Pull to refresh

Чего боятся в облачных вычислениях?

Reading time4 min
Views2.1K
Недавно был пост о том, что плохо в облачных вычислениях. Пост был не очень, но там прозвучало невысказанное.

Так что правильнее было бы поговорить, чего боятся в облачных вычислениях?

Сокращение персонала


Сейчас на обслуживание IT-инфраструктуры предприятия тратятся существенные ресурсы. 35-40 тысяч в месяц — это минимум. Обычно, суммы от 60 до 100+ тысяч. Это не только услуги связи, электричества, но зарплаты персонала. (разумеется, размер компаний разный, и у кого-то расходы могут быть миллионными). Персонал объективно ощущает, что если завтра все пересядут на хромос/ипады (или их наследников) и будут работать в гугльдоксах, то за что им будут платить деньги? Это подспудное ощущение, которое слегка кусает любого сисадмина. Скайп «каннибализирует» не только воип, но и навыки специалистов по астериску/офисным АТС. Гугльдоксы пока страшно выглядят, но стремятся к всё более приличному состоянию. Интернет становится всё доступнее, его всё меньше хочется заворачивать через прокси, системы контроля доступа, системы учёта трафика и все прочие признаки корпоративной сети. Компанию на 20 человек прекрасно обслужит SOHO-железяка, а возможно, и просто WiFi точка доступа с ноутбуками вокруг. Всего IT — один принтер, воткнутый в сетевой порт того же самого WiFi. На компьютерах скайп, гугльдоки и веб-почта.… Вы действительно думаете, что тут нужен сисадмин?

Страшно. Казавшиеся сложными и требовавшими Высоких Знаний технологии низводятся до уровня обычного домашнего пользователя… и работают. Active Directory, Exchange, sharepoint, офисы на локальных машинах, ISA, сервер WSUS, squd, собственный DNS-сервер, MX'ы, групповые политики…

Внезапно оказывается, что всё это решает не те задачи, которые ставят перед IT пользователи. Очень Важные сервера (не меньше двух) с контроллерами доменов оказываются совершенно не нужны для того, чтобы залогиниться на гугль… Развёртывание средств консолидации и виртуализации серверов оказывается бесполезным в условиях отсутствия серверов в компании.

Разумеется, я не сказал про вторую состовляющую большинства компаний — это система учёта. 1C в бухгалтерии и у менеджеров по продажам, какой-то специфичный для области деятельности компании софт. ERP, CRM, странные гибриды, которые сделали лет десять назад… И за это инстинктивно хватаются — нельзя выносить учётную базу на чужие сервера, там слишком много всего важного…

Впрочем, об этом чуть ниже. Если офис вполне готово выглядит в облаках и вебе, то с бухгалтерией всё существенно хуже.

Чужие сервера для нашей базы


Главное опасение любой компании, это разглашение. Чаще всего боятся банальных вещей: разглашения не очень хороших ГТД, выплывания мухлежа с НДС. Могут боятся увода клиентской базы или ещё какой-то информации, которая действительно является коммерческой тайной.

Это страх уже руководителей, не сисадминов.

Опасения можно разделить на:

1) Психологическое неприятие (я тут, а данные там, неизвестно где)
2) Опасение недобросовестности со стороны сотрудников посторонней организации
3) Опасение недобросовестности организации (это разные вещи)
4) Ощущение большей доступности данных для всякого рода ведомств
5) Вопрос: они там обанкротятся, а нам что делать?

Первый и второй пункт, скорее, пережитки (недобросовестность сотрудника чужой организации при наличии договора с этой организацией вполне имеет экономическую компенсацию), а вот остальные опасения — вполне объективные.

И вся жизнь офиса зависит от точности экскаваторщика...


Между офисом компании и серверами находятся сети нескольких организаций, километры проводов и оборудования неизвестного качества, находящегося в неизвестных условиях. И разумеется, гроза всех проводных сетей — экскаватор. Одно неловкое движение — и монтажникам на неделю развлечений.

Опасние вполне серьёзное: если магистральные каналы имеют должное резервирование, то «последняя миля», обычно, самое уязвимое место. Частично это может быть скомпенсировано резервированием интернет-каналов (например, через воздушную линию или альтернативный ввод), но на самом деле вполне может оказаться так, что не будут работать оба сервиса. И офис останавливается полностью. Совсем. Ни архив почты посмотреть, ни документ набрать. Хуже этого может быть только обесточивание здания.

А на ковёр кого вызывать?


Ещё одно серьёзное опасение руко водителя: не на кого перекладывать ответственность. Отсутствие человека, зарплатой и головой отвечающего за работу инфраструктуры очень смущает. «Свой» он всё-таки «свой», а не чужой дядя. Наверное, именно это, а не всё вышеперечисленное, основное препятствие в развитии «офиса без администратора». Руко водитель обычно имеет худшие знания в области, чем специалист, и ему нужно иметь специалиста, чтобы решать внезапные и труднопредсказуемые вопросы.

При наличии же человека (с зарплатой) уже не очень понятно, зачем облака. Всё равно больше половины затрат на ИТ — это зарплаты, так что всё остальное — крохоборство, укладывающееся вариацию в «попросил прибавку под новый год или нет».

Наследие предков


Ещё одной (иногда, основной) причиной отказа даже от рассмотрения других вариантов является наличие своего софта, однозначно заточенного под определённую инфраструктуру. Железобетонный аргумент: «работает, не трогай». Ещё более серьёзный аргумент: переделывать дороже, чем содержать.

Платите нам не один раз, а всё время


А если совокупное потребление ресурсов окажется дороже, чем свой сисадмин и своя серверная? А как я могу это предсказать? А если это окажется внезапно, в середине рабочего процесса, в момент развития компании? А если мы попадём на большие деньги пост фактум?

С SaS всё ещё хуже. Злобные буржуи хотят брать с нас деньги не один раз, а постоянно. Давняя заветная мечта любой софтовой компании — продавать софт каждый раз, когда его используют. Давняя заветная мечта любой софтовой компании — продавать софт, но не отдавать даже двоичного кода, чтобы не могли спиратить.

Помимо общих опасений есть конкретный вопрос: как мы можем предсказать потребление ресурсов наших серверов?

Законодательство


Насколько легитимно хранить в чужих облаках данные ИС ПДн (see ФЗ-152)? (Slonoed)

Ответы на вопросы


Наверное, на всё это есть только один ответ: время покажет. В каких-то местах развитие онлайновых сервисов ответит на некоторые опасения, в каких-то будет понятно «иначе нельзя». В каких-то компании, придерживающиеся политики «работает — не трогай» просто потеряют конкурентоспособность из-за бОльших накладных расходов на сопровождение инфраструктуры.

Победят ли облака?


Наверное, правильно говорить, даже, не об облаках, а о переносе инфраструктуры от самодельной, к предоставляемой коммерческими компаниями. Возможно, даже бесплатно. (Сколько бизнес-емейлов на мейлру?)

Победит ли онлайн? Не знаю. Определённые тенденции я вижу, кое-где уже побеждает. Кое-где я вижу людей, которые начали бизнес вообще не видев всей сложной и громоздкой инфраструктуры, наследника 90ых. С другой стороны, я вижу компании, в которых «и так всё хорошо»…
Tags:
Hubs:
+63
Comments211

Articles