Pull to refresh
0

Можно ли спроектировать впечатления?

Reading time 9 min
Views 1.9K
Original author: Oliver Reichenstein
Представляю вашему вниманию перевод статьи в двух частях под названием "Can Experience be Designed?" от Oliver Reichenstein. Перевели в компании UXDepot специально для пользователей Хабрахабра с одобрением компании Information Architects Inc..


Для начала загадайте число от одного до десяти. А затем сделайте шаг назад и посмотрите на словосочетание «Проектирование впечатлений пользователя» так, словно вы никогда раньше его не видели.



Смотрите внимательно на эти слова до тех пор, пока вы не услышите в своей голове волшебно красивый голос, произносящий их вслух: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ». Что думаете? Все это кажется вам какой-то нелепицей? Нет, я говорю не про загадывание числа и не про шаг назад, а про идею. Идею о том, что кто-то может контролировать ваши чувства и ощущения. Или же вы с легкостью согласитесь, что ваши впечатления от прочтения этой статьи были продуманы мной как автором? Вы читаете этот текст каким-то своим, особым образом? Или вы прочитали и ощутили его так, как я это задумал?



Впечатление и индивидуальность


Мы с детства привыкли думать что наше мироощущение уникально и принадлежит только нам. Мысль о том, что наши впечатления были кем-то спроектированы, поражает нас до глубины души и расшатывает основы индивидуальности и веры в свободу личности. Этот страх даже заставляет многих из нас отрицать то, что два человека в принципе могут иметь одинаковые физические ощущения.

Рассуждения об индивидуальности и ощущении мира обычно заканчиваются детскими фразами наподобие «Тебе не понять насколько сильно я люблю кофе, ведь ты же не я», или «Ты не знаешь как я вижу красный цвет. Может для меня красное то, что для тебя желтое», или «А быть может для меня звуки пианино и трубы звучат одинаково».



Прагматичный подход


Разумеется, со всем этим трудно спорить. Однако прагматик скажет: — Хорошо, я не знаю точно, но у меня нет никаких оснований верить в то, что каждый человек имеет свое собственное мироощущение, свой собственный вкус кофе, восприятие красного цвета или звука пианино. На самом деле существуют явные доказательства того, что впечатления могут быть вызваны преднамеренно:

  • Риторика. Риторика — это искусство использования речи для убеждения. Риторика — это совокупность правил, позволяющих убеждать других людей. Риторика — это дизайн общения. И он работает.
  • Фильмы. Язык фильмов это очень сложный язык, но с его помощью удается заставлять людей плакать и смеяться, пугаться и радоваться. Все эти цели достигаются намеренно (причем достигаются достаточно часто).
  • Брендинг. Глупо спорить с тем, что все что вы думаете о том или ином бренде — это впечатление, спроектированное заранее. Бренды создают сообщества фанатов. Впечатления от бренда не разнятся от отдельного человека к человеку, они разнятся от одной группы к другой. Бренды создаются с помощью дизайна. И создаваемое впечатление выверяется гораздо точнее, чем может показаться.

Впечатление может быть создано с помощью дизайна. Любой дизайн — это создание впечатления.





Контроль над разумом?


Итак, если разные люди могут испытывать одинаковые впечатления, это значит что кто-то может управлять тем, что мы думаем и чувствуем? Нет. Не все воспримут вашу речь, ваш фильм и ваш продукт одинаково.

Водопроводчик Джо может ненавидеть Барака Обаму вне зависимости от того, насколько красиво тот произносит свою речь, тетушка Роза может не любить «Криминальное Чтиво» сколько бы вы не пытались объяснить ей крутость этого фильма, а дизайнер, работающий в студии О’Гилви, никогда не купит Windows 7 независимо от того, насколько крутые у нее обзоры и рецензии. Вы не сможете контролировать пользователей с помощью дизайна, однако с его помощью вы сможете выбирать, к какой аудитории вы обращаетесь.

Проектирование впечатлений пользователя — это не волшебная пилюля, которая способна магическим образом превратить ваш товар в то, что все без исключения полюбят с первого взгляда. Нет! Это то, что поможет вам эффективнее обращаться к вашей целевой аудитории. Для этого ваш продукт должен быть максимально понятен. Чем понятнее ваш продукт, чем больше в нем индивидуальности, тем с большей вероятностью та или иная группа потребителей примет или откажется от него. Поэтому вам нужно знать своих пользователей и тестировать ваш дизайн на пользователях.

Между прочим, когда я в начале статьи просил загадать число от одного до десяти, вы скорее всего загадали число семь. Если это не так, то я могу вас поздравить, вы действительно особенный ;-)



Продолжение статьи



Дизайнеры проектируют чувства пользователей, или же проектируют с учетом того, что чувствуют пользователи? Здесь есть маленькая, но очень важная разница, вы чувствуете ее? Нет? Хорошо, я спрошу иначе: что создают архитекторы, дизайн домов или впечатления его жильцов?

Глупым ответом будет «Они проектируют впечатления пользователей». Прагматичным ответом будет «Они создают дизайн домов». Острожным ответом будет «Архитекторы создают дизайн, который приводит к целому спектру впечатлений, часть из которых они предвидели, а часть — нет. Они не проектируют все возможные впечатления, которые могут возникнуть у его жильцов».

Восприятие интерфейсов очень сильно отличается от человека к человеку. Да, это я создал дизайн этого сайта (http://www.informationarchitects.jp/en/), однако я не знаю как вы сейчас воспринимаете его (Примечание переводчиков: тут автор дает ссылку на первую часть статьи, которую вы уже прочли выше :)).



Антигерои


  • Мошенник. Он ведет себя точно так же как любой другой мошенник — одурачивает своих клиентов, используя слоган «проектирование впечатлений пользователя». Некоторые мошенники просто дают пустые обещания, кто-то продает чистые листочки бумаги вместо отчетов, другие используют этот слоган для того, чтобы наполнить свои бессмысленные речи. А есть и такие, которые просто кидают клиентов.
  • Ерундист. Быть ерундистом не значит врать, это значит лукавить в рабочих целях. Ерундист в сфере создания впечатлений выглядит занятно — он устраивает нетрадиционные митинги, эзотерические мозговые штурмы и неотносящиеся к делу обсуждения за абсурдную цену с кучей ерундовой документации (документация это важно, однако то, что она напечатана на принтере и забирает много времени еще не означает, что она должна стоить много тысяч долларов). Некоторые ерундисты приглашают программистов и секретарш к процессу создания пользовательских интерфейсов, некоторые зовут генеральных директоров участвовать в каких-то детских играх, а другие предлагают вам заняться совершенно фантастической фигней вроде поедания мыла, стоя на руках.
  • Тяп-ляп менеджеры. Неуверенные менеджеры любят тестировать все на свете, потому что такой подход помогает им избегать ответственности. Чем неувереннее менеджер, тем больше у него вопросов к другим людям. Нет ничего плохого в юзабилити-тестированиях, однако спрашивать своих мужей, жен, детей, секретарш, племянников или самих себя это просто несерьезно. Юзабилити тестирования и исследования пользовательской аудитории должны проводиться профессионалами. Не всем дано быть такими крутыми ребятами как Стив Джобс, однако особенному проекту нужно четкое видение, серьезное пользовательское исследование, опытный дизайнер и менеджер, готовый взять некоторый риск на себя.




Споры


  • Бессмысленность: фраза «проектирование впечатлений пользователя» это тавтология. Дизайн любого продукта означает взаимодействие между вещью и человеком. С этой точки зрения любой дизайн это проектирование впечатлений, так что фраза «проектирование впечатлений пользователя» не имеет под собой какого-то особого значения.
  • Преувеличение: фраза «проектирование впечатлений пользователя» это гипербола. «Проектирование впечатлений пользователя» как-бы подразумевает, что дизайнер управляет восприятием любого пользователя и контролирует какое впечатление на него производит продукт. Однако это сильное преувеличение. Чем опытнее вы становитесь в сфере дизайна, тем сильнее понимаете насколько сильно различается восприятие продукта от человека к человеку. Дизайн определяет восприятие, но не контролирует его. Таким образом, говорить «проектирование впечатлений пользователя» означает давать обещание, которое невозможно сдержать.
  • Говоря философски: фраза «проектирование впечатлений пользователя» это синекдоха. Впечатление пользователя от взаимодействия с продуктом начинается не с первого соприкосновения с ним и не заканчивается на этом. Подобное взаимодействие включает в себя все точки соприкосновения: бизнес, технологию и дизайн. Опытные дизайнеры используют термин «проектирование впечатлений пользователя» вместо термина «веб-дизайн» для того чтобы выразить то, что визуальный дизайн — это поверхностная часть гораздо более сложных вещей. В таком значении «проектирование впечатлений пользователя» является правильным термином.




Реальность


Как мы видим, термин «проектирование впечатлений пользователя» используют не только шарлатаны. Но что пытаются сказать серьезные ребята, когда говорят «проектирование впечатлений пользователя» вместо простого и понятного «веб-дизайн»?

Создание пользовательского впечатления — это не так просто, как работать в Dreamweaver.
Любой, кто создал веб-сайт, может назвать себя дизайнером. Однако называть себя создателем впечатлений пользователя означает выверять свой дизайн относительно реальных пользователей и каждый день рассматривать большое количество мнений разных пользователей. Если вы этого не делаете, — значит вы не дизайнер впечатлений.

Способность создавать впечатление спускает с небес на землю:
Традиционно дизайнер считает себя Королем, которому пользователи платят налог за искры его великого таланта. В сфере создания впечатлений понятие о великом и всезнающем дизайнере перевернуто сверху вниз. Дизайнер пользовательского впечатления старается быть накоротке с как можно большим количеством самых разных пользователей.

Дизайн пользовательского впечатления выигрывает количественно:
Дизайн, основанный на пользовательском впечатлении как часть общего дизайна может быть измерен количеством кликов, временем на сайте, прибылью на инвестированный капитал, количеством возвратов на сайт и отзывами пользователей. Дизайн пользовательского впечатления это сфера, где каждое мнение на счету, это конструирование, которое ищет идеальный компромисс вместо идеального решения.



Если все являются пользователями, являются ли все также дизайнерами пользовательских впечатлений?


Так как все люди являются пользователями, у каждого человека есть своя точка зрения на то, каким должен быть продукт, который он использует. И многие яростно отстаивают свое мнение. Но это не означает, что все пользователи являются дизайнерами. Попросить соли не означает стать поваром. У пользователя есть только его личное мнение, а дизайнер оперирует мнениями и точками зрения многих пользователей, пытаясь найти при этом компромисс. Хороший компромисс — это не среднее арифметическое, он находится выше всех точек зрения, он искусственен (например, компромиссом между трусостью и безрассудством будем смелость).

Для того, чтобы ездить на машине не нужно быть инженером, однако только инженер может починить ее. Дизайнер пользовательских впечатлений должен знать как все устроено. Для пользователя все мнения одинаковы, для дизайнера — нет. Дизайнер собирает отклики и пытается найти способ применить их. Его личная точка зрения основана не только на его опыте, подобно ученому он проводит исследования и эксперименты, оперируя в равной степени как теорией, так и практикой. Он не доверяет своим ощущениям, он тестирует свой продукт на пользователях. Разумеется, создание дизайна интерактивных продуктов на протяжении десяти лет даст вам опыт и понимание того что будет работать, а что — нет. Однако это не должно заставить вас забыть о необходимости тестировать. Оперирование откликами сделает вас профи в создании пользовательского впечатления.

Восприимчивость к чужим мнениям ускорит ваше обучение и позволит работать с каждым разом все лучше и эффективнее. Найти отклики не так сложно! Сложность заключена в том, как с ними работать. Отклики делают сложные вещи еще сложнее. А еще берегитесь — если вы воплотите все желания пользователей точно так как они хотят, то у вас получится настоящая карусель Ада.



Теория и практика


Вы не сможете быть экспертом в дизайне без практического опыта. Создание веб-сайтов и работа с откликами пользователей — вот что делает вас дизайнером пользовательских впечатлений. Просиживание в социальных сетях, способность красиво говорить, премия лучшего продажника и коллекция статей по юзабилити не сделают вас специалистом. Для того, чтобы стать экспертом в дизайне интерфейсов, нужно создавать интерфейсы и разбирать отклики о нем (порой довольно гневные). Настоящий джедай получает удовольствие даже от таких странных вещей:
  • Ежедневное изучение поведения пользователей just for fun
  • Проведение юзабилити-тестов и интервью
  • Тестирование и оптимизация прототипов
  • Исправление ошибок после чтения самых гневных откликов
  • Изучение новых для себя бизнес-процессов
  • Ежедневное изучение новых технологий

Чем крупнее аудитория вашего продукта, тем крепче должны быть вы. Редизайн сайта T-Online, который мы сделали 10 лет назад, был настоящим адом — немецкоговорящее техническое коммюнити просто разорвало новый дизайн на кусочки. Со временем привыкаешь к протестам, которые неизбежно возникают после редизайна. Судя по всему, команде iA удалось значительно улучшить дизайн (и отклики уже не такие злобные). В любом проекте бывает много интересных мнений, которые могут подсказать, как улучшить проект.



Заключение


Да, многие студии будут использовать технический язык для того, чтобы завысить цену на свои услуги. Некоторые прямолинейно, некоторые искусснее. Но вы не можете, не выглядя при этом дилетантом, расфигачить адским молотом целую индустрию в которой работают некоторые из самых умных и достойных людей в IT.

Дилетанты не хотят разговаривать и понимать своих клиентов, они не хотят обсуждать проект с какими-то там глупыми пользователями, они хотят сделать хорошо и сразу, изменить и улучшить сайт так, как им вздумается. Их философия: «Давайте работать, пока оно не заработает». Они стоят дешево, но это ненадолго — в итоге они часто не могут хорошо справиться с задачей. Потому что, проще говоря, без тщательной подготовки и исследования мнения пользователей у вас не получится сделать продукт действительно работающим для этих самых пользователей.

  1. Дизайн пользовательского впечатления это не волшебная пилюля, которая поможет вам сразу осознать как люди видят ваш дизайн, это такой подход к дизайну, который на разных этапах учитывает мнение пользователей и отклики о продукте.
  2. Чем более опытным в тестировании пользовательского мнения вы становитесь, тем лучше вы понимаете что нужно делать с противоречивыми откликами (отклик сам по себе не сделает хорошего дизайна). Стойкими с рождения бывают только единицы.
  3. Чем больше опыта в тестировании вы имеете, тем легче вам удается находить правильный компромисс в своей работе.


PS от переводчиков: Надеюсь, вам понравилась статья. Мы будем рады, если вы укажете нам на ошибки в переводе, чтобы мы могли их оперативно исправить. Пишите мне в личку, пожалуйста :)
Tags:
Hubs:
+54
Comments 27
Comments Comments 27

Articles

Information

Website
www.uxdepot.ru
Registered
Founded
Employees
2–10 employees
Location
Украина