Pull to refresh

«Интернет не станет ещё одним телевизором». (И уж точно Фидонет не станет им.)

Reading time 3 min
Views 2.3K
Обратите внимание на вот этот образчик современной европейской плакатной пропаганды:

[]

Этот плакат, ориентированный на внедрение идеи свободного Интернета в умы министров по телекоммуникациям в странах Европейского союза, был придуман к состоявшемуся в Гранаде неформальному, но значительному совещанию.
Вы можете выбрать и скачать многопиксельную версию плаката — чтобы распечатать на листе A3 или A2. Похоже, по умолчанию доступны только версии, надписанные на кастильском наречии; варианты на английском языке можно открыть из списка файлов, досягаемого укорачиванием URLа. Вон там, например, лежит тридцатитрёхмегабайтовая версия размером 3579×8088 пикселов.
На этом плакате я не впервые вижу изложенное средствами живописи понимание того, что Сеть, предоставленная воле корпораций, может расколоться на узкие собственнические (проприетарные) осколки: кажется, эта визуальная метафора узких огороженных пространств и прежде попадалась мне на некоторой другой карикатуре на тот современный Интернет, в котором пользователи LiveJournal и Facebook (или, например, «Одноклассников» и «ВКонтакте») неспособны на равных общаться друг с другом. Зато впервые вижу метафору «телевизора» с отдельными «каналами», совершенно отделёнными друг от друга и доступными (или недоступными) в зависимости от тарифного плана. Да, увы, это то самое будущее, к которому приведёт отказ от «сетевой нейтральности»: скажем, именно так, как указывает художник, Skype и файлообмен станут доступными только абонентам, внёсшим особую плату — как сейчас ночные телевизионные порноканалы спутникового или кабельного телевидения доступны только подписчикам этой отдельной услуги.

Хочу ещё раз напомнить, что ещё Джонатан Циттрэйн в своей книге «Будущее Интернета и как остановить его» отметил, что причиною мощного роста популярности Фидонета было его появление во времена, предшествовавшие появлению коммерческих провайдеров единой сети Интернета (которые начали появляться только в 1989 году), то есть в те времена, когда в США преобладали не единые, а разобщённые коммерческие компьютерные сети — CompuServe, The Source, America Online, Prodigy, GEnie, MCI Mail и так далее — каждая из которых принадлежала отдельной коммерческой компании и предоставляла доступ только к её собственным информационным и игровым и почтовым ресурсам. В те годы пользователям любого провайдера, чтобы обратиться к информационному ресурсу другого провайдера (или даже просто чтобы послать почту одному из клиентов другого провайдера), поневоле приходилося заводить аккаунт также и у этого другого провайдера за отдельные деньги. Фидонет появился как такая альтернатива, которая (в силу бесплатности подключения) оказалась способною (по меньшей мере, теоретически способною) охватить всех пользователей и устранить разобщённость. (Другой такой альтернативою был Usenet, который, кстати, обменивался траффиком с Фидонетом в обе стороны ещё с тех времён.) И сейчас Интернет регрессирует к уровню 1980-х годов по разобщённости, несмотря на все накопленные им за два десятилетия элементы технологического развития — вот о чём, прежде всего, предупреждал Циттрэйн.

Оттуда же, из прошлого тысячелетия, я черпаю успокоительную и счастливую (может быть, наивную, но от этого не менее твёрдую и неколебимую) уверенность в том, что единая информационная сеть способна существовать, даже если (или даже когда) элементы Интернета на эту роль не сгодятся. Будьте покойны: даже если нынешний гипертекстовый Интернет расползётся на проприетарные ошмётки (какими некогда были сети, позднее объединившиеся в догипертекстовый Интернет), то гипертекстовый Фидонет вновь выйдет на сцену в роли великого объединителя (как случилось с догипертекстовым Фидонетом).
Такие штуки в истории вообще склонны повторяться: скажем, Россия сперва переломила хребет наполеоновской Европе, а затем гитлеровской. И разве не символично, что (начиная с 2001 года) именно в России число узлов Фидонета больше, чем во всём остальном мире, вместе взятом?…
Это был мой субьективный ответ на вопросы «куда идём?», «что делать?», «зачем?». (Несмотря на субьективность и даже предвзятость, он всё же закономерно будет многим полезен хотя бы благодаря тому, что упоминает занятный плакат и небезынтересную книжку, о которых многие до этого не имели не малейшего представления.)

Ответ на вопросы «как?» и «чем?» также возможен, но я ему посвящу отдельную блогозапись, и уж точно не в ближайшие дни.
Tags:
Hubs:
+20
Comments 40
Comments Comments 40

Articles