Pull to refresh

Десять гребаных лет на разработку ERP

Reading time 3 min
Views 13K
Этот пост я пишу после того, как в очередной раз увидел плоды самостоятельной разработки ERP-системы.

Меня пригласили на встречу в компанию, которая десять (!!!) лет своими силами разрабатывала программный продукт для управления бизнес процессами (язык не поворачивается этот продукт назвать erp системой).
И вот по истечении десяти лет руководство компании понимает, что… ничего не понимает. В буквальном смысле слова. Программный продукт прекрасно решает вопросы, связанные с логистикой. Иными словами все вопросы, от момента получения заказа до момент вручения груза клиенту, решены весьма и весьма неплохо. Действительно неплохо. И все. Больше ничего.

Но если десять лет назад именно эти проблемы и стояли во главе угла, то сейчас, когда в компании трудится 150 сотрудников, главная проблема — совсем не логистика и не склад. Верней, главных проблем просто гораздо больше, чем десять лет назад.

Причем, что касается даже склада, то и там решены далеко не все проблемы. Например нет партионного учета. Это значит, что первичные отгрузочные документы ПО не формирует. Ведь без партий нельзя правильно отразить ГТД в счете-фактуре. Хотя по словам представителей компании, партионный учет они уже дописывают и он скоро заработает. Но я то знаю, сколько на самом деле времени уходит на разработку таких сложных вещей. Спорить не стал, время покажет (оно уже показало — за 10 лет партий не появилось). Впрочем, это мелочи жизни, по сравнению с другими проблемами.

Руководство компании не понимает истинное финансовое состояние бизнеса. Да, есть какие-то финансовые отчеты, которые кто-то делает руками в excel. Но их правдивость сомнительна, качество низкое, проверить цифры нельзя, да и запаздывает отчетность очень прилично. И ошибки, ошибки. И вот это уже становится главной головной болью.

Компания постоянно работает с банковскими кредитами. Это значит, что нужно уметь отделять зерна от плевел. Многие предприятия в 2008 году погорели как раз именно потому, что не знали истинного положения дел. Когда со стороны банка тебе постоянно идут финансовые инъекции, ты думаешь, что все хорошо. Ведь деньги-то на счету есть! Но вся проблема в том, что это не твои деньги. И когда тебе инъекции делать перестают, да еще просят вернуть все, что должен, ты понимаешь истинное положение дел. Но уже поздно.

Короче говоря, руководство компании просто в результате эволюции дошло до понимания, что нужны хорошие P&L, Cash&Flow, управленческий баланс. Иначе понять, что на самом деле происходит в компании просто уже не возможно. Обороты такие, что в голове это все уложить уже нереально.

Я не говорю уже про проблемы, связанные с такими частями бизнеса, как управление договорами, затраты, работа с клиентами и т.д. Эти вещи тоже стали проблемами.

И вот я оказался на переговорах в этой компании. Для того, чтобы обсудить с собственником пути решения этих проблем.

Компания просто загнала себя в тупик. Как? Очень просто. В компании на протяжении десяти лет работает продукт, к которому все просто прикипели. Сотрудников не десять и не двадцать. Их сто пятьдесят. И все они привыкли. И всем им кажется, что все в их продукте чертовски удобно. Это нормально — когда ты привык к чему-то, тебе кажется это удобным. И когда тебе дают что-то, что на самом деле удобнее, но не привычно, тебе кажется, что это неудобно.

Отказаться от эксплуатации этого продукта уже просто невозможно. В нем история работы компании за 10 лет. Конвертнуть все это хозяйство в новый продукт будет весьма затруднительно, но скорее невозможно.

И вот собственник мне говорит фразу: «Мы можем потратить еще десять гребаных (то есть он признал, что они были именно гребаными) лет на разработку этих чертовых финансов, но мы не знаем как их сделать.

Как выйти из этой ситуации? Отказаться от эксплуатации собственного продукта и внедрить новую ERP-систему? Это почти нереально. Компания прикипела, привыкла и большинство сотрудников все устраивает! Рядовому сотруднику что нужно? Удобное быстрое занесение клиента, заказа, ну, еще что-то. Откуда ему знать, что в результате руководство не получает то, ради чего это все делается? Ему удобно! Попробуйте заменить и вы получите мегасаботаж, стоны, скандалы.

Тупик?

Единственный выход в этой ситуации — покупать еще один продукт, где можно будет получить всю необходимую финансовую отчетность. Но предварительно разработать систему интеграции этих двух совершенно разнородных продуктов. Получится? Не факт!

Самостоятельная разработка привела к тому, что:
  • все равно нужно покупать ERP-систему
  • потрачено 10 лет
  • ситуация значительно усложняется интеграцией


UPD. В проект я ввязываться не стал.
Tags:
Hubs:
+20
Comments 140
Comments Comments 140

Articles