Pull to refresh

Немного впечатлений о рынке электронных книг

Reading time6 min
Views1.1K
«В 2009 году в России куплено 200.000 читалок для книг»
«14 млн ридеров, по прогнозам аналитиков, будет продано по всему миру в 2013 году»

image

Я стараюсь следить за развитием рынка электронных книг и культуры их потребления. Это область, интересная как с точки зрения бизнеса так и с точки зрения потребительской психологии, не перестаёт меня радовать, можно сказать на глазах происходит эволюция потребления контента и эволюция самих потребителей в особенности. В сети, да и на хабре, есть масса статей визионеров о будущем этой сферы, есть много аналитики о её прошлом, а я постараюсь десублимировать разреженные факты из этих статей и передать собственное впечатление и видение феномена электронного книгооборота. Далее повествование будет бессвязным, сумбурным, необьективным, читая поток сознания не расчитывайте увидеть семантическую структуру, но внимательный читатель почерпнёт думаю полезную информацию и из такого слабоструктурированного источника.

Лет десять назад за сово «ебук» наверное били по губам. Пять лет назад ридер считался кичем и товаром для гиком. Три года назад «электронные чернила» стали желанным гаджетом. Год назад «читалка» превратилась для многих в стиль жизни. Завтра «ридеры» будут де факто стандартом. Или не будут. Но наблюдать интересно уже сейчас

Disclaimer: я не я и хата не моя. Речь пойдёт о техничеких, научных либо обучающих книгах в оригинале и лишь местами о беллетристике и переводных версиях. Если вы не стартапер, во всём ищущий потенциал для улучшения, или не разделяете острого интереса к этиму рынку, тогда дальнейшее вам возможно покажется скучным. А вто не испугался добро пожаловать под кат

Бум!
С 2004 года рост продаж стал взрывным, этому способствуют с одной стороны интерес издателей к прямой дистрибуции контента, с другой стороны повышенный комфорт для современного пользователя. В связи с высоким порогом входа в этот бизнес, рынок ebook-ритейла разделили в основном крупные игроки — биполь Amazon-Google и исторически крупные книжные магазины (тот же Barnes & Nobles, Acebooks, ebooks.com), остальным не до стратегии, они ведут тактические бои между собой да ещё и с издателями. Рынок генерации контента наоборот завоёвывают маленькие нишевые издатели, тогда как огромные издатели-монстры здают позиции.

— Раньше крупные поедали мелких, теперь быстрые доедают медленных.

C выходом eInk (дисплеев оптимальных для чтения книг) рынок развивается огромными темпами, новые устройства (читалки) выходят от разных производителей еженедельно. Но ритм задаёт Amazon со своим Kindle, который благодаря широкополосному доступу в любой точке мира позволяет получать книги на устройство одним кликом (фактор «подсел!» и фактор спонтанности сильно играют на руку амазону), а цены задаёт конкурентная борьба.

Забавно само по себе что контентная платформа есть далеко не у всех крупных производитеелй читалок. Есть простор для маневра новым технологичным стартапрам

Если российский рынок электронных книг вообще вещь в себе и имеет целый ряд аггресивных и не очень игроков, то западный рынок кажется инертным, не смотря на бурный рост, принципы работы не меняются (связано с лицензионной политикой издателей в первую очередь). Там электронные книги продаются в цену сравнимую с бумажным оригиналом, часто имеют DRM защиту (неудобную для пользователя). Кто сломает стереотипы, тот сорвёт куш

Где профит?

сли сконцентрироваться на слове «где» — на данный момент наиболее интересными рынками сбыта является Америка (язык, население платежеспособность), Европа (Англия в первую очередь, и западная Европа), но широкие массы других европейских стран (худлит + техлит для студентов и специалистов) тоже активно следят и начинают хотеть. Огромным недооценённым рынком на сегодня остаётся ряд развивающихся стран, бывших британских колоний — «сильно средний» достаток компенсируется высоким населением и необходимость в образовательной литературе (т.к. библиотек там скорее нет чем есть, а требования к образованию наоборот). К таким странам относятся например Нигерия, ЮАР, другие африканские нефтяные страны, Индия с огромным населением и части южной америки. Главная проблема в этих регионах, да и на рынке в целом, отсутствие схем монетизации кроме собственно штучных продаж по нереальным ценам

Если сконцентрироваться на слове профит то направлений два — фоновые процессы и собственно сбыт книг и «аксессуаров»

Спрос подогревается прямыми действиями главных виновников — Google Books, 10/30 Mio Books Project, Amazon (как магазин так и Kindle),
Sony (исторический лидер eInk читалок), B&N (один из крупнейших магазинов США), Apple (iBooks). На корпоративном рынке интерес подстёгивают
NetLibrary и компания. Всеобщий тренд к оцифровки пропагандируется на каждом углу, но реализация хромает по всё тем же
историческим причинам — в первую очередь боязнь издателей что контент скопируют, сложность с доставкой в удобной форме (читать с экрана
не все любят) etc. Гугл завершил проект оцифровки 10 Mio книг и взял планку 30Mio. Также свои фонды в цифру переводят крупнейшие библиотеки
и западные (библиотека конгресса например) и российские (rsl.ru), французы выделили огромные бюджеты на оцифровку

На проглое Рождество электронные читалки стали самым продаваемым товаром в США! Ладно американцы — смотрим на центральную книжную выставку во Франкфурте, более консервартивную — куча стендов цифровой тематики, семинары итд итп. Даже по старым данным Pricewaterhouse Coopers (легендартный аудитор и аналитик рынка) наибольшим успехом электронная версия будет пользоваться в сфере научной и специальной литературы. 3 из 10 опрошенных участников выставки уже используют электронные версии вместо бумажных
Средний мировой рост рынка электронных книг за последние годы составляет примерно 70% в год!!!.. Глава Amazon Джефф Безос сообщил, что количество покупателей электронных версий книг в начале 2009 года выросло с 10% до 40%. Иными словами, когда у покупателя есть возможность выбирать, покупать ему бумажную книгу или электронную, в 35% случаев он выбирает именно электронное издание. И доля таких покупателей растет.

Если оставить хлеб и зрелища на усмотрение других компетентных людей, народ всё ещё желает инфраструктуры для удобного получения цифрового чтива, ридеры вошли в доступный широким массам ценовой сегмент, 3/4 смартфонов можно использовать для чтения с достаточным комфортом. Каждый уважающий себя магазин озаботился тут своим костылем

Против кого дружить будем?
Paper must die! Преимуществом перед бумажной версией должна стать цена, но американцы держатся за тонущий корабль с завидным упорством и всё ведёт к кризису аналогичному mp3. Единсвтенное что их спасает это бесплатные, не покрытые копирайтом книги, т.е. всё что старее 70 лет, а значит и вся классика.

Вторым по масштабам конкурентом буков и главным фактором роста рынка читалок являются пиратские источники контента. Тут рынок спасает только святая лень юзеров и кривизна текущих технологий рапостранения:
— сложно скачать рядовому пользователю (всякие RapidShare с мрущими ссылками это для продвинутых)
— 90% варезных сайтов не задуманы под книги — нет инструментов для выбора книги, нет толкового поиска, главное нет ассортимента
— скачивая книгу пользователь получает только книгу, не инструмент и не контент для решения своей проблемы
— никакой поддержки, варезники денег не берут и юзерам не помогают, работа с цифровыми копиями для рядовых пользователей тем не менее пока не интуитивно понятна
Их преимущество это бесплатность, их удел это опытные юзеры инета. Пересечение с типичным клиентом книголюбом конечно есть, но оно пока не достигло критической массы, т.к. профессиональных книжных сайтов в буржунете практически нет, есть только популярные файлопомойки а-ля gigapedia, avaxhome, flaxz
Они будут главной конкуренцией на рынке развивающихся стран, но не в Европе и Штатах

В этом смысле интересна статистика книг Дена Брауна, которые уходили в сеть в день продаж, но не обрушивали рынок, потому, что потребители не столько законопослушны сколько ленивы, нелюбопытны и склонны к удобству: им проще купить электронную книгу, чем рыться в Сети в поисках пиратской копии, на том и держится хлипкий баланс сил

Больше цифр, красивых и разных
  • Группа SmartMarketing прогнозирует увеличение рынка электронных книг в России за 2010 г. в 2,3–2,5 раза
  • Амазон угрожает крупным издательствам снять с полок их книги если они не дадут продавать их в электронном виде
  • 47% купленных в прошлом году книг (Англия, рынок оценен в ~ 1.000.000.000 USD) стоили меньше 5 фунтов, люди просют дешевых книг
  • На прошлое рождество в США электронных книг купили больше чем бумажных. Рынок бумажных книг многомиллиардный нервно курит
  • Три крупных игрока на рынке вводят гаджеты с возможностью скачать книги прямо на них, один создаёт систему дистрибуции. У всех цены заоблачные
  • Бум спроса на ридеры агенство Gartner прогнозирует на конец 2010, основным критерием называется цена девайсов и главное книг
  • Китай, Индия, Бразилия и страны Евросоюза будут стимулировать рост рынка, но Америка останется в 2010 году его лидером
  • Потребность в электронных книгах будет расти в Бразилии и странах Евросоюза.
  • Согласно Forrester среди 14,536 онлайн-покупателей в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, Голландии и Швеции, 4% опрошенных приобретали электронные книги в течение последнего месяца и 19% выразили готовность покупать их в ближайшем будущем


Чего нет а хотелось бы — продажи через PayPerUse/DRM, продажи через опсосов, продажи по тематическим подпискам, lowcost сегмента, монетизация через in-line рекламу, платформы для паблик домен сервисов, платформы для создания собственных книжных магазинов.
Tags:
Hubs:
-2
Comments7

Articles