Pull to refresh

"Одноклассники" нарушают авторское право?

Reading time 5 min
Views 9.6K
Сегодня я наконец-то увидел всем известную социальную сеть odnoklassniki.ru «изнутри». Глазами пользователя, так сказать. До этого я видел только главную страницу. Не буду говорить как обстоят дела с юзабилити, думаю все и так знают… или догадываются, по крайней мере.

И тут мой взгляд пал на фотографии, загруженные пользователями.

Справа внизу находится логотип и надпись «одноклассники.ru». Они встраиваются автоматически в каждую загружаемую фотографию (пример под катом).
Похоже, «Одноклассники» нарушают законодательство.

Пример фото:



Читаем их «Правила пользования».
Выделю лишь важные для нас пункты.

  • 2.2. В случае, если отдельные вопросы не урегулированы настоящим Регламентом или иным соглашением сторон, к отношениям сторон подлежит применению право Российской Федерации.
  • 3.2. Владелец Сайта является информационным посредником и оказывает услуги по передаче, хранению и обеспечению доступа посредством сети Интернет к предоставляемой Пользователями информации, графическим изображениям и иным материалам. Любая информация, предоставляемая Пользователями и передаваемая посредством Сайта, передается без изменений и исправлений.
  • 5.13. Запрещается размещать на Сайте в качестве собственной фотографии изображения других лиц или вымышленных персонажей, изображения животных, предметов, абстрактные изображения, а также любые иные графические изображения, не являющиеся изображениями лица, размещающего данные изображения;
  • 6.1. Пользователь вправе размещать на Сайте информацию о себе, свои фотографии, оценивать и комментировать фотографии других Пользователей, создавать новые сообщества и вступать в уже существующие, использовать иные сервисы Сайта.
  • 6.2. Пользователь обязуется воздерживаться от указанных в разделе 5. настоящего Регламента запрещенных действий.
  • 6.3. Пользователь вправе осуществлять модерацию фотографий, размещаемых на Сайте другими Пользователями. Для реализации этой возможности необходимо подписаться на модерацию, изменив соответствующие настройки своей Персональной страницы Пользователя.
  • 7.4. Администрация вправе, но не обязана осуществлять модерацию сообщений, фотографий и иных материалов, размещаемых Пользователями на Сайте.


Кстати, пункта, уведомляющего пользователя, что он соглашаясь с регламентом согласен предоставлять свои данные, изображения и т.п. для публичного использования я не нашел.
Итак, мы можем загружать свои изображения, а администрация их может лишь модерировать. Про внесение изменений в изображения речи не идет. Значит, пользователи фактически обмануты и действия администрации неправомерны.

Едем дальше...


Думаю, Вы помните скандал вокруг odnoklassniki.km.ru? Нет? Тогда обязательно прочтите.
Так же, я нашел постановление суда.
Следовательно «одноклассники» и «odnoklassniki» являются товарным знаком одноименной ООО. Мда… Km.ru обещала подать апелляцию, пока ничего об этом не известно. Так-так-так, значит, одноклассники вставляют свой товарный знак в изображения пользователей. Что же говорит законодательство РФ?

Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N230-ФЗ — Часть 4. Читать оригинал.

  • Статья 1255. Авторские права
    1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
    2. Автору произведения принадлежат следующие права:
    • исключительное право на произведение;
    • право авторства;
    • право автора на имя;
    • право на неприкосновенность произведения;
    • право на обнародование произведения.
  • Статья 1257. Автор произведения
    Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
  • Статья 1259. Объекты авторских прав
    1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
    • литературные произведения;
    • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
    • хореографические произведения и пантомимы;
    • музыкальные произведения с текстом или без текста;
    • аудиовизуальные произведения;
    • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
    • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
    • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
    • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
    • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
    • другие произведения.

    3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
    4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
  • Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
    1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).


Нарушение статьи 1266, пункта 1.

Я ж еще что-то говорил о товарном знаке, не так ли?


Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I
«О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 11 декабря 2002 года № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров“)
. Читать оригинал.

Статья 22. Использование товарного знака и последствия его неиспользования

1. Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован,
и (или) их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного
договора в соответствии со статьей 26 настоящего Закона.

Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных
бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при
наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.


Только пункт про рекламу подходит больше всего… Но нарушать авторское право и использовать это в рекламных целях — грех в квадрате ))

Зачем это все?

Возможно, кого-то это заинтересует подробнее и он начнет копать глубже… Я выступаю лишь за соблюдение авторских прав, я против их нарушения в таком масштабе.

P.S. Буду рад любым замечаниям и комментариям.
P.S.S. Это мой первый публичный топик на хабре, если что не так — ругайте)

upd: спасибо Derok_McGrow и Avg00r за предоставленные поправки
Tags:
Hubs:
+224
Comments 164
Comments Comments 164

Articles