Pull to refresh

Глава Mozilla Foundation в Москве

Reading time3 min
Views917
Председатель Mozilla Foundation Митчелл Бэйкер27 марта в Москве состоялся небольшой (я бы даже сказал — камерный) совместный пресс-брифинг компаний «Яндекс» и Mozilla Foundation, посвященный их недавно налаженному партнерству. Главные виновники мероприятия — Аркадий Волож и Митчелл Бэйкер — позвали всего три десятка журналистов (среди которых оказался я и Артур Вельф) и сразу признались, что никаких новостей и громких заявлений не будет, зато будут ответы на любые вопросы. Что ж, раз так — будем спрашивать.

Предупрежу сразу: технические вопросы, заданные пользователями Хабра на прошлой неделе, озвучить не удалось, так как госпожа Бэйкер оказалась не очень компетентна в этом плане и посоветовала обратиться к техническим специалистам Mozilla (в частности — к Брэндону Айку), что мы обязательно сделаем в ближайшем будущем. Тем не менее, брифинг оказался достаточно интересным.

Перед тем, как журналисты начали задавать вопросы, руководитель «Яндекса» Аркадий Волож сказал несколько теплых слов о партнерстве с Mozilla и подчеркнул, что его компания всегда старалась дружить с крупными организациями и будет стараться и впредь. Глава Mozilla Foundation Митчелл Бэйкер, в свою очередь, также крайне положительно отозвалась о партнерстве с «Яндексом» и позволила себе немного рассказать об истории Mozilla.

По ее словам, интернет мог развиваться по одному их двух направлений: «открытому» и «закрытому». Первое подразумевает абсолютно свободное развитие, в основном определяемое самими пользователями, а второе — определяемое исключительно некой группой людей, организацией. Поскольку Митчелл и ее коллеги поддерживали первый путь развития, они создали Mozilla и старались развивать компанию по соответствующему пути. Сейчас доля Mozilla на мировом рынке составляет около 20%, а в Европе — порядка 30%. Решив занять серьезные позиции и в России, Mozilla начала поиски партнера, коим в конечном счете и стал Яндекс. Сейчас доля Firefox в России составляет чуть менее 18%, что достаточно хороший показатель, особенно учитывая тот факт, что Mozilla Foundation — некоммерческая организация. Но как же тогда компания зарабатывает? С ответа на этот вопрос и начался собственно сам пресс-брифинг.

Скажите, на чем компания Mozilla зарабатывает?
Бэйкер: Как и большинство open source проектов, мы получаем прибыль с поисковой рекламы.
Волож: Рекламная бизнес-модель — основная в современном интернете. В данном случае все прсто: когда пользователи ищут что-либо через браузер, то авторы этого браузера получают часть доходов от соответствующей поисковой рекламы.

Является ли истинной причиной сделки Mozilla и «Яндекс» выход браузера Google Chrome?
Бэйкер: Нет. Мы выбрали «Яндекс» потому, что это самый лучший партнер для нас.

Возможен ли выпуск «Яндексом» (или совместно с «Яндексом») русского браузера? Ведь в России уже есть свои поисковые системы, мессенджеры.
Бэйкер: Русский браузер не должен быть настолько специфичен, чтобы его можно было использовать только в России.
Волож: Мы не будем делать свой браузер по крайней мере до тех пор, пока не наймем человека, который придумал JavaScript :)

Как Вы думаете, возможна ли нынче ситуация, когда какой-то один браузер займет не 20-30 процентов рынка, а все 90? Иными словами, возможна ли на этом рынке монополизация?
Бэйкер: Что касается Mozilla, то у нас нет цели занять доминирующее положение на рынке. Доля Internet Explorer будет снижаться, но не очень стремительно. Доля Safari вырастет только в одном случае: когда вырастет доля Mac OS. А что же до Google Chrome… Ну, посмотрим, могут ли большие деньги и сильный бренд существенно повлиять на рынок.

В чем Вы видите специфику России и российского рынка?
Бэйкер: В России очень популярны местные сервисы. Кроме того, что характерно, использовании в России мобильного интернета и сопутствующих технологий сильно отличается от, скажем, Японии и США.

Аркадий, «Яндекс» уже выпустил свою сборку IE, теперь Firefox. Что ждать дальше?
Волож: То, что сейчас происходит у нас с Microsoft — это уровень отношений с Mozilla июня прошлого года.

Когда речь идет о «русской версии Firefox», имеется ввиду только Россия или другие страны (Украина, Казахстан) тоже?
Бэйкер: Мы выпускаем языковые версии, привязанные не к определенной стране, а к определенному языку.

Стала ли зарабатывать Mozilla больше после того, как отказалась от сотрудничества с Google в пользу «Яндекса»?
Волож: Это очень сложно посчитать.
Бэйкер: Вы мне не поверите, но я не знаю :)

Как изменилась динамика распространения Firefox после того, как Google заменил его в своем рекомендуемом наборе софта на Chrome?
Бэйкер: Мы наблюдаем некоторые небольшие изменения.

Возможно ли сотрудничество Mozilla с другими поисковиками и компаниями?
Бэйкер: Вряд ли.
Волож: ;)

На этой позитивной ноте пресс-брифинг был окончен и общение постепенно перенеслось в кулуары. К сожалению, дать ответы на технические вопросы Митчелл не смогла, потому посоветовала мне связаться с соответствующими спецами в Mozilla, что я и сделаю в апреле. Очень надеюсь, что удастся пообщаться с Брэндоном Айком. Следите за анонсами.
Tags:
Hubs:
Total votes 69: ↑56 and ↓13+43
Comments64

Articles