Pull to refresh

Трехмерный звук из одной колонки. Обзор звуковой панели Polk Audio SurroundBAR 6000 IHT

Reading time8 min
Views44K


Аудиосистемы 5.1 и 7.1 давно стали привычными и не вызывают никаких эмоций. Казалось бы, невозможно придумать ничего нового в области трехмерного звука — разве что расплодившиеся в последнее время многоканальные наушники.

Тем не менее, прогресс все-таки не остановить. Одним из последних направлений в развитии аудиотехники являются звуковые панели с трехмерным звуком. Представьте себе — никаких груд колонок, одна-единственная панель перед вами, а звук — сзади, по бокам, в общем — как в кинотеатре.

Данная категория продуктов в России в среде аудиофилов снискала не самую лучшую репутацию из-за довольно провальных моделей нескольких фирм. В том числе и на хабре ругались на саундбар от филипс. Однако я не оставлял надежды, что может быть, все-таки у кого-нибудь из разработчиков что-то дельное получится.

Мне довелось пощупать одну из новейших разработок в этой области — панель Polk Audio SurroundBAR 6000 IHT из первой партии, доставленной в Россию. Эта панель не только относится к данной, весьма интересной, категории гаджетов, но и сама по себе является большим прорывом в этой области.

О причинах провала предшественников, об опыте использовании, технологии работы и отличиях от традиционных систем и прочих панелей — в этом обзоре.

Заранее прошу прощения за качество фоток в статье — снимал на телефон.



Необходимые предварительные пояснения для тех, кто никогда не слышал о звуковых панелях, или «Ты что, издеваешься?»


Да, звук трехмерный. С тыла, по бокам, даже по вертикали.

Нет, это не Гербалайф — звуковые панели представлены на рынке множеством известных фирм — Yamaha, Sony и так далее. Впрочем, их панели ориентированы на использование в домашних кинотеатрах и технологически являются прошлым поколением. Не слишком удачным притом. Почему — ниже.

Отличие панели фирмы Polk Audio (кстати, весьма известного производителя аудиотехники, в основном автомобильной, в Штатах), о которой и пойдет речь — в очень «вкусной» технологии. Ну, и в очень редко заявляемой производителями soundbar'ов ориентации в том числе и на пользователей PC.

Впрочем, с ролью акустических систем для домашнего кинотеатра SurroundBAR 6000 справляется не хуже, а то и лучше конкурентов. Почему — читайте ниже.

Хорошо. И как это работает?


Расскажу вкратце, поскольку цель этого обзора — обзор конкретной новинки, а не технологии. Если хабрапользователям будет интересно, я могу впоследствии написать отдельную статью о технологиях работы различных панелей.

Итак, мы слышим двумя ушами. Местоположение источника звука вычисляет мозг, используя для анализа два параметра — различие в громкости восприятия звука разными ушами и искажения, вносимые в звук формой ушной раковины.

Различия в громкости дают мозгу данные о местоположении источника звука по оси «лево-право». Искажения, вносимые ушной раковиной, позволяют определить сзади или спереди находится источник сигнала, выше или ниже.

Соответственно, для того, чтобы избавится от «лишних» колонок в многоканальной системе, достаточно создать звук, удовлетворяющий этим двум условиям.

Но все не так уж радужно — над этой задачкой бились десятилетиями с переменным успехом. Как оказалось, наши уши обмануть куда сложнее, чем нас самих.

Алгоритмы внесения позиционных искажений в звук давно известны — например, Cetera Algorithm, по которому выполнены впечатляющие записи для наушников, например Virtual Barber Shop. Перевести обработку HRTF в реальное время и создать по-настоящему реалистичные искажения — первая проблема.

Вторая — сколько бы не было источников звука — если они не наушники, то противоположенное нужному ухо слышит звук слишком громко — и мозг догадывается, что звук идет через колонку.

Это называется внутренними слуховыми перекрестными искажениями — IAC.

Увеличение количества колонок мало помогает в преодолении IAC — расположение множественных колонок ухо все равно угадывает легко и непринужденно.

Использование алгоритмов HRTF является теми «костылями», благодаря которым многоколоночные системы создают реалистичный звук — пусть и на крохотном пятачке «sweet-spot»'а после долгой настройки и с очень серьезной зависимостью от формы помещения, его акустических свойств и расположения объектов в нём.

Большинство звуковых панелей работает сходным с многоколоночными системами образом — используя отражения звука от стен, пола и потолка для создания дополнительных виртуальных колонок.

Результат, к сожалению, не слишком впечатляет — фальшивая многоколоночная система вряд ли будет звучать лучше настоящей. Тем более, что об открытых окнах, использовании в небольших помещениях или помещениях сложной формы можно смело забыть.

Равно как и об использовании за компьютером — слишком близкая посадка к панели «не в фокусе» отраженных звуковых потоков.

По этой причине, кстати, и распространилось поверье, что все звуковые панели дают трехмерный звук только на бумаге.

Инженеры компании Polk Audio сумели решить все вышеперечисленные проблемы. Сумели, кстати, довольно давно, несколько лет назад, использовав это решение для аудиосистем домашних кинотеатров, но лишь недавно они выпустили относительно компактную модель, позиционируемую как предназначенную не только для телевизоров, но и для компьютеров.

Основа — технология, названная SDA.

Для решения проблемы IAC на панели размещены дополнительные динамики, транслирующие инвертированный звук противоположенной стороны, тем самым заглушая слишком громкий звук для «ненужного» уха. Выглядит это примерно так:



Ребята из Polk Audio сумели выявить общие черты в пространственных искажениях, вносимых ушной раковиной, характерных для всех людей. Встроенный звуковой процессор панели добавляет эти искажения «на лету», обеспечивая иллюзию звука со всех сторон.

Чистая иллюзия (ведь звук на самом деле идет спереди) — но очень убедительная.

Как результат — возможность использования в помещениях любой формы, трехмерный звук на любом расстоянии от панели и под большим углом к ней, отсутствие искажений в звуке, если кто-то зашел в комнату, отсутствие проблем со звуком при открытых окнах и так далее.

Короче говоря — технология Polk SDA перевела звуковые панели из области диковинки для гиков в область вполне юзабельной, хотя и дорогой и сверхсовременной техники.

Так как же это выглядит на практике?

Распаковка


Переходим собственно к обзору.



Внутри коробки мы обнаруживаем саму панель, беспроводной сабвуфер, блок питания, набор проводов для подключения к розетке и источникам звука и пульт дистанционного управления



Кстати, если планируется использовать панель с телевизором, возможно обучить панель принимать сигналы от привычной дистанционки.

Все упаковано надежно, помимо полиэтиленовых пакетов использованы тканевые чехлы, чтобы минимизировать вероятность ущерба технике при перевозке.



На нижней панели панели ;)) расположены кнопка включения питания и входы — один для питания и три для звука. Одновременно можно подключить до трех устройств — два через стандартные мини джеки и одно через оптический вход.

Характерная особенность — подключать следует чистый стерео-звук, никак не обработанный — встроенный процессор панели сам разберет звук на каналы, облагородит звучание и «сделает хорошо».

Это, кстати, радует природного жмота во мне — несмотря на стоимость панели, тратиться на еще и на крутую звуковую карту к компьютеру тянет не слишком=)



Саб, вид снизу.

Сабвуфер направляет звук в пол — поэтому его можно установить в любой точке комнаты без потери качества звучания.


Рядом с 30 дюймовым монитором. Длинновата, однако.

Размер панели вполне удовлетворителен — по высоте нормально помещается под монитор в отличие от панелей со встроенными проигрывателями дисков, ширина — незначительна, возможно крепление на стену. Длинновата, даже слишком, но на стол встает нормально.

Щелкаем выключателями на панели и сабе. Та-дам! Все готово. Драйверов не нужно. Настройка звука сводится к разворачиванию панели к слушателю. После цирка с настройкой многоколоночных систем — прямо праздник=)

Правда, в моем случае заводская настройка беспроводного соединения саба и панели за время перевозки сбилась, пришлось отыскивать в инструкции описание шаманской пляски для его установления. Впрочем, заняло это от силы пять минут.

Как звучит


Итак, звук. Самая приятная и важная часть.

Звук хорош.

Во-первых — общее качество на высоте. В отличие от многих производителей звуковых панелей, Polk Audio не стало зацикливаться исключительно на трехмерном аспекте звучания. Звук насыщенный, мощный, особенно хорошо звучат струнные. Общий уровень — на уровне хорошей аудиосистемы. Хотя и не выдающейся, но хорошей.

При прослушивании обычной стерео-музыки, не имеющей трехмерного компонента создается полная иллюзия мощных полутораметровых колонок на расстоянии в несколько метров друг от друга — так называемая технология «расширенной виртуальной сцены».

Один минус, который скорее плюс — все недостатки низкого битрейта становятся слышны.

Второе и главное — трехмерный звук. Он однозначно лучше того, что предлагают многие домашние кинотеатры. Конечно, все очень зависит от качества прослушиваемого материала, но иллюзия звука вокруг иногда буквально потрясает, особенно в компьютерных играх — я не скоро прекратил вздрагивать, когда в «Зове Припяти» за спиной выпрыгивал какой-нибудь снорк — создавалось полное впечатление, что эта тварь прыгает по моей комнате, по шкафу=)

В фильмах ситуация не хуже, особенно в высокобюджетных блокбастерах типа новой трилогии «Звездных Войн». Поддержка технологии Dolby Digital — всё-таки весомый плюс.

Сильно порадовали множественные источники звука и траектории перемещения источников звука. Звук действительно идет одновременно с разных сторон, а при передвижении источников звука — «ни одного разрыва», звуковая сфера вокруг непрерывна.

Позиционирование источников звука очень точное. Как я слышал, это одна из эксклюзивных фич данной конкретной модели. В играх это позволяет, например, стрелять на слух.

Стоит упомянуть фирменную фишку SurroundBAR'а с голосами. На других аудиосистемах в фильмах или играх голоса нередко заглушаются сторонними звуками, например взрывами. С SurroundBAR 6000 IHT такого не происходит — голоса обрабатываются так, что всегда четко слышны. Пустячок, казалось бы — но эффект! Даже в музыке. Я, например, наконец разобрал, о чем поется в песнях Blind Guardian и слегка офигел=))))

Впрочем, есть и минусы. Не все материалы звучат одинаково объемно. Например, в GTAIV — хоть звук и идет сзади, но как-то… искусственно, что ли. Иллюзии не возникает. Может, вкусовщина, конечно… Впрочем, дело тут, похоже, в конкретном аудиоматериале. Одно хорошо — подавляющее большинство фильмов и игр подобных проблем не имеют.

Другой минус — панель работает на большинство людей, но не на всех. Как я понимаю, при нестандартной форме ушей привычные искажения звука иные, чем вносятся панелью — и эффект значительно ослабевает. Впрочем, из всех слушавших мою панель такой невезучий человек с фатальной лопоухостью был всего один. Поэтому перед покупкой лучше послушать панель вживую, если вы не уверены в форме своих ушей=)

Короче, на мой взгляд, панель — очень хороший выбор для игр и фильмов. Для музыки — тоже, хотя для нее я бы предпочел все-таки классические колонки из дерева.

В сухом остатке имеем очень хорошую акустическую систему для компьютера, используемого как мультимедийный центр, или для домашнего кинотеатра в небольшом помещении (равно как и в случае, когда просто не хочется связываться с установкой большого количества колонок).

Ну и вау-эффект нельзя не упомянуть. Все-таки концепция «колонка спереди — звук сзади» очень впечатляет.

Подводя итог


+ Отличный звук, компактность, отсутствие груд колонок и мотков проводов на полу, большое пространство оптимального звучания, нет необходимости настройки, Dolby Digital, общее впечатление от концепции.

— Хотелось бы, чтобы панель была еще покомпактней. Российская цена в 28000 р, хотя и не необычна даже для классических многоколоночных аудиосистем такого класса, но все-таки отпугивает. Работает не на всех.

В общем, не сказать, что «must buy» в любом случае — но игрушка своих денег стоит.

Если вы любите хороший звук, давно мечтали о домашнем кинотеатре, но по каким-то причинам (например, из-за размеров квартиры) не могли его поставить — рекомендую однозначно.

Опять же для любителя компьютерных игрушек вроде меня панель подойдет прекрасно.

Говоря же о технологии вообще — что ж… Кажется, в будущем многоколоночных домашних кинотеатров не будет — панель способна на равных поспорить с классическими системами аналогичной ценовой категории. По удобству же эксплуатации она однозначно впереди. Похоже, soundbar'ы наконец «выстрелили».

UPD В комментах возник спор относительно реальности создания многоканального звука из стерео. Недолго думая, я связался с компанией ИНФОРКОМ, у которой покупал панель. Там мне ответили о принципах как-то крайне невнятно=), но заявили, что готовы, дабы показать, что оно таки работает, принять у себя в офисе (что в Москве) делегацию хабровчан со мной во главе для демонстрации продукта. Запись на тест — у меня в личке. Оставляйте пожелания, что именно мы потребуем от них для прослушивания. О точной дате мне должны сообщить после праздников.
Tags:
Hubs:
+39
Comments154

Articles