Pull to refresh

Подбор работы в Рунете

Reading time 4 min
Views 622
В конце прошлого года я, как и многие, осталась без работы, но зато с внушительным кредитом, это подтолкнуло меня к активным действиям по поиску работы. В один из прекрасных дней я пришла к кадровику одной компании, на базе которой было запущено и продвигалось несколько интернет-проектов, в том числе проект по рекрутменту. На собеседование на вакансию в этот проект я и пришла.

После собеседования меня попросили подготовить стратегию развития для сервиса и способы, которыми его можно монетизировать. Незадолго до этого я работала в фонде, инвестирующим в интернет-стартапы, поэтому каким образом с заданием справиться я хорошо представляла. Но! Оказалось не все так просто.

Итак, есть сайт с определенным количеством зарегистрированных пользователей (по моим оценкам, около 100,000). Пользователей, в основном, неактивных.

Что требуется? Монетизировать сервис.

В чем проблема? Сервис неуникальный, ничем в лучшую сторону не отличающийся от имеющихся на рынке. И, значит, нужно придумать какие-то фичи, которые будут настолько ценны для пользователя, что заставят его, как минимум, зарегистрировать еще один аккаунт помимо имеющегося на hh.ru, и может быть даже заплатить какие-то деньги за дополнительные услуги.

Первое, что я решила сделать, это изучить рынок, — как наш, так и зарубежный.

Рынок рекрутмента.

Сайты Рунета в сфере рекрутинговых услуг условно можно разделить на несколько групп:

• Бесплатные сайты по поиску работы (job.ru, rabota.ru)
• Сайты с бизнес-моделью на основе предоставления платных услуг работодателям (HeadHunter и другие),
• Сайты с бизнес-моделью на основе предоставления платных услуг соискателям (cvonline.ru и другие), актуальные, кстати, в период безработицы,
• Сообщества в области деловых связей и поиска работы (MoiKrug, Executive).

На Западе существует один сервис, занимающий львиную долю рынка поиска работы – Monster.com (который, кстати говоря, планировал еще 2 года назад выходить на российский рынок). Ну и конечно множество различных конкурентов и конкурентиков.

Стратегия развития.

1. Добавление психологического тестирования (наподобие тестов, которые предлагаются при собеседовании). Это позволит работодателям осуществлять подбор специалистов работодателями не только по знаниям и опыту работы (как реализовано на всех сайтах Рунета в данной нише), но и по личным качествам. Реализовать такой механизм можно предоставив возможность пользователям заполнять самостоятельно свой профайл, или с помощью психологических тестов определяя те или иные качества человека. Сам по себе опыт работы не говорит о потенциале человека, наличие же определенных личностных качеств позволит подобрать наиболее точно кандидатуру на нужную вакансию.

2. Немного сместить заполнение профиля пользователя в сторону полного анкетного профиля. Главная задача – привлечь пользователей, которые не находятся в процессе поиска работы в данный момент (например, специалисты высокого уровня редко ищут работу – их обычно хедхантят компании-конкуренты, либо работа ищется по знакомым и находится очень быстро). При этом заинтересованный в конкретном человеке работодатель сможет сделать предложение. Это позволит отойти ресурсу от позиционирования сервиса в качестве базы данных со «средними специалистами» и «неквалифицированными специалистами» (абсолютное большинство ресурсов Рунета) и сместить его в сторону базы данных высококвалифицированных специалистов и их деловых связей. Ни один из сервисов Рунета не попал в данную нишу, о чем косвенно свидетельствует популярность LinkedIn среди российских пользователей. Таким образом, удастся собрать базу не только активных резюме, но и пассивных, а для работодателя это будет являться хорошим способом подбора всех целевых кандидатов.
Есть также возможные дополнительные сервисы, которые можно будет реализовать в рамках проекта в перспективе (статистические данные по сферам, которые интересны соискателям, определение «стоимости» специалиста и т.д.).

Бизнес-модель.
На тот момент имело смысл сосредоточиться на получении дохода от бизнесов – работодателей, которым можно предложить различные дополнительные услуги для подбора персонала (ситуация сейчас немного изменилась):

• Расширенный подбор людей по параметрам,
• Поиск по пассивным резюме,
• Платный приоритет в базе вакансий,
• Платные места в еженедельной рассылке (на которую подписываются соискатели), и т.д.

В случае удачного перепозиционирования в «сервис высококвалифицированных специалистов» удастся предоставлять конечным пользователям дополнительные платные услуги, среди которых, например:

• Расширенный профайл пользователя с дополнительными возможностями,
• Запрос дружбы напрямую, а не через знакомых,
• Платный приоритет в базе резюме,
• Возможность связаться с человеком за определенную плату, и т.д.

Все эти предложения не особенно оригинальны и придумать какую-нибудь убойную фишку мне не удалось, тем не менее работа была выполнена, отправлена и оставлена без ответа. Доступ к данным мне не предоставлялся, поэтому смело выкладываю часть анализа здесь.

Наверное ссылку я все-таки выкладывать не буду. Правда не хочется делать рекламу людям, чей HR не считает нужным даже ответить на письмо после выполненной работы:)

Вопросы.
Предлагаю подумать вот над чем:

• Насколько окупаются усилия по раскрутке проекта, который неинтересен пользователям и на который просто нагоняется трафик? Вспомним также проект vspomni.ru.

• Какие фичи я пропустила, и что можно было бы придумать революционного на рынке рекрутмента в интернете, ведь очевидно, что этот рынок интересен.

P.S. Судя по alexa.com посещаемость сайта не повысилась, были краткосрочные взлеты, на данный момент посещаемость сервиса равна той, которая была год назад.
Tags:
Hubs:
+8
Comments 44
Comments Comments 44

Articles