Pull to refresh

Конец копирайта

Reading time6 min
Views2.1K

Вчера я открыл статью Авторское право в Википедии и с удивлением обнаружил в ней раздел “Конец копирайта”. Начав его читать, я решил, что это чья-то шутка. Но потом случайно обратил внимание на строчку вверху страницы: “Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой, проверенной 17 августа 2043.

Не подумав, я обновил страницу, и увидел уже другую, прошедшую дату. Так заинтересовавшего меня раздела в ней, конечно, уже не было. Не теряя времени, я решил записать то из прочитанного, что смог вспомнить, и теперь публикую этот текст здесь, на хабре.


Конец копирайта


В самом конце начала 21 века владельцы авторских прав поняли, что не обязательно запрещать свободное копирование, чтобы люди платили за нематериальные товары (как за век до этого владельцы обычных продуктовых магазинов поняли, что не обязательно отгораживать продукты от людей, чтобы их не воровали).

Может показаться странным, но всё началось на Украине, где компания ООО “Цифровой Супермаркет” (название изменено) каким-то образом убедила, казалось бы, непримиримых врагов, начать сотрудничать в проекте распространения цифровых товаров.

В начале участниками проекта помимо “ЦС” стали несколько крупных владельцев авторских прав на фильмы, несколько украинских интернет-провайдеров, а также… часть самых популярных украинских и русскоязычных торрент-трекеров и пиратских сайтов, показывающих фильмы и сериалы онлайн.

“Цифровой Супермаркет” собрал довольно большую коллекцию прав на фильмы и сериалы у их владельцев, участвующих в проекте (такие компании стали называть агентами авторских прав).

Он договорился с интернет-провайдерами о продаже их абонентам вместе с доступом в интернет подписки на неограниченный доступ ко всем фильмам, имеющимся в коллекции за сумму чуть меньшую 2$ в месяц.

Он договорился с пиратскими сайтами и трекерами о том, что абонентам участвующих в проекте провайдеров доступ к фильмам из коллекции предоставляется только при наличии подписки. Если подписки нет — её предлагается приобрести, включив оплату в счёт за интернет на следующий месяц. При этом для абонентов провайдеров, не участвующих в проекте, ничего не меняется.

Чтобы мотивировать пиратские сайты подключаться к проекту, “ЦС”, пользуясь сотрудничеством с провайдерами и разработанной для этой цели технологией, начал фильтровать пиратский контент. Но делал он это с умом. Вместо того, чтобы просто запрещать доступ, пользователю предлагалось вместо фильма с пиратского сайта скачать этот же фильм с одного из каталогов, участвующих в проекте (предварительно оформив подписку, конечно).

Чтобы компенсировать абонентам неприятную необходимость платить за доступ к видео, “Цифровой Супермаркет” обеспечил им возможность скачивать фильмы с тех же сайтов на очень большой скорости и смотреть их в очень хорошем качестве, что было несложно, учитывая сотрудничество с провайдерами.

Важная часть проекта заключалась в том, что любой сайт мог подключиться к проекту и предоставлять контент из коллекции, предварительно убедившись в наличии у пользователя подписки, для чего был создан специальный протокол и веб-сервис. Такие сайты впоследствии стали называть каталогами контента.

Пользователи немного ворчали, но поскольку они скачивали тот фильм, который хотели, к тому же на большей чем обычно скорости, а денег с них прямо сейчас не требовали, как правило оставались довольны.

Так “Цифровой Супермаркет” стал первой из многих компаний, которые сейчас называют продавцами авторских прав.

Агенты, продавцы и каталоги

Все участники нового проекта оставались в выигрыше:
  • Провайдеры получали дополнительный доход от продажи подписок
  • Пиратские сайты, которые теперь стали полу-легальными, тоже получали часть доходов от подписок, а отток пользователей на бесплатные сайты замедлялся увеличением качества контента и технологией фильтрации, работавшей против крупных конкурентов.
  • Владельцы авторских прав начали получать деньги за то, за что раньше получали от мёртвого осла уши.
  • Пользователи хоть и стали платить за контент, но приемлемую сумму, а качество услуг выросло заметно. К тому же им не пришлось менять привычные сайты на новые (кроме тех немногих, которые пока не подключились к проекту).


Проект стал расширяться. Новые интернет-провайдеры подключались к проекту. Больше владельцев авторских прав добавляли свои цифровые товары в коллекцию, которая кроме фильмов стала включать в себя музыку, тексты, программы. Всё больше сайтов становилось (полу-)легальными, всего лишь подключив у себя проверку наличия у пользователя подписки.

Теперь каждый сайт, который организовал удобный каталог, способ доставки контента пользователям или любой другой сервис, связанный с цифровыми товарами, имел возможность работать легально, да ещё и получать деньги.

Любой пользователь мог один раз купить право получать цифровой товар и без проблем получать его с того сайта, который выбрал сам.

Каталогов было много. Владельцев авторских прав тоже много. А “Цифровой Супермаркет” один. Увидев это, другие компании подумали “а чем мы хуже?” и тоже решили собирать и продавать авторские права.

Они отличались условиями и способами оплаты, коллекциями товаров, списком работающих с ними каталогов.

Так сформировалась новая экосистема создания и продажи нематериальных товаров.

Агенты представляют интересы автора в сети. Договариваются с продавцами авторских прав об условиях их продажи, следят за тем, чтобы произведения автора не распространялись нелегально. Агентом может быть и сам автор произведения, если ему не лень этим заниматься.

Продавцы прав предоставляют права доступа к произведению конечному пользователю и распределяют доход между авторами. Они могут продавать произведения по одному, наборами или же предоставлять полный доступ. Могут брать деньги или встраивать в контент рекламу. Но продают они не само произведение, а право получить его в любом месте сети.

Продавцы прав как правило договариваются с интернет-провайдерами о добавлении стоимости прав доступа к счёту за интернет.

Нередко у продавцов есть и свои каталоги контента, но пользователи ими не ограничены.

Поскольку продавец тесно сотрудничает с провайдером, он помимо продажи прав может заниматься ограничением доступа к нелегальному скачиванию продаваемых им произведений.

Каталоги контента непосредственно поставляет пользователю произведения в том или ином виде. Перед поставкой каталог должен убедиться, что пользователь купил право доступа к этому конкретному произведению. Если пользователь этого не сделал — каталог предлагает ему купить доступ у одного из продавцов прав.

Поисковики-агрегаторы являются вспомогательными сервисами, которые собирают и систематизируют информацию о произведениях, их авторах, продавцах прав и каталогах контента. Они позволяют:
  • Агентам отслеживать свои произведения на легальных и нелегальных сайтах, искать подходящих продавцов контента.
  • Продавцам найти произведения и агентов, которые могут быть им интересны
  • Каталогам систематизировать свой контент и найти продавцов прав на имеющиеся у них произведения (даже если контент в каталог добавляют пользователи)


Отдельная компания не обязательно выполняет только одну из этих ролей. Есть компании, которые совмещают их все.

Переходный период

Пока система не стабилизировалась её участники пытались тянуть одеяло в свою сторону.

Некоторые агенты пытались выгадать, продавая товар только через “свой” магазин по цене выше, чем получили бы от других продавцов. Но столкнулись с тем, что полу-легальные каталоги контента не обращали на них внимания, раздавая произведения бесплатно, а попытки надавить на них мало к чему приводили, поскольку без поддержки провайдеров интернета (которые защищали только контент “своих” магазинов) рычагов воздействия на такие сайты не было.

Сайты-каталоги пытались привлечь пользователей, раздавая авторский контент бесплатно. Но поскольку большинство интернет-провайдеров сотрудничали с продавцами прав и препятствовали нелегальному скачиванию, быстро поняли, что быть частью системы проще, чем противостоять ей.

Некоторые продавцы прав (чаще всего являющиеся по совместительству интернет-провайдерами) пытались заработать побольше, поднимая цены на произведения для своих пользователей. Но это привело лишь к тому, что часть пользователей выбрала других провайдеров, а часть начала искать способы бесплатного получения тех же произведений.

Некоторые пользователи принципиально не хотели платить за нематериальные товары и пользовались пиратскими сайтами для их получения. Но как только сайт, которым они пользовались, становился достаточно популярным, на него обращали внимание провайдеры и начинали фильтровать нелегальные произведения. В итоге большинство пользователей решило, что заплатить небольшую сумму и пользоваться удобными легальными сайтами лучше, чем постоянно искать среди гор мусора, где бы скачать бесплатно.

Сперва преобладали полу-легальные каталоги контента, которые не выходили полностью из тени, чтобы предоставлять пользователям как можно больше произведений вне зависимости от желания авторов. Они делали платными часть произведений, когда это было выгоднее, чем воевать владельцами прав, а остальные раздавали свободно.

Но со временем система стабилизировалась и становилась предсказуемой для всех её участников, что давало возможность каталогам становиться полностью легальными, практически не теряя в ассортименте. Конечно, подпольные торрент-трекеры были и будут, но их количество снижается: они не выдерживают конкуренции с легальными трекерами, которые крупнее, стабильнее и удобнее, что для большинства пользователей компенсирует необходимость платить.

Итог

Так система и существует по сей день, поддерживая баланс между стоимостью произведений и желанием пользователей за них платить, между жадностью владельцев прав и желанием остальных участников системы эти права проигнорировать.

Со временем такое разделение ролей на рынке нематериальных товаров породило множество последствий, среди которых исчезновение компаний, которые раньше называли “мейджорами”, распространение постфактумной оплаты и расцвет рекомендательных сервисов. Но об этом читайте в других статьях.

А как вы считаете, возможно ли это у нас? Или попавшаяся мне на глаза статья была из параллельной реальности?
Tags:
Hubs:
+88
Comments330

Articles