Pull to refresh

Уж такой элементарный C/С++: может->является

Reading time 3 min
Views 2.7K
Вопрос на пять: что напечатает эта простая программа:
    #include <stdio.h>

    typedef int a;
    a b = 5;

    int main()
    {
       a(b);
       printf("%d\n", b);
       return 0;
    }
Уже натерпевшиеся от своего любимого языка, но ещё не прошерстившие всех бизонов gcc, почувствуют подвох — и правильно. Подсказка номер ноль: это скушает С++, но и простой С не подавится.

Подсказка один. Вот что она напечатает:
Ось Компиляторы Результат
ArchLinux 64 clang 2.9, gcc 4.5.2 0
Win7 32 Visual С++ 2005, 2008, 2010 1
но только теперь вопрос другой: а что такое a(b)? Ведь я ключиками повертел: и С++, и С — всё одно. Точнее: clang и gcc печатают одно (0), а вижуальники другое (1).

Здесь уже должно допереть. Нет? Подсказка два: уберите шум, и разверните тип:
    int(b);
Подсказка два++. Привидение приведения типа запросто может постоять и слева от равна, но теперь уже и Майкрософт выдаст ноль:
    int(b) = 0;
Люди с заточенными под 45o мозгами, вообще ещё и думать не начинали — запастили код в http://ideone.com или закомпиляли прямо из буфера — знаем же на нюхах про xsel? Результат такой механической работы с включенным -Wall и есть подсказка три:
   [aviaconstructor@arch64 tmp]# xsel | gcc -xc++ -Wall -
   <stdin>: In function ‘int main()’:
   <stdin>:9:25: warning: ‘b’ is used uninitialized in this function
Программуля-то простая, какой уж тут C++11! Но если вы начали сразу с книжек Александреску и чураетесь святой простоты С, восполняю пробел. Точнее, ставлю один единственный пробел между типом и скобкой. Для самых недогадливых, подсказка четыре (пять, если по счёту):
    int (b);
В этом месте нашего повествования пню ясно, что a(b) или int(b) — это объявление локальной переменной, то же, что и int b. Она-то и закрывает своей грудью глобальную переменную с таким же именем. Уже в комментах к этому посту мы можем посудачить и подебачить на тему:
  • Почему значение стековой (auto) переменной как правило будет детерминировано даже на системах без обнуления свободной памяти?
  • Может ли какая-нибудь правильная реализация на системах с обнулением памяти при каждом запуске выдавать разные значения?
  • И вообще, что выдают другие компиляторы и среды?
Кстати, подвигайте переменную по стеку, если интересно. Конечно, там не только нули и единицы. А здесь и сейчас мы поедем дальше.

Вообще, если озарило до обидного поздно, то вера в человечество может быть восстановлена благим словом, ибо про С и С++ конструкции сказано, что всё, что может быть определением, определением и является. Ещё раз: a(b) смахивает на приведение типа в С++, но на декларацию переменной оно похоже больше. Вот и разгадка не только задачки, но и заглавия нашего поста: стрелочка там — это матзнак следования.

Всё это было бы нечистой воды курьёзом, когда бы у нас, умных, ползали по коду ну только очень умные баги. Вот классика:
   std::string a("my string");
   std::string b();
Две строки, и одна пуста? Ни-фи-га! Второе — определение беспараметральной функции b, возвращающей строку. Руганётся при использовании, слава Богу! Куда хуже, когда хотели как всегда:
   QMutexLocker lock(&globalLock);
а вышло:
   void MyClass::MyFunc()
   {
      QMutexLocker lock();  // видим?
      ThisFuncShallBeProtectedByGlobalLock();
      ++objectVarCounter;
   }
Даже предупреждения не дождётесь — подумаешь, объявление неиспользуемой функции! И работать будет, вот только без лока (Шишков, прости за сплошные англицизмы). В крайнем примере путали объявление переменной с декларацией функции, а вот совсем другой косяк:
   {
      QMutexLocker(&globalLock); // где переменная?
      ...
Нужно ли объяснять почему такой локер работать будет только на себя? А есть у меня ещё и сказочка: мышка бежала, хвостиком вильнула — бдэмс — и вместо равна натоптала точку с запятой в неположенном месте:
   MyEnum myEnumMask ; MyEnum(i);
Нет, уж этот пример надуман! Кривыми хвостиками и не то выписывали — до сих пор работает! Ну да, ну да. Согласен. Я со всем согласен. Но любимый язык мой — враг мой. Будьте внимательны!
Tags:
Hubs:
+39
Comments 79
Comments Comments 79

Articles