Pull to refresh

Информационная система Эстонии

Reading time 5 min
Views 10K
image

В этом топике я хотел бы рассказать о том как организована инфосистема в Эстонии и какие удобства она предоставляет гражданам. Данная тема уже освещалась в этом топике – habrahabr.ru/blogs/the_future_is_here/60862. Но я уверен что мне есть чем удивить не граждан этой страны.

Под катом описание различных популярных в Эстонии сервисов.

Под катом много трафика.


Городской портал eesti.ee

image
Полноразмерная картинка.

Это самый большой и самый важный портал про который должен знать пожалуй каждый гражданин Эстонии (Но далеко не каждый про него знает). Через этот портал можно просмотреть любые Ваши данные вплоть до логов переводов Вас из класса в класс.

image
Полноразмерная картинка.

В городской портал можно зайти с помощью ID карты (которая есть у любого гражданина достигшего 15 летнего возраста), через мобильный телефон (Технология Mobiil-ID – Подробнее – тут – id.ee/?id=10356). Однако предварительно необходимо активировать эту услугу у оператора мобильной связи.

Даже не поленились и сняли небольшой видео ролик о том как работает система Mobiil-ID


Вход можно так-же осуществить через интернет-банк. Подробнее о ID карте вы можете прочитать в википедии — ru.wikipedia.org/wiki/Эстонская_ID-карта или же по ссылке которую я дал в начале топика.

Я предпочитаю вход через ID карту так как для меня это наиболее быстрый и удобной способ входа. Всё что требуется от меня это вставить свою ID карту в считыватель (Стоимость считывателя до 10$, в банках зачастую выдаётся бесплатно), подключить его к компьютеру, и ввести PIN код который состоит из 4-х цифр и который выдавался вместе с ID картой. Драйвера есть как для Windows, так для Mac и для Linux что не может не радовать. (Под линукс правда встаёт не без танцев с бубном). После установки ПО, вы можете использовать ID карту для входа в государственный портал и в другие сервисы речь о которых пойдёт ниже, софт совместим в Windows — с IE и Firefox, в Mac — Safari и Firefox, в Linux — с Firefox.

Вход происходит следующим образом.

Я захожу на интересующий себя сайт, в моём случае eesti.ee и наблюдаю такую форму входа.

image
Полноразмерный скриншот

Затем нажимаю на кнопку Авторизация с помощью ID карты и появляется небольшое окошко с просьбой ввести PIN код.

image
Полноразмерный скриншот.

В случае если PIN код введён правильно, появляется табличка которая просит меня идентифицировать себя с помощью сертификата.

image
Полноразмерный скриншот.
Нажимаем на кнопку OK и всё, вы успешно вошли в государственный портал.

Приведу пример как можно использовать портал eesti.ee в повседневной жизни.
Наступила осень и для многих новоиспечённых выпускников настала новая проблема — армия, как может помочь портал eesti.ee? Очень просто, находите нужный бланк и в случае если вы учитесь в университете, можете попросить отсрочку до 3-х лет.
Таким образом государственный портал избавляет Вас от необходимости идти в это мрачное место имя которому военкомат. Подобным образом можно заполнить большую часть документов.

image
Полноразмерный скриншот.

Так выглядит бланк отсрочки, обратите внимание на то что половина личных данных уже заполнены что не может не радовать.

Достаточно о государственно портале, двигаемся к другим не менее интересным сервисам.

Электронная школа. (http://ekool.ee)

Это система образована в 2002 году и к ней в данный момент подключено большинство школ к так назваемой системе электронный школы или (eKool), эта система полная замена бумажных журналов где отмечались все ваши пропуски и оценки. В этой системе ученик может посмотреть все свои оценки, увидеть предстоящие контрольные работы или домашние задания а учитель получает возможность удобно добавлять оценки, задания, замечания, и.т.д. Предусмотрен так-же доступ для родителей что-бы следить за успеваемостью своего чада.

К сожалению т. к. из школы я уже выпустился, я не смогу Вам в полной мере продемонстрировать функционал данного сервиса

При входе в eKool меня вежливо предупреждают что у меня нету доступа к системе
image
Полноразмерный скриншот.

Однако почему-то оставили возможность вести небольшой todo лист.

image
Полноразмерный скриншот.

С нового учебного года, сервис претерпел множество изменений, со слов знакомых, добавлены элементы социальной сети, возможность добавления в друзья, добавления фотографии и даже возможность вести личный блог. Некоторые ученики выступают против подобных изменений, см. например тут — www.facebook.com/uus.ekool?v=wall, цитата «We DON'T like THE new eKool!!»

Цифровое подписывание документов

Представьте себе ситуацию, вам необходимо написать деловое письмо, но вот незадача, собеседник на другом конце не может быть увереным в том что вы именно тот за кого себя и выдаёте. Именно эту проблему и призвана решить цифровое подписывание документов.

Цифровое подписывание документов осуществляется следующим образом. Для Windows скачивается специальное ПО — id.ee/?id=11147.

Для Linux и Mac доступен Web сервис DigiDoc где можно загрузить документ и получить подписанный документ или-же загрузить подписанный документ и получить возможность прочитать расшифрованный документ. — digidoc.sk.ee/?f=chg_lang&lang=ru

Если коротко, то получатель получает возможность видеть что данный документ был действительно отправлен от такого-то человека, этакое подтверждение личности.

Несколько скриншотов.
image
Полноразмерный скриншот.

image
Полноразмерный скриншот.

Покупка билетов на общественный транспорт

Не менее интересно реализовано система продажи билетов на общественный транспорт через портал www.pilet.ee/cgi-bin/splususer/splususer.cgi?lang=ru.

Через него можно купить билеты на общественный транспорт и проверить его действие, сервис примечателен тем что он автоматически проверяет ваше право на льготу через единую базу данных, в случае если права на льготу у Вас нету он Вам всё равно продаст билет, однако появиться надпись о том что право на льготу отсуствует.

Когда контроллёры останавливают автобус то всё что Вам необходимо всего лишь дать ему ID карту. Процесс проверки занимает несколько секунд. В случае если право на льготу не обнаружено, а билет был куплен льготный, контроллёр вправе попросить бумажный документ подтверждающий наличие льготы.

Так выглядит интерфейс купленных билетов.
image
Полноразмерный скриншот.

Людям которые не очень доверяют высоким технологиям, могут по прежнему пользоваться бумажными билетиками или-же оплатить ID-билет в любом киоске где Вам продавец за минуту оформит проездной.

Цифровые рецепты

Новый сервис который был введён в прошлом году. В этом сервисе записываются Ваши посещения к врачу и если Врач выписал Вам какое-либо лекарство, всё что Вам надо сделать этой пойти к аптекарю и дать ему ID карту, после чего аптекарь видит лишь те лекарства, которые Вам прописал лечащий врач.

Выглядит это примерно так:
image
Полноразмерный скриншот.

Электронные выборы

Об этом много говорилось на хабре, подробнее можно прочитать например здесь — habrahabr.ru/blogs/the_future_is_here/60749
Так что долго останавливаться тут я не буду, скажу лишь что да есть, да удобно, всё работает, все довольны. С каждым годом всё больше и больше людей голосуют таким образом.

Отдельного внимание заслуживает система прокладки маршрутов для общественного транспорта которая располагается на kaart.tallinn.ee, вбиваете начальный и конечный адрес, время прибытия и Вам прокаладывается маршрут до точки назначения.

image
Полноразмерный скриншот.

Подводя итог, хотелось бы сказать что все сервисы сделаны с любовью если можно так сказать, любой гражданин может высказать свои пожелания и претензии.

image
Полноразмерный скриншот.

Из минусов можно отметить то, что руссификация зачастую хромает, всё таки государственный язык тут не русский, так-что простительно.

Я буду рад ответить на любые возникшие у Вас вопросы в силу своих знаний.

Прошу прощения если написано несколько сумбурно.
Tags:
Hubs:
+94
Comments 219
Comments Comments 219

Articles