Pull to refresh

Геометрическая философия дизайна

Reading time 3 min
Views 14K
Разливающийся Нил каждый год затапливает свои берега, а потом обнажает их вновь, оставляя открытой плодороднейшую почву. Каждый год древние египтяне должны были заново измерять свои участки земли и определять их границы. Позже, древние греки описали этот процесс и назвали его геометрией — измерением земли. Геометрия представлялась принципом установления порядка и закона в мире. Бытовая процедура стала наукой.

Древние геометры стремились найти универсальные принципы и законы, которые воплощаются в фигурах всех вещей на земле. Сегодня их открытия часто используются в дизайне. Например, типографские сетки можно строить на основе известных пропорций. Результат будет выглядеть гармонично и приятно для глаза.




Но знаем ли мы почему возникли именно такие пропорции? Какой смысл в них закрыт? Что видели древние и почему упорно применяли их для создания произведений искусства, особенно, носивших религиозный смысл?



На этом изображении XVI в. геометрия представлена женщиной. Она предается размышлениям о законах и принципах устройства мира. Мужчины, изображенные вокруг нее, воплощают эти принципы в ежедневном быту. Таким образом идеи и философские концепции находят выражение в материальных объектах и практиках.

Все мы в дизайне сегодня увлеченно занимаемся практиками, производим продукты. Однако интересно и полезно иногда вернуться к классическому образованию и даже покопать еще глубже, чтобы узнать об идеях, стоящих за нашей практикой, существующих многие сотни лет. Ну то есть больше узнать про женщину :)

Под катом я еще немного ее обрисую.



Итак, вернемся к грекам. Платон считал, что геометрия является универсальным философским языком. Он верил, что это отличный способ погружения в философскую медитацию. Говорят, что над порогом его дома висела надпись: «Пусть не опытный в геометрии не входит в мои двери». По Платону реальность состоит из чистых сущностей или архетипичных Идей, а мы постигаем лишь их отражения.

На протяжении многих веков, ученые видели мир, состоящий из геометрии и чисел. Но чисел, понимаемых не в измерительном, а качественном смысле. Поятия «двойственность» или «тройственность» не означают наличие двух или трех предметов, но значат целостные самодостаточные понятия каждое со своей силой. На этом строилась древняя философия, а на этой философии строилось изобразительное искусство.



Геометрические фигуры понимались не просто как фигуры, а как выражение этих сущностей. На этой японской каллиграфии показан процесс «сотворения», идущий от круга — «единства всего сущего» через треугольник к окончательной форме квадрата.

Такой подход лежит в основе многих античных произведений. Идеальные, натуральные, красивые пропорции выводились художниками, старающимися познать их в природе геометрии, чисел и «идей».
Вот, например, графическое выражение геометрической прогрессии.



Геометрические прогрессии, числа корень из двух, корень из трех и из пяти легли в основу многих предметов и строений.





Сейчас нам тяжело понять все это. Мы воспринимаем числа совсем в другом, измерительном смысле. Нам трудно понять, почему много ученых европейцев в средние века считали ноль — числом дьявола.

Технологическая форма познания мира победила и стала общепринятой. Законы, которые выводили далекие предки, доходят до нас в виде обрывков. Философские концепции познания мира, не входящие в классическое образование, теперь являются псевдонауками, а их куски эксплуатируют всяческого вида шарлатаны.



Может быть это и к лучшему. Современная система продвинула возможности человека далеко вперед. Мы живем дольше, знаем больше и в силах грохнуть всю планету, если она со своими пропорциями нам вконец разонравится.

Однако, сама природа и ее законы, изученные в геометрии, никуда не делись. Все равно в природе существуют пропорции, иррациональные числа и различные последовательности. Например, спиральные узоры роста на подсолнухах или в расположении листьев на стебле, можно объяснить последовательностью Фибоначчи, но растению структура подобных узоров служит для усиления фотосинтеза, максимально увеличивая площадь поверхности.



Возможно современному дизайнеру-оформителю стоит поискать такие примеры в природе и больше узнать об исследовании древних ученых для того, чтобы делать красивые и органичные вещи? Возможно, ему так же стоит узнать про исследования этих вещей, которые проводились в древности. Не только западной культурой, но и восточной. Интересно было бы узнать о пропорциях, паттернах и их смыслах в арабской, индийской, китайской, японской культурах. И интересно было бы адаптировать их к современной практике, сделав продукт коммерческий, привычный глазу современников, но обладающий глубиной, смыслом своей формы.

Tags:
Hubs:
+79
Comments 35
Comments Comments 35

Articles