Pull to refresh
0

Вместе веселее. Как наладить эффективное сотрудничество творческих людей

Reading time 13 min
Views 4.8K
Original author: Stefan Klocek
Представляю вашему вниманию перевод статьи под названием "Better together; the practice of successful creative collaboration" от Stefan Klocek. Перевели специально для пользователей Хабрахабра с одобрением компании Cooper.


Рок-звезда и гениальный ученый обязательно являются одиночками. Именно так мы привыкли представлять себе работу творческого человека. Однако творческая работа также может процветать благодаря таким вещам, как различия, упорство, обмен идеями и сотрудничество.



Двое (или больше) творческих людей могут использовать эти добродетели, если будут хорошо играть в команде. Практика “парного дизайна”, используемая в Cooper, взрослела больше чем десять лет, и развивается вместе с ростом компании, формируя новые пары, в которых дизайнеры учатся друг у друга каждый день. Хотя не существует никакой магической формулы, но большинство самых успешных совместных работ такого плана на нашей памяти обладали на удивление схожими характеристиками.



Мы играем по одним правилам


Люди могут сотрудничать друг с другом тысячей различных способов, но когда они начинают играть по одним правилам, то сразу замечают, что все вокруг становится гораздо проще и легче. Свобода придумывать свои правила на ходу, по своей прихоти, создает хаотичную, нестабильную и непредсказуемую систему. Трудно делать свою работу, когда основы постоянно подвергаются сомнению.

Журналист Дэвид Борнcтейн, изучающий инновации в социальной сфере, в недавней статье для New York Times так описывал игру: «Игра требует владения сложным набором навыков. Это не просто возможность потренироваться и выпустить пар. Игра означает, что нужно договориться с такими же как вы, вступить в воображаемую структуру, и принять ее, даже если все идет не так, как вам бы хотелось».



В Cooper мы используем нефиксированный набор соглашений, которые дают нам систему, по которой мы играем и творим вместе. Мы все консультанты, занимающиеся дизайном, ориентированным на пользователя, следующие архетипному процессу (процессу, который адаптирован под ограничения данного проекта), и мы выполняем определенные роли в совместной работе. Все это служит в качестве принятой нами системы правил игры.

Но то, как играть, решают сами игроки. Мы работаем достаточно независимо внутри просторных границ. Каждая команда вольна сама решать как ей работать сообща и выполнять ежедневную работу. Все это происходит в неформальной обстановке — мы примерно определяем сроки и поверхностно обсуждаем то, что хотим получить в итоге. Затем мы решаем точно, чего мы должны достигнуть за время совместной работы, а также за время работы по-одиночке.
Каждый появляется на работе в положенное время уже готовым к работе. Мы быстро обсуждаем цели, что позволяет фокусироваться на важных вещах во время совещаний и привносит в обсуждения ясность. Все понимают друг друга правильно, что позволяет организовать эффективное обсуждение и отложить на потом проблемы, которые никак не удается разрешить. На совещаниях каждый активно вносит свой вклад и двигает проект вперед. Играя по правилам мы снимаем внутреннее напряжение и чувствуем взаимное доверие.



Мы извлекаем как можно больше пользы из наших различий


Мы очень ценим наши различия. Наша идея парного дизайна (пара, состоящая из человека, генерирующего идеи и человека, который отвечает за их синтез) появилась тогда, когда мы начали замечать и формализировать определенные различия в навыках и подходе к дизайну.
Дизайнер-одиночка вынужден выполнять всю работу сам, попеременно переключаясь между генерированием идей и необходимостью остановиться чтобы синтезировать их. В паре мы делаем это одновременно: пока один дизайнер формулирует детали, второй идет в другом направлении, оценивая, как идеи первого вписываются в общую картину проекта. Каждый видит и продвигает одну и ту же идею по-своему, из-за чего получается более эффективное сотрудничество, вытекающее в более продуманный дизайн.
Фокусируясь на разных умениях, мы поддерживаем и дополняем напарника, — вместо того, чтобы делать одну и ту же работу дважды. Наш метод сотрудничества поощряет разносторонние взгляд на вещи, способ мышления и знания.

Работа и обязанности делятся по-ровну и справедливо. Это поощряет различия и помогает избегать ненужных конфликтов. Однако это не значит что мы боимся конфликтов. Часть ценности наших различий заключается в разногласиях, обязательно присутствующих там, где есть несколько разных точек зрения. Разные мнения способствуют возникновению полезных вопросов и дискуссий.
Время от времени мы сталкиваемся с существенными и иногда болезненными разногласиями, но напряжение от них действует как горнило, помогая нам отделить важное от неважного, многообещающее от тупикового. Дополняющие роли и обязанности позволяют оспаривать решения друг друга, при этом держа под контролем разногласия для достижения наилучшего результата.



Когда у тебя есть своя роль и свои обязанности, твое творчество полностью высвобождается. Ты больше не топчешься на месте, ты посвящаешь всего себя своей специализации и рассчитываешь на то, что твой напарник поправит тебя в случае чего.
Это единство “противоположностей” создает продуктивные разногласия и облегчает синтез идей. Нанимая людей, мы обращаем особое внимание на их сильные стороны и врожденные склонности, и пытаемся понять, смогут ли они выполнять одну из ролей. Не бывает людей, которые идеально подходят, но мы считаем, что определенные склонности (как склонность мыслить визуально или словами) обычно предвещают, что человек уживется в определенной роли.



Мы выполняем домашние задания


Для того, чтобы выпустить успешный продукт, мы подготавливаемся перед тем, как начать выдвигать варианты решений: мы изучаем сферу проекта, существующую проблему и пользователей, составляющих целевую аудиторию. От двух слабоинформированных дизайнеров толку мало — умножая ноль на что-то, нельзя получить больше.
Чем лучше ты подготовлен, тем уверенней ты решаешь проблему. Творческим людям без необходимых знаний о предмете приходится опираться только на свое субъективное мнение и теорию. Это усложняет совместную работу с другим дизайнером и может создавать непродуктивные конфликты между партнерами.

Без должной подготовки команде сложно набрать обороты и войти в потоковое состояние. Исследование обеспечивает команду объективной информацией, помогая при работе со сложными системами. Когда у обоих партнеров есть вся информация, необходимая для решения задачи, они достигают потока.
Мы стараемся добиться того, чтобы у обоих членов команды было работающее понимание сферы проекта и проблем, которые мы пытаемся решить. Если у одного из членов команды больше опыта в данной сфере, мы стараемся помочь второму догнать его. Каждому нужно быть знакомым со сферой проекта, пользователями, составляющими целевую аудиторию, и бизнес-целями для того, чтобы плавно и уверенно двигаться к правильным решениям.



Мы используем правильные инструменты


Если бы творческие пары опирались на субъективные мнения и желания во время создания продукта, они бы просто погрязли в конфликтах. Мы избавляемся от большинства субъективных мнений, вовремя используя правильные инструменты:
  • Исследование вместо догадок.
  • Персонажи вместо личных предпочтений.
  • Сценарии вместо «а что если?»
  • Наброски вместо проработки деталей (для ранних идей).
  • Проработка деталей вместо набросков (на поздних стадиях).
  • Паттерны вместо отдельных решений.


Мы стараемся не отвлекаться


Слишком много факторов, отвлекающих внимание, и главный проект страдает. Есть значительные потери времени при переключении с одного проекта на другой. Успешно работать больше чем над одним проектом одновременно вполне возможно, но когда дизайнеры работают в паре, возможность переключаться между различными проектами не сулит ничего кроме накопления ненужного стресса.



Одна команда у нас получает один проект. Так работать приятнее, так мы можем лучше сосредоточиться на совместной работе — производительность растет, а конфликтов и напряжения становится меньше. Без отвлекающих факторов легче сосредоточиться. Если ты погружаешься в проект целиком — успеха трудно не достичь.



Мы не создаем дизайн по одиночке


Во многих компаниях совместная работа заключается в том, что один человек работает самостоятельно за своим рабочим местом, а затем предлагает оценить проделанную работу другому человеку. Этот подход делает из вашего партнера скорее редактора, чем соавтора.
Для нас совместная работа означает решение больших вопросов вместе с напарником. Очень важно, чтобы оба дизайнера чувствовали, что они работают в команде. Они оба должны понимать и совершенствовать замысел их дизайна. Работая над проектом, мы постепенно переключаемся между совместной работой и работой по-одиночке.



На ранних стадиях выполнения проекта в основном мы работаем над ним вместе. По мере того, как работа над проектом продвигается вперед, мы проводим больше времени по-одиночке для проработки деталей. Когда мы задумываемся о деталях, возникают вопросы и проблемы, о которых мы не знали раньше. Когда это происходит, мы снова собираемся вместе и решаем сложные моменты вместе. Мы не делаем важных, критических изменений без напарника.



Мы озвучиваем свои мысли


Многие дизайнеры знают, что если продумать все у себя в голове, можно найти и исправить все более-менее очевидные недостатки идеи. Однако такой подход не работает в паре — проделывание всей работы в голове не допускает напарника к вашим идеям. Он не может пощупать их, добавить что-то или улучшить их.



Коллективное творчество заставляет думать вслух. Делясь сырыми, концептуальными идеями вы даете напарнику пищу для размышлений и вдохновение. Проговоренные вслух идеи означают, что нужная информация будет у команды раньше, а также делают возможным более тесное и продуманное сотрудничество. Это важно как во время генерации идей, так и во время их проработки.
Обоим партнерам нужно стараться делиться быстрыми неотфильтрованными мыслями. Для того, чтобы работать таким образом стало комфортно, нужно время. Это требует доверия между партнерами. Доверие возникает в такой атмосфере, где можно без опасений делиться идеями и развивать их. Такой подход к работе позволяет действительно использовать по максимуму усилия двух человек.
Две разных точки зрения, два разума, два творческих процесса, работающих над правильными идеями, вытекают в более быстрые, полные и правильные решения.



Мы предполагаем, что каждая идея несет ценность, даже если так не кажется на первый взгляд


Первые попытки объяснить свою идею редко бывают элегантными, ясными и подробными. Негативная реакция на плохо высказанную идею обычно воспринимается справедливой, но редко помогает вашему партнеру улучшить свою идею. То, что первая попытка высказать идею происходит с запинками, вовсе не означает, что идея плохая.
Скорее всего, мысль вашего партнера важна, даже если он плохо ее высказал. Выявление главной идеи или возражения партнера всегда ведет к новому взгляду на то, чем вы в данный момент занимаетесь.



Это работает только если партнеры создали атмосферу, в которой они не стесняются делиться идеями, которые еще не закончили формировать. Они очень стараются понять замысел напарника. Когда один дизайнер предложил идею, второй может сказать что о ней думает, улучшить ее или попросить прояснить некоторые моменты.
Такой принцип работы помогает избавиться от самоцензуры и преждевременного исправления, делая возможным более глубокий поток, и поощряя обмен идеями и доверие. Все же мы отбрасываем многие идеи, но только после того, как хотя бы в маленькой степени рассмотрим их.



Мы строим, а не возводим препятствия


Отстрел идей и отзывов замедляет темп работы и благосклонность членов команды. При совместной работе вы рассматриваете и стараетесь улучшить то, что предложил партнер. Вы развиваете идеи, добавляя в них что-то, улучшая или разъясняя для себя детали, строя свои собственные идеи на их основе.
Разумеется, порой многие предлагаемые напарником идеи кажутся сумасшедшими, а их обсуждение кажется пустой тратой времени. Однако если вы начнете сразу отбрасывать предложения партнера, вряд-ли это продвинет работу вперед, а скорее полностью остановит творческий процесс.



Также важно получать обратную связь. Если ваша идея никудышная, кто-то должен сказать вам об этом. Нельзя развивать идею, не получая или игнорируя обратную связь. Отгораживаясь от напарников, вы не даете им улучшить вашу работу. Негативная реакция на вброшенную идею не помогает ей двигаться вперед.
Идея развивается, когда вы добавляете что-то в нее или изменяете ее таким образом, чтобы она лучше соответствовала бизнес-целям или целям пользователей. Тогда работа продвигется и все чувствуют, что они в одной команде.

Порой мы понимаем что не можем прийти к согласию, и тогда мы принимаем то что в данной ситуации нет решения, которое удовлетворило бы всех. В таком случае мы примем осторожное решение в каком-либо направлении, останемся непредвзятыми к этому решению, и двинемся дальше, к другой задаче.
Порой работа над остальной частью системы добавляет ясности. Мы сможем прийти к согласию впоследствии, когда увидим, как решаются остальные проблемы.



Мы стремимся к прогрессу, а не к совершенству


Как консалтинговая компания, занимающая дизайном, мы работаем с четкими графиками под прессом высоких ожиданий. Мы стараемся делать работу как можно лучшего качества в отведенное время. Мы стремимся к крутым идеям, но они не всегда появляются с первого раза. Мы движемся к таким идеям через систему быстрых итераций. Можно потратить кучу времени, совместно ударяя головами об стену, пытаясь родить идеальный дизайн, и не сделать ничего.
У вас должны быть отзывы со стороны заказчика и пользователей. Когда вы получите их, вам придется пересмотреть и переработать решения, которые казались вам “идеальными” или “законченными”. Сначала мы обрисовываем картину в целом, убеждаясь в том что предложенная система работает. Затем мы встречаемся с клиентом и доносим идею до пользователя.
Мы узнаем, что думали неправильно, и смиряемся с этим. Мы усовершенствуем продукт, основываясь на обратной связи и глубже прорабатывая детали и нюансы в последовательных итерациях.



Мы успеваем подумать о многом за короткий промежуток времени, потому что сначала пытаемся составить общее представление о продукте, а детали продумываем позже. Такой подход приносит согласованность и последовательность в наш дизайн. Попытка гнаться за идеальными решениями не только тормозит работу; если мы метаемся слишком долго, творческий процесс лишается энтузиазма, удовольствия и вдохновения. Когда мы застряем на какой-либо проблеме, мы отставляем её в сторону и возвращаемся к ней позже.



Мы оставляем свое эго за дверью


Различия во взглядах могут привести к болезненным конфликтам, в самых плохих случаях раскалывая команду, останавливая работу и убивая энтузиазм. Как нам удается сделать так, чтобы разногласия приносили пользу вместо вреда? Просто в спорах мы не стараемся оказаться правыми, а вместо этого стараемся понять, что именно вызывает сомнения у нашего напарника.
Когда ваш самый близкий и уважаемый коллега не соглашается с тем что вы предлагаете, скорее всего в своей идее вы упустили что-то важное. Мы смотрим на замечания партнера как на совет и дельные предложения, а не как на агрессивные нападки.

Это не значит что мы прямо такие рыцари на голубых единорогах. Порой критиковать или получать критику неприятно. Даже когда у вашего партнера самые лучшие побуждения, трудно слышать, что ваша идея не работает. Для того, чтобы возразить партнеру насчет идеи в которой он уверен на все сто, нужна смелость.
Мы оставляем наше эго за дверью потому что прекрасно понимаем — продукт станет лучше, если мы узнаем, какие из наших решений на самом деле были неправильными. Мы не стремимся к консенсусу, однако понимаем что если наш партнер не согласен с нами, лучше разобраться в его точке зрения. Часто из разногласий выходят новые инновационные решения, о которых ни один из участников сначала не догадывался.



Мы избавляемся от соревнования внутри команды


Хотя полярность взглядов может быть полезной, длительная конкуренция с партнером по команде полезной не бывает. Когда обсуждение проекта переходит от поиска правильных решений к борьбе за выбор одной из конкурирующих идей, это не сулит ничего хорошего. Подобные ситуации редко приводят к лучшему решению, но из них кто-то неоправданно выходит победителем, а кто-то — проигравшим.
Мы считаем что конкуренцию можно снизить, если все участники будут придерживаться определенных ролей (например, как в паре, состоящей из человека, генерирующего идеи и человека, который отвечает за их синтез). Эти роли не выдаются навечно как ярлыки, важно только чтобы во время одной конкретной встречи оба дизайнера не пытались играть одну и ту же роль.



На ранних этапах мы стараемся выложить на стол как можно больше идей — гененирует каждый. Затем мы оцениваем результаты, определяем сильные и слабые стороны каждой идеи. Потом мы позволяем человеку, отвечающему за генерацию идей, вести команду. Роли могут временно меняться. Цель не в том, чтобы четко следовать этим ролям, а в том, чтобы исключить ненужную, лишнюю конкуренцию.

Мы говорим «Нет дуэлей на доске для рисования!» или «Одна ручка — одна идея». Пока ваш напарник использует ручку чтобы нарисовать идею, вы стараетесь понять ее и дать какой-либо отзыв. Пока напарник оценивает вашу идею, дайте ему возможность понять и улучшить ее, не переходите к чему-то еще, пока он не закончит и будет готов двинуться дальше. Если в данный момент ваша роль — синтезировать, верьте в то, что ваш напарник старается изо всех сил, чтобы предложить достойные идеи и решения. Если идея многообещающая, попытайтесь усовершенствовать ее дальше.
Если идея плоха, покажите напарнику почему, и помогите найти лучшее решение. Если в данный момент вы, наоборот, генерируете идеи, полагайтесь на то, что ваш партнер будет отсеивать все плохие идеи. Он держит вас накоротке и видит всю картину. Вы полагаетесь друг на друга. Это балансирование, работа на равных. Вы не уступаете и не сдаетесь, вы не пытаетесь протолкнуть свое решение или выиграть у своего напарника. Выиграть могут только оба — когда они стараются изо всех сил, играют по правилам и полагаются друг на друга для непрерывного баланса.



Мы ограничиваем время на споры


Различающиеся точки зрения могут привести к очень хорошему пониманию темы. Они так же могут привести большому количеству различающихся идей и несовместимых решений. Мы ценим различные точки зрения, однако знаем, что если разногласие долго не разрешается, ничего хорошего из этого не выйдет.

Бывают случаи, когда два разумных человека не могут договориться. У нас есть примерные ограничения по времени на принятие решений. Если за 15 минут мы не пришли к согласию, мы зовем человека, не вовлеченного в проект. Мы объясняем, кто наши пользователи, каких целей мы пытаемся достичь, и какие идеи мы рассматриваем.
Мы ищем не судью, а скорее человека с непредвзятым мнением, который сможет сделать шаг назад и увидеть обстоятельства разногласия. Мы ищем такую точку зрения, которая бы позволила нам не держаться так сильно за собственную идею и принесла бы свежий взгляд на проблему, который вообще исключает конфликт, с которого все началось.



Мы жаждем обратной связи


Невысказанные возражения — не лучшая подмога в творческом сотрудничестве. Мы стремимся создать культуру, в которой каждый может сказать смело о том что по его мнению что-то не будет работать. В идеальном мире недоразумения, обиды и предположения никогда бы не угрожали совместной творческой работе.
Если кому-то какое-либо решение кажется неправильным, очень важно, чтобы команда утрясла этот вопрос. Мы думаем, что рабочую атмосферу можно улучшить посредством конструктивной обратной связи и регулярных самопроверок.
Это сложно и может быть изначально неудобным, но с опытом доверие растет и взаимодействие совершенствуется. Возможно, так вам не удастся построить совершенные дружеские отношения (впрочем, это иногда удается), но вот идеальное рабочее сотрудничество — легко.



Доверие требует времени


Свежесозданным командам нужно приложить усилия, чтобы начать работать слаженно. Новый партнер приходит со своим уникальным стилем, привычками и особенностями. Интеграция взглядов, опыта, навыков и методов напарника требует сил и времени. Сначала встречи могут казаться напряженными, а обсуждение немного неловким. Ведь пока вы учитесь танцевать, вы постоянно наступаете партнеру по танцу на ноги. Для создания доверительных отношений вам потребуются силы и время, однако преодолев сложный начальный период, взаимодействие станет проще.

Доверие приходит через осознание того что вы играете по одним правилам: делитесь идеями, которые затем усовершенствуете, чувствуете на собственном опыте ценность различающихся мнений, обращаете внимание на идею, а не на то, кто ее предложил, приходите на работу вовремя, оправдываете ожидания и чтите договоренности.

Мы работаем в сложном и неоднозначном творческом пространстве. Налаживание доверия обеспечивает продуктивную работу в хаотичной среде. Доверие создает возможность для более обдуманного сотрудничества, взаимопонимания, уважения и веры в самоотдачу напарника. Вы с нетерпением ждете новой возможности поработать плечом к плечу и цените то, что всегда есть кто-то, кто поможет вам.

Вы становитесь ближе, вы принимаете вызов сообща, и стараетесь как можно лучше использовать вклад напарника. Обычно это весело, иногда — сложно. Однако, когда ваши рабочие отношения разовьются достаточно, скорее всего вы уже никогда не захотите вернуться к работе в одиночку.

.
PS от переводчиков: Надеюсь, вам понравилась статья. Мы будем рады, если вы укажете нам на ошибки в переводе, чтобы мы могли их оперативно исправить. Пишите мне в личку, пожалуйста :)
Tags:
Hubs:
+49
Comments 16
Comments Comments 16

Articles

Information

Website
www.uxdepot.ru
Registered
Founded
Employees
2–10 employees
Location
Украина