Pull to refresh

Кому нужен шум о белорусском провайдинге?

Reading time 4 min
Views 609
Говорить о провайдинге в Беларуси можно в любое время, независимо от веяний на рынке и объективных тенденций. Исторически так сложилось, что рынок, существующий под прессом государственной монополии, развивается неравномерно и медленно, а пользователи готовы сорваться с цепи, как только в разговоре промелькнет слово «Белтелеком», «анлим» или что-нибудь еще, напрямую увязанное с местным миром телекоммуникаций.

Соответственно, хватает малейшей искры, чтобы взвилось серьезное пламя. На этот раз не просто искрой, а спичкой послужила публикация небезывестного IT-аналитика fed на его сайте Electroname.com. Злободневный текст о «катастрофическом» положении провайдеров разошелся по Байнету за полдня, осев и на оппозиционной «Хартии», и в тематическом разделе гиковского «Хабрахабра», и в тематическом ЖЖ-сообществе by_providers. Огонь даже не понадобилось раздувать – народ, недовольный политикой государственного оператора электросвязи и завистливо поглядывающий на значительно более либеральные тарифы в соседних государствах, начал осыпать «Белтелеком» разнообразными проклятиями, не особенно задумываясь над фактами.

Обвинительная речь в сторону «Белтелекома» базировалась на якобы существующем коллективном письме белорусских провайдеров Министерству связи, называющих свое положение катастрофическим и обещающих серьезно сократиться либо вовсе прикрыть свой бизнес. Информации о письме мало, она противоречива – разные источники свидетельствуют свое, провайдеры предпочитают отмалчиваться, называя это провокацией, либо напрямую отрицают факт существования письма. В итоге можно предположить, что действительно какое-то движение в этом направление таки было, но насколько оно соответствует содержанию мифического письма – вилами по воде писано.

Большая часть обвинений, которые сыплются на монополиста, справедливы. Это и непосредственно монопольное положение на рынке, не позволяющее другим крупным провайдерам выстроить свою магистральную сеть. Это и политика субсидирования, из-за которой на деньги интернетчиков «Белтелеком» реализует как имиджевые проекты типа IPTV или WiMax, так и социальные начинания вроде повальной телефонизации сел и деревень. Наконец, нельзя забывать и про странности ценовой политики, когда цена для конечного потребителя падает быстрее, чем для вторичных провайдеров, причем уже давно первые получают интернет дешевле вторых.

Монополия на рынке – это вопрос, который де-юре находится в ведении Минсвязи. Какие на самом деле отношения между двумя государственными гигантами – тайна, покрытая мраком. Но было бы наивно верить в отсутствие между ними связи, которую не спешат делать публичной. Хотя в любом случае все гипотезы, основанные на этой связи, можно считать химерами – слишком уж призрачна доказательная база.

Социальные и имиджевые проекты, проводимые за счет пользователей Сети, конечно, не вызывают энтузиазма у столичного сетевого бомонда. Но жители глубинки, среди которых также немало активных пользователей, высказываются только в пользу «Белтелекома»: раньше у них был в лучшем случае коммутируемый доступ по гнилому кабелю, а сейчас сносный ADSL за сносные деньги стал реальностью. Отдельные фрилансеры и прочие интернет-романтики даже поуезжали из крупных городов ближе к природе, как только получили возможность быть на связи вне мегаполисов. Да и вообще Беларусь – социально ориентированное государство, разве можно оставлять незащищенные слои населения без телекоммуникаций?

Ценовая политика вызывает наибольшие нарекания. Действительно, не совсем понятно, как же могут выживать провайдеры, получающие канал дороже, чем конечные пользователи ByFly. Первыми неувязку заметили аналитики Providers.by, высказавшиеся на эту тему в отдельном материале: тенденция к неравномерному снижению цен заметна уже третий год, а провайдеров меньше не становится. Может быть, паника нагнетается зря? Все-таки гарантированный мегабитный канал провайдера и четыре ADSL-соединения массовым потребителям отличаются не только по цене. Оверселлинг на рынке белорусских анлимов известен давно, ведь редкий пользователь будет использовать свои килобит в секунду на все сто процентов. А если и будет, то это можно прекрасно предусмотреть малозаметными пунктами в договоре – например, понижать скорость после некой вехи или обещать коннект не с конкретной скоростью, а «до 256 кб/с».

Нельзя говорить о том, что идет война «Белтелекома» с частными провайдерами, если вспомнить все законодательные рычаги влияния на белорусские телекомы. Туго закрутив все гайки, государство могло бы выбросить «частников» с рынка легко и непринужденно, а не выдавливая ценой в течение последних лет. Значит, ситуация глубже, чем просто война в лоб – это может быть либо аккуратная борьба с мелкими игроками, либо постепенно развиваемый источник денег для госструктур, либо просто меры, необходимые для мало-мальского балансирования между социальными установками сверху и законами рынка.

Неэластичность спроса на интернет очевидна. Для многих «средних» пользователей доступ в Сеть пока что роскошь, а профессиональные интернетчики, посетовав, платили бы и большие суммы за свою ниточку связи. Действительно, интернет у белорусов дороже, чем у соседей, но ведь и это не единственная наша особенность.

То, как быстро и профессионально распускаются слухи и распространяется в разной степени правдивая информация в последнюю неделю, навевает мысли про медиавирус. Слишком много каналов связи одновременно затронуло эту тему. Сначала Electroname.com чуть разогрел публику вводным текстом с мотивами ненависти к «Белтелекому», потом там же появился второй материал, поднявший всю бучу. Не прошло и суток, как эту информацию перепечатали практически все причастные СМИ, а серьезные ответы выкатили и молодой, но шустрый отраслевой сайт Providers.by, и руководитель пресс-службы «Белтелекома» Алексей Федоринчик. Немало шума в кронах деревьев было и социальных медиа вроде «Хабрахабра». Но если это медиавойна, то ее зачинщика найти будет совсем нелегко: государственным структурам эти движения не опаснее укуса комара, частные провайдеры ничего не добьются, практически расписываясь в своей беспомощности в бизнес-играх с государством, а частные лица (тот же fed или trendfinder) едва ли могли бы самостоятельно заварить такую кашу, да и не имеют очевидных мотивов.

Сегодня национальный оператор связи РУП «Белтелеком» таки объявил о снижении цен для поставщиков услуг (провайдеров второго эшелона) на 25%. Ходят слухи, что для конечного абонента цена снизится на 30%. Конечно, надо порадоваться, но это не объясняет, кто и зачем разжигает провайдинговый флейм, когда реально повлиять на ситуацию могут только высшие государственные чины.
Tags:
Hubs:
+24
Comments 86
Comments Comments 86

Articles