Pull to refresh

Системы оплаты в Украине

Reading time5 min
Views6.4K
Примерно год назад мы с партнером открыли свой интернет магазин, занимающийся продажей преимущественно англоязычной литературы и учебников.

Прожив год, мы набрались опыта, поняли, что нужно поменять и что доделать. Но основной проблемой любого интернет магазина является доставка и оплата. И если с доставкой ситуацию еще можно решить, то с оплатой есть небольшие проблемы.

Системы оплаты в Украине глубоко порочны, закостенелы и пребывают в состоянии вялотекущей жизнедеятельности. Они совсем не ориентированы, на какую либо электронную коммерцию. Есть некие потуги отдельных компаний реализовать хоть что-то, но и они не развиты настолько, чтобы ими хоть как, то было удобно пользоваться.

Итак, доступных для физических лиц систем оплаты в Украине ограниченное количество:
  • Оплата картами Visa и MasterCard
  • Предоплата банковским переводом
  • Оплата наличными
  • WebMoney
  • Наложенным платежом



Оплата картами Visa и MasterCard


В Украине всего 2 процессинговых центра обрабатывающих транзакции через Интернет. Это процессинговый центр «ПриватБанка» и Украинский процессинговый центр афиллированый с «Райфайзен Банк Аваль». Есть еще система Portmone, которая является частной структурой и работает через тот же УПЦ.

Стоимость подключения в ПриватБанке и УПЦ – бесплатно, для Портмоне необходимо заплатить залог в 950 гривен, который возвращается при достижении оборота транзакций по картам в 95 тысяч гривен в первые 12 месяцев. Что для многих является не реальным показателем

Для того, чтобы подключиться к первому необходимо иметь открытый расчетный счет в «ПриватБанке», для второго ситуация до конца не ясна. Сам УПЦ говорит, что им безразличен банк в котором открыт р\с, однако Райфайзен Банк Аваль требует открытый у них счет.

Комиссия за пользование системы составляет от 1,5% от транзакции в ПриватБанке (при оплате картой ПриватБанка) до 5% в Портмоне и УПЦ.

Для того чтобы подключиться к системе Вам понадобиться собрать достаточно большой пакет документов, включающий договор с хостингом и документы на домен, пообщаться со службой безопасности банка и дождаться заключения банка.

В случае успешного ответа, Вам пришлют все настройки и помогут в подключении.

Плюсы
  • карты есть почти у каждого
  • клиент оплачивает товар сразу
  • клиент может оплатить товар, находясь в любой стране


Минусы
  • Процент за оплату, который нельзя компенсировать и каким либо другим образом включать в стоимость (разве что, только добавить в стоимость изначально)
  • Зачастую – невозможность получить подписанные клиентом документы о получении товаров.
  • Проблемы с разрешением оплаты картами в Интернете. Для моей карты выданной в ПУМБе это решается путем звонка в службу поддержки, для карт ПриватБанка не так давно действовала следующая схема – прийти в банк написать заявление на оплату картой через Интернет, сроком не более чем на месяц, дождаться разрешения банка, оплатить.
  • Запутанностью механизма оплаты (checkout) – для того же ПриватБанка, необходимо указывать мобильный телефон, получать на него код подтверждения и затем вводить его [код] на сайте. Наверное, не стоит говорить, о том, что зарубеж СМС не всегда доходят, да и в Украине бывают проблемы.


Предоплата банковским переводом.



Осуществляется путем прихода клиента в банк и перечисление денег по платежному поручению или счету. Все очень просто, но есть одно но. С клиента взимают комиссию. Минимальная комиссия составляет от 5 гривен до 25 гривен.

Плюсы
  • Получение предоплаты
  • Отсутствие комиссий
  • Относительная для клиента простота, так как такие оплаты принимают любые банки


Минусы
  • Основной минус – это наличие комиссии для клиента


Оплата наличными



Все осуществляется просто, если клиент живет в том же городе, где и расположен интернет-магазин. Во-первых, он может расплатиться, придя в офис и таким образом сэкономить на доставке. Во-вторых, можно нанять собственных курьеров, которые будут принимать деньги.
На данный момент в Украине, ни одна из курьерских служб не хочет работать по схеме, когда курьер не только доставляет товар, но и забирает деньги у клиента. Мы вели переговоры с одной компанией, но так и не сумели внедрить данную возможность. Хотя, как показывает наш опыт, данная возможность является востребованной у потребителей.

Плюсы
  • Сразу получаете деньги
  • При посещении офиса клиент может купить что-то еще


Минусы
  • Сложности в учете и приходовании наличных денег


WebMoney


Путей оплаты заказа с помощью WebMoney достаточно много, от перевода с кошелька на кошелек до пополнения кошелька через терминал. Однако, не смотря на это, WebMoney, на мой взгляд, недостаточно развиты в Украине. Хотя возможна, что люди, активно пользующиеся WebMoney просто не наша целевая аудитория. Минус в данном способе оплаты всего один, но глобальный – большой процент вывода денег из системы – порядка 5%. За ввод денег в систему тоже приходиться платить деньги.

Плюсы
  • Предоплата
  • Деньги не светятся на расчетном счете


Минусы
  • Большой процент вывода денег из системы
  • Сложности в бухгалтерском учете Webmoney, что может вызывать вопросы у налоговой.


И наконец, самый популярный и самый спорный способ – Наложенный платеж.



Данный способ оплаты является наиболее консервативным и распространенным. Он заключается в том, что клиент оплачивает посылку при получении ее на почте. А поскольку почтовые отделения в нашей стране есть практически в каждом глухом селе – то данным способом могут воспользоваться практически все.

Доля доставок наложенным платежом у нас достигает 79-80% от всех доставок.

У этой системы есть глобальные минусы. Все из них происходят, на мой взгляд, из-за отсутствия у УкрПочты каких-либо конкурентов. Ввиду этого, сервис и по сей момент является отчасти совковым. Вот краткий перечень того, с чем придеться Вам столькнуться:
  • Проблемы с заполнением бланков на посылку. Мы научились заполнять бланки только через 1-2 месяца после начала работы, поскольку есть ряд тонкостей, который нигде не описан. В зависимоти от оператора принимающего заказ – он может обратить внимание на ту или иную ошибку. У нас доходило до того, что один оператор говорит одно, другой диаметрально противоположное.
  • Еще одна большая проблема – очереди. В канун нового года на центральном почтамте в очереди можно прождать 2-3 часа.
  • Деньги приходят на расчетный счет через 10 дней после оплаты. Что эти деньги делают 10 дней в системе УкрПочты неизвестно никому. Добавьте к этому, что среднее время доставки составляет 10-14 дней, Таким образом получается, что вы кредитуете клиента почти на месяц.
  • Отсутствие трекинга. То есть трекинг есть, но он не работает так как надо. Так, в трекинге висят как назодящиеся в доставке посылки давно поулченные и оплаченные клиентом.
  • Не всегда верная доставка. Так, я знаю про случаи когда посылка в Керчь отправлялась в Днепропетровск и потом через месяц возвращалсь. И это только те случаи, где я точно видел штемпель другого города.
  • Возвраты. Существует некий (5-10%) процент возвратов посылок. Это проихсодит из-за неверной доставки, не доставки извещения про посылку клиенту, или по вине клиента. Например, ему пришла посылка, а ему не выдали зарплату (или он потратил на что-то экстренное деньги) и посылка возвращается.


Плюсы
  • Удобная для клиентов доставка – можно доставить в любое село или маленький городок.
  • Доверие клиентов к доставке – он платить деньги только после получения товара


Tags:
Hubs:
+22
Comments72

Articles

Change theme settings