Pull to refresh

Сравнение SaaS и традиционного ПО

Reading time3 min
Views2.4K
Учитывая развернувшийся в последнее время маркетинговый хайп по поводу SaaS и поднимающееся анти-SaaS движение, захотелось разобраться в чем же фундаментальное отличие SaaS от традиционного ПО и вот представляю свои мысли по этому поводу на ваш суд. Уточню, что сравнение сделано как бы от лица принимающего решение о выборе SaaS, а не его разработчика или провайдера, у которых критерии заниматься ли SaaS бизнесом или нет, конечно же другие.

Сравнение идет по ряду критериев, список которых возможно не полон и в комментариях можно дополнять их и если что-то пропустил, то добавлю в основную таблицу.

Критерий SaaS Традиционное ПО
Оплата продукта
Ежемесячная оплата и больше никаких платежей
Как бы один раз купил и всё, однако производители ПО пытаются взять дополнительные деньги за поддержку, за получение обновлений, за следующую версию и т.п.
Обновления Всегда самая новая версия, за обновление отвечает сам производитель сервиса
Необходимо самостоятельно обновлять, а если серверов куча, то это может вылиться в довольно значительные затраты времени и денег
Оплата за инфраструктуру
Отсутствует, все входит в плату за сам сервис
Необходимо покупать серверы, дополнительное ПО для них (навскидку — операционная система, средства виртуализации, антивирус, система резервного копирования), плюс вкладываться в персонал обслуживающий эти сервера и ПО
Возможность покупки меньшего инфраструктурного ресурса
В некоторых случаях (хостинг, системы резервирования, серверы приложений) можно платить только за тот объем ресурса, который непосредственно получаем, а при увеличении нагрузки получать увеличение ресурса только в эти пиковые моменты
Нет, система должна быть куплена именно под расчетные пиковые нагрузки
Контроль над данными и их безопасность
Контроль отсутствует, и часто сервис даже не подддерживает никаких средств экспорта данных в другие системы или просто в резервную копию, приходится полагаться на поставщика SaaS во всех вопросах безопасности данных. В некоторых случаях ваши данные могут быть даже использованы поставщиком SaaS для перепродажи или использованиями третьими лицами (например создания различной аналитики или показа таргетированной рекламы)
Полный контроль над данными, но соответственно дополнительные расходы на обеспечение их безопасности. Доступ к данным имеет только сама организация
Возможность самостоятельного расширения функционала
В некоторых случаях функциональность сервиса может быть расширена за счет создания модулей или плагинов
Полный контроль над функционоалом ПО в случае использования Open Source продуктов
Доступ в интернет Обязателен и желательно широкополосный
Не обязателен и в некоторых случаях может отсутствовать вовсе


Вообще оценки по каждому из приведенных критериев можно оценивать как в пользу SaaS или традиционного ПО, так и против. Например, то что в SaaS мы имеем постоянно обновляющийся продукт, может быть как плюсом SaaS — мы фактически бесплатно получаем новую функциональность, так и минусом — нужно постоянно доучивать персонал работе с этими новыми возможностями.

В целом можно сделать выводы, что использование SaaS предпочтительнее для малых и средних компаний в случаях не предполагающих передачи собственных данных в облако, либо работы с коммерческой информацией, представляющей ценность в среднесрочной перспективе (например данные на публичном сайте компании или данные в CRM и информация по коммерческим контрактам представляет интерес в пределах года, а то и месяцев, не более). Для работы с коммерческой информацией, представляющей ценность в долгосрочном периоде (год и более) предпочтительнее уже использование собственных систем и штата, однако в некоторых случаях все же можно обратиться к SaaS, если сервис оговаривает и обеспечивает условия защиты данных и условия их экспорта из системы в штатном или дополнительном соглашении об уровне сервиса (SLA).
Tags:
Hubs:
-6
Comments7

Articles