Pull to refresh

Империя на ухабах

Reading time6 min
Views1.6K
Original author: Клинт Финли
imageТри дня назад Cisco заявила об очередном сокращении штата, в этот раз — на 6 500 сотрудников и намерении продать фабрику в городе Хуарез в Мексике гиганту Foxconn, что лишит работы на американскую компанию еще 5 000 человек. Все эти события следуют за решением компании остановить производство камеры Flip и свернуть разработку социальной/видео платформы Eos.

Прошло всего несколько лет с того момента, как Cisco расширяла свой бизнес в новые рынки, сжигая миллиарды долларов на слияниях и поглощениях, съев такие компании, как WebEx, Tandberg и Flip. Теперь движение резко сменило направление — что же случилось?

Слишком большой успех


Нынешнее положение Cisco — это классическая история, когда кто-то становится жертвой собственного успеха. В момент апогея пузыря дот-комов, Cisco по капитализации обошла Microsoft и стала самой дорогой компанией в мире. В конце-концов, это неудивительно, ведь Cisco продавала оборудование, за счет которого существовала всемирная сеть. Некоторый успех был достигнут и в области корпоративных VOIP продуктов, куда расширяла свое влияние компания, но к этой теме мы вернемся снова чуть ниже.

Взрыв пузыря сказался и на бизнесе Cisco. Всего через год после того, как капитализация компании превысила оную Microsoft, Cisco уволила 11% собственной рабочей силы. Проблема была двухсторонняя: во-первых, компания владела почти целым рынком, поэтому если рынок начинал падать, то же самое происходило и с Cisco; во-вторых, инвесторы хотели роста, а рынок корпоративного сетевого железа казался уже огромным, фактически — он вырос до максимальных размеров. По случаю, в марте 2007, Cisco прикупила WebEx и тогда же появилось первое сообщение о том, что гигант уже владеет долей от 70% до 90% на рынке свитчей и роутеров, но инвесторам, как это часто бывает, было мало и они требовали еще большего роста.

Новый путь диверсификации компании начался в 2003 году, когда она купила Linksys за полмиллиарда долларов, открыв себе дорогу на рынок потребительских сетевых устройств. Согласно одному из репортеров ZDnet — Маргарите Рирдон, это был не только новый рынок для Cisco, но и новый подход к приобретениям в целом. До этого компания откупала в основном малые фирмы, часто у последних не было даже никакого продукта или технологии на рынке — лишь наработки. В случае с Linksys — Cisco купила лидера индустрии, открыв для себя огромные возможности.

Но этого было мало и незадолго после, Cisco потратила $6,9 миллиарда на приобретение Scientific Atlanta — компании, которая производила и продавала широкополосные сетевые технологии и продукты, такие как модемы и сет-топ боксы.

В 2007 году, Cisco заявила о том что половина всех домохозяйств в США использует продукты либо Linksys, либо Scientific Atlanta. Теперь, обладая огромной долей не только частного, но и корпоративного, рынков компания продолжила свое углубление в новые для нее области. Для того чтобы избежать антимонопольных обвинений, которые начали появляться еще в 90-х, Cisco начала работать в области телефонии — тогдашнему менеджменту казалось логичным немного отодвинуться исключительно от сетевых продуктов и технологий, попробовав что-то новое.

Прыжок в социальное


В начале 2007 года Cisco двинулась в совершенно неизведанную для нее сторону, приобретя разработчика социальных сетей — компанию Five Across. Незадолго до этого был еще один откуп — основных активов компании Utah Street Networks, ответственной за появление социальной сети Tribe.net.

Но все это вряд ли покажется серьезным событием по-сравнению с отслюнявливанием $3,2 миллиардов за WebEx в марте 2007 года. Это событие ознаменовало приход новой эры в компании — был выкуплен очередной лидер своей области, ведущий бизнес в новом, для Cisco, пространстве — компания хотела попробовать свои силы в области софта.

2007 года закончился анонсом Eos, платформы для мультимедийных и социальных веб-сайтов, построенной вокруг наработок Five Across и Utah Street.

Однако, пожалуй, самым известным шагом в направлении в еще неизведанные области было поглощение компании Pure Digital Technologies, ответственной за разработку камеры Flip Video. Сейчас это событие может показаться плохим шагом с точки зрения общей стратегии развития компании, но оно должно быть рассмотрено в том контексте, что в конце нулевых Cisco была очень увлечена различными видео технологиями и продуктами.

Страсти по видео


Пока Cisco расширялась в области социального, ею так же глубже проталкивались различные видео продукты. И если все амбиции в области социальных сетей казались появившимися из ниоткуда, видео технологии были естественным прогрессом.

В 90-х Cisco начала вести бизнес в области телефонии разработав несколько VOIP продуктов, а так же прикупив несколько компаний, работавших в этой области. Видео отлично сочеталось с различными продуктам в области корпоративных сетей и инфраструктур и как уже было упомянуто, позволило избежать претензий со стороны антимонопольного комитета США. Вообще, видео всегда было частью уравнения Cisco.

В 2006 году была запущена т.н. Telepresence — видео линия позволявшая общаться в реальном времени. Несмотря на то, что продукт был оценен всего в $300 000 в разгар рецессии, вспыхнувшей чуть позже, этот продукт был одним из самых быстрорастущих в 2008 по версии FastCompany. Кроме того, Cisco поддерживала собственный, внутренний, видеосайт похожий на YouTube, сделанный специально для сотрудников. Видео направление было настолько важным для компании в 2008 году, что начали даже ходить слухи о возможной покупке Adobe.

В январе 2009, незадолго до покупки Pure Digital, Крис Аркенберг писал: «Все что генерирует больше траффика в видео-артериях Cisco делает компанию и ее менеджмент очень счастливыми. Видео огромно, а хостинг видео еще больше и скоро многие компании в этой области будут вынуждены тратить больше денег на лучшие сетевые технологии, для того чтобы справляться с нагрузками».

Приобретение Pure Digital выглядело как естественное желание провести какую-то черту между успешными технологиями Cisco в области потребительских технологий и растущей областью корпоративного видео.

Концерт окончен


Первые трещины в судне Cisco начали появляться в 2008 году, когда компания начала терять долю на рынке сетевого оборудования. Поэтому в 2009 было тихо уволено 2 000 работников компании.

Но по-большей части социальное и видео направления продолжали свое развитие. Cisco анонсировала корпоративную социальную платформу Quad в июне 2010 года, а следом — в ноябре, две социальных CRM.

Однако, вечеринка окончательно закончилась в апреле этого года, когда Cisco заявила о намерении прекратить производство камер Flip Video, даже несмотря на то что она сумела продать их в объеме 2 миллионов. Eos закончил свое существование в мае.

Что теперь?


Всеобщее мнение относительно прекращения выпуска Flip таково — это направление бизнеса не приносило ожидаемого дохода, скорее всего по причине растущей популярности смартфонов и их способности снимать видео и делиться им с друзьями, хотя в 2009 году Cisco вполне могла бы спрогнозировать это. Сегодня компания много говорит о реструктуризации и смене фокуса, но пока до конца не понятно, что конкретно это значит.

Во внутренней записке, опубликованной публично, CEO компании Джон Чемберс пишет: «Как я говорил, наша стратегия осязаема. Но текущая ее реализация — не совсем». Однако и это не говорит о том куда конкретно будет двигаться компания в будущем и что она собирается изменить.

В настоящий момент, Cisco все так же обещает не останавливаться в разработке потребительских технологии, видео и социальных проектов. Что еще будет отрезано, если будет, предстоит узнать в будущем. Ходят слухи, что следующим шагом реструктуризации может быть попытка продать WebEx и Linksys.

Ну а пока Cisco теряет долю на рынке в самых важных для нее областях и, как пишет Стейси Хиггиботэм из GigaOM: «это позволило крупнейшим конкурентам начать разработку в самой перспективной сетевой области сегодня — над идеей унифицированной сети». Это небольшой реверанс в сторону OpenFlow — организации состоящей из таких компаний, как Facebook, Google и Yahoo.

Огромный объем данных и облачные вычисления меняют требования компаний к сетевой области: Dell, HP и Oracle перехватили преимущество в этом направлении. Однако, Cisco не растеряла все, что у нее было — у нее все еще есть Unified Computing System. Но создается впечатление, что пока Cisco крутилась вокруг идей связанных с видео, она пропустила несколько важных шагов в развитии облака. Стремясь удовлетворить желания инвесторов, Cisco входила в новые для нее рынки и области технологий, которые теперь оказываются ненужными — а это может нанести урон основному бизнесу компании.

Но вряд ли все так плохо внутри компании. У нее все еще есть огромная доля рынка, а то чем занимаются конкуренты вряд ли удовлетворит всех потребителей, в то время как Cisco всегда целится по-крупному.
Tags:
Hubs:
Total votes 38: ↑34 and ↓4+30
Comments22

Articles