и поддержке услуги Blackberry в России. Взяв за основу подход компании – поставщика услуг, компания Serviceberry(Сервисберри) оказывает полный комплекс сервисных услуг, предоставляя услугу Hosted Blackberry Enterprise Server и Blackberry Internet Service, при которой клиенту не приходиться покупать дорогостоящее оборудование, обслуживать его, иметь в штате высококвалифицированных специалистов и при этом, предоставляется возможность получать услугу по разумной цене. Также продажа оборудования и сервисная поддержка конечных потребителей обеспечивает возможность закрыть полностью все вопросы, касающиеся услуги. То есть является по факту «ручным» механизмом управления «экосистемой» в России, впрочем, как любое другое управление в нашей стране.
Tags:
Hubs:
Total votes 104: ↑80 and ↓24+56
Comments105

Articles