Pull to refresh

Как реформировать образование

Reading time6 min
Views2.6K
Реформа российского образования неизбежна. Она все равно будет. При чем очевидно, что изменению будут двигаться:

— от бесплатного к платному,
— к выбору школьниками специализированных предметов,
— к большей интеграции с потенциальными заказчиками: будущими нанимателями на работу.

Но сейчас я хотел бы написать не о том, что и как будет меняться в самом образовании. Я хочу написать о том, как наше государство может проводить реформирмы.

Худший вариант развития реформ

Хороший пример плохих реформ: шоковые реформы экономики начала 90-х годов. Сначала объявляют обмен денег в 3-х дневный срок. Затем отпускают все цены. Потом раздают ваучеры, и предлагают их в течение года выгодно вложить. При чем задерживают пенсии, выплаты на содержание детей, бюджетникам платят копейки. Правоохранительные органы отказываются защищать новых бизнесменов, их прессуют бандиты. Дикая инфляция.

Правительство при этом говорит: все нормально будет, рынок сам себя урегулирует, появятся новые собственники, они будут распоряжаться своим имуществом эффективно. Рынок сам себя не урегулировал. Новые собственники появились, но попали под жесткий пресс сначала преступности, затем чиновников и правоохранительных органов.

С тех пор большинство населения ненавидит Гайдара и Чубайса. И при слове «Реформы» резко начинает скупать крупу и соль, а кто поумнее: искать новую страну для ПМЖ.

Как можно было бы сделать реформы

Есть пример Польши, откуда пришел термин «Шоковая экономика». Да, там было шоковая ситуация, людям сказали: мы меняемся, ищите способ выживать. Но при этом:

— пожилым людям, которым сложно меняться, выплачивали вовремя пенсии, которые ежеквартально пересчитывали с инфляцией,
— безработным предлагали большие кредиты под развитие бизнеса,
— предпринимателей сразу стали защищать от преступности.

То есть, возможность проводить реформы, даже самые неприятные, все-таки есть. Для небольшой страны, такой как Польша, это был приемлемый вариант. Тем более, что большинство населения и так стремилось к капитализму и демократии. Для России такой вариант не подходит: мы меньше стремимся в капитализм, страна у нас большая, разобщенность общества велика.

Можно ли просчитать все последствия?

Предвидеть все негативные последствия реформ нельзя, это невозможно. Власти же спускают в народ все реформы в виде законов, как единственно верные, сто раз просчитанные. Это первый недостаток российских реформ. Власти боятся показаться людям не мудрыми, не все знающими. Никакого эксперимента не предвидится. Точнее, будут проведены какие-то формальные краткосрочные эксперименты в паре школ, результаты подгонят под спущенные сверху ожидания. И внедрят по всей стране.

Весь негатив начнет вылезать через несколько месяцев, через пол года — год выяснится, что все плохо, и опять надо все спасать.

Найдет ли силы государство честно сказать: это будет трудно, но мы справимся

Сколько шли экономические реформы, людям все время говорили: Мы строим социально защищенную экономику! Мы думаем о простых людях! Никого не забудем! На деле же руководят реформами самые разные люди, все проконтролировать не удается, поэтому коррупция, воровство, никакой соц. защиты.

Найдет ли государство силы в этот раз сказать людям честно:

— Это сложная задача, но другого выхода у нас нет, мы должны это сделать все вместе.

Сможет ли государство признавать ошибки?

Путь реформ — это путь с ошибками. Они неизбежны. Их надо признавать, их надо учитывать и избегать. Но власти не любят признавать свои ошибку. В лучшем случае находят какого-нибудь виноватого, увольняют. Но система не меняется, власти продолжают делать вид, что идут верным путем, единственно правильным в сложившейся ситуации.

Как правильно проводить реформы

Итак, надо признать, что реформы необходимы. Не стоит делать вид, что мудрое руководство придумало то, о чем все мечтают, это не правда. Просто ситуация с образование плоха, и может стать ужасной, а затем катастрофической. И выход один: признать этот факт честно и прямо.

Надо морально подготовить общество к изменениям. Максимально гласно, максимально открыто.

Надо изначально сделать так, что бы старшее поколение учителей вело уроки по старым устоявшимся правилам, их нельзя увольнять и позорить неспособность к овладению новыми методами. Мы должны относиться к ним с уважением. Но при этом они должны признавать право молодых учителей вести свои уроки новыми методами.

Эксперименты по созданию новых систем надо проводить тоже максимально открыто. Пусть в нескольких школах будет работать телевидение и там пусть снимается программа «Школа 2.0». Пусть возможные проблемы будут очевидны. Пусть в этих школах работают психологи, которые бы показывали, с какими проблемами сталкиваются реформы. И главное, как эти проблемы преодолевать.

У России есть уникальный ресурс: телевидение. Его все смотрят, и есть несколько основных федеральных каналов с огромным влиянием. Так пусть оно послужит делу реформы. Пусть в разных школах реформы идут по разному. Пусть в школах ведется дотошно и публикуются все расходы, чтобы было видно, сколько реально на что тратится. А то наши чиновники найдут способ распилить деньги и признать реформы неудачными за недостаточностью ресурсов.

Не стоит думать, что реформы главное начать, а дальше все само собой рассосется. Не рассосется само собой. Нужно быть готовыми к трудностям, но не переваливать эти трудности на учителей и родителей.

И последнее: не надо думать, что реформы смогут пройти быстро. Я думаю, что только на открытый и гласный эксперимент (вернее несколько конкурирующих экспериментов) должно уйти не менее 2-х лет. И только потом можно пробовать массово вводить изменения, когда станут очевидными основные направления перемен.

Реформа школы и IT

Я уверен, что именно IT-сфера способна сделать образование максимально эффективной. Пусть останутся основные предметы, которые ведутся старыми методами:

— математика,
— литература,
— русский язык,
— некий общий предмет, который бы давал самые общие знания по другим предметам. Изучая этот предмет, школьники могли бы выбирать, что им углубленно изучать.

А дальше, школьники могут изучать углубленно предметы… через интернет! Видеоуроки, обучающие программы, тесты. При чем пусть методики разрабатывает кто угодно, лишь бы был результат. Результат: это устойчивое знание предмета на тестах типа ЕГЭ, которые должны проводиться чуть ли не ежемесячно.

И пусть эти курсы будут коммерческими. Государство может установить максимальную планку за курс, например 100 рублей с ученика за один класс. Или же можно сделать курсы вообще бесплатными, но разработчики могут зарабатывать на он-лайн консультациях. Варианты есть.

Конечно, контроль со стороны государства за программами должен быть, но он должен сводиться к тому, что бы в программы не проходила нецензурщина, эротика, расовые вещи. И государство должно спускать четкие программы, что нужно выучить в каком классе, чтобы разработчики знали к чему готовить учеников. И на этом государство должно ограничить свое влияние, пусть разработчики творят эффективные программы и зарабатывают на этом.

Что погубит реформы?

Погубить реформы могут следующие вещи:

— Если отдать реформы в руки чиновникам, привыкшим пилить деньги. Реформы можно сразу считать проваленными.

— Если разработку методики отдать на откуп только пожилым заслуженным людям. Они не любят перемен в силу возраста, при всем к ним уважении, они не смогут шагать в ногу со временем.

— Если разработку методики отдать молодому амбициозному аспиранту, который создаст программу «Реформа за 500 дней». Как бы хотелось все сделать так быстро, но это не возможно.

— Если разработку методики вообще отдать хоть кому-нибудь одному. Должна быть конкуренция методик, иначе ни как.

— Если реформы возложить на нового «Столыпина», или «Гайдара». Один ничего не сможет. Необходимо суметь сплотить вокруг реформ все общество.

Утопия? Утопия

Перечитал текст и понял: я мечтатель и утопист. Так что можете меня даже не критиковать, я и сам понимаю, что ничего из моих идей не будет реализовано.

Так что, если у кого-то тоже есть свои утопические идеи, прошу их высказывать. Будем считать, что я создал клуб любителей утопии на Хабре.

Послесловие

В комментариях появилась ссылка на прекрасную книгу о глобальной проблеме современного образования. Книга Пола Локхарда «Плач Математика». Букв много, но они того стоят.

Хотя автор пишет о математике, его подход актуален и для других предметов. Вот некоторые мысли автора:

— Нам нужны идеи, а не идиомы. (Гаусс)

— Строгая программа изучения убивает творческое начало.

— Решение задачи важнее запоминания формул.

— Главная ценность математики не в том, что она пригодится в жизни, а в том, что развивает творческое мышление.

— Занятие математикой — это всегда открытие закономерностей и создание красивых и осмысленных объяснений.

— Методы доказательств слишком усложнены, ученику как бы говорят: «Твоя интуиция и твои идеи сомнительны. Ты должен говорить и думать по-нашему».

— Неуемное чувство строгости приводит к мерзости.

Здесь можно прочитать книгу на языке оригинала. Формат PDF.

Авторство

При копировании и опубликовании материалов прошу указывать авторство: Вадим Галкин. И поставить ссылку на мою персональную страничку: vadimgalkin.pp.ru.

Иллюстрация взята из Болгарской википедии, из статьи о Манески кодексt.
Tags:
Hubs:
Total votes 74: ↑45 and ↓29+16
Comments156

Articles