Pull to refresh

Привычки успешных фрилансеров на онлайн-биржах

Reading time4 min
Views2.4K
Тут в одном из постов было упомянуто, что русские фрилансеры не могут тягаться с зарубежными (имеется ввиду работа на фрилансерских сайтах). Я успел поиграть за обе стороны и на зарубежных сайтах, и на российских. После чего сделал небольшую подборку наблюдений.

Сразу напишу — этот текст никоим образом не претендует на абсолютную правоту и верность. Это выводы после наблюдений за успешными фрилансерами в России и на иностранных сайтах. Всегда и везде есть свои исключения и особенности.

Да, ситуацию с неадекватными заказчики пока не рассматриваем — всякие бывают.

1. Первая заявка на проект. Чрезвычайно хочется видеть следующую информацию:
a) Что будет сделано в рамках проекта. Лучше список компонентов или задач, и их примерное время. Гораздо проще общаться с человеком, который уже подумал о проекте и создал свое представление (пусть даже и не совсем верное). Но тут надо быть внимательным и не предложить php, когда явно требуется разработка на с++

Пример: «Ваш проект я могу выполнить за 5 дней после окончания утрясания деталей. Проект можно выполнить в виде двух модулей: А и В. А будет выполнять функции Х, В будет выполнять функции У.»
Или: «Проведу тестирование на таких-то системах, выполню такие-то действия, все вам пришлю эксельную таблицу с результатами вида: действие-результат.»

Многие пишут — «Обращайтесь, сделаем в лучшем виде». По сути, можно оставить просто пустое сообщение :) — раз оставили заявку, то понятно, что будут пытаться делать все и в лучшем виде. Никто же не пишет — «обращайтесь, сделаем более-менее кое-какой кусок».

b) Если есть что-то уже готовое и есть желание предложить его — хорошо бы описать его: ОС, компоненты, язык, функции, цена, условия лицензирования (если есть). Если это «готовое» не совпадает на 100% с формулировкой задачи — желательно указать чего не хватает, цену, сроки, функции. Часто проще взять что-то готовое, чем работать с разработчиком с нуля.

с) что планируется передать как результат проекта (работа) — компоненты, исходники, хелп, инсталлятор, видео, результаты и в каком виде.
Пример: «После выполнения проекта вы получите: исполняемый файл, C++ проект с исходниками для Visual Studio 2005, краткий мануал по использованию, программа в инсталляционном пакете InnoSetup, исходный проект InnoSetup.»

В этом примере:
— показываете заказчику что он получит за свои деньги;
— имеется возможность продемонстрировать свои знания и опыт;
— уже начинается продажа не просто труда фрилансера, а конкретной реализации задачи.

2. Если цена фрилансера значительно выше средней, а предложений больше десяти — врядли заказчик будет выяснять, почему цена выше. Возможно, фрилансер — действительно профессионал, и готовы предложить какой-то эксклюзив. Но маловероятно, что заказчик будет это выяснять. Скорее всего он даже не выйдет на связь.
Если же последовать пункту 1, то заказчик увидит обоснование цены и сможет легче пойти на контакт.

3. Торговля и цена — не всегда высокая цена предполагает торговлю. Торговля будет только если предложение единственное. Полагаю, вероятность этого не очень высока.
Если есть желание поторговаться — лучше не указывать цену, а обозначать — «цену назвать не могу, требуется уточнение деталей».

4. Теперь о главном — цена. Конечно, есть заказчики вида «восточные люди», которые стараются снизить любую цену в несколько раз. Это нормально.

Простой случай — торговля идет вокруг проекта с 100% детализацией. Тут рецептов нет, фрилансер сам определяется своими личными факторами — загрузкой, необходимостью денег и т.д.
Сложный случай — торговля идет вокруг проекта, у которого в описании 1-2 строки, а цена уже зафиксирована с точностью до 1 доллара. Это, согласитесь, достаточно странно :)
Например, бюджет заказчика 100 долларов, а хочется 200. В этом случае можно заняться уточнением деталей проекта — есть масса моментов, которые для заказчика некритичны, но при разработке можно сэкономить. Например, использовать не собственноручно запрограммированный сайт, а взять готовый движок. Или для заказчика не нужные исходные коды. Или снизить объем работы за счет несущественной для заказчика функциональности. Или использовать сторонние компоненты и библиотеки.

В этом случае важный момент — у заказчика есть проблема и бюджет. Ему нужно решение проблемы, попадающее в бюджет. Почти всегда заказчик будет счастлив, если проблема будет решена на 70-90%. Удовлетворен, если проблема решится на 50-70%. Можно выясните основу проблемы и предложить решение, попадающее в бюджет. Если потребуется, недостающие фукнции будут потом заказаны фрилансеру за отдельные деньги.

5. Полезно также узнать, как проект будет использоваться — для внутреннего использования или для распространения. Если внутренее использование с 1-2 инсталляциями, то некоторые вещи можно сильно оптимизировать или урезать — например, разрабатывать под одну операционную систему, использовать opensource компоненты, убрать инсталлятор. Что, безусловно, скажется на цене.
Если же продукт планируется распространять «на сторону», то сразу же стоит предложить (и объяснить зачем) поддержку разных ОС (XP/Vista/7), уточнить использование лицензионных компонентов, подумать об инсталляторе и обновлениях. Заказчик возрадуется, увидев такую активность и заинтересованность в качественной реализации проекта.

6. Очень хочется, чтобы фрилансер задавал заказчику больше вопросов по сути задачи. Не «кушал мозг», а стремился бы понять, что именно заказчику нужно. Это очень стимулирует продолжать работу с таким фрилансером.
Единственное, есть шанс случайно убедить заказчика, что либо этот проект ему не нужен, либо задачу можно решить без фрилансера :)
Tags:
Hubs:
Total votes 71: ↑55 and ↓16+39
Comments61

Articles