Pull to refresh

GTD. Мифы, ошибки, заблуждения

Reading time 5 min
Views 16K
GTD — заморское слово, чуждое русскому языку и мировоззрению. Нам сложно понять, зачем русской душе, привыкшей к широте и свободе, понадобилась эта заморская метода «для дрессировки офисного планктона». Почему нельзя просто делать дела без всех этих новомодных методик? Ведь очевидно, что время, которое мы будем тратить на приведение дел в порядок, организуя их в некую систему — это время потраченное зря. За то время, пока мы разбирали и раскладывали бумажки с надписями «сделать то-то к такому числу», можно было взять и сделать много чего. Надо просто взять себя в руки и начать делать дела, вместо разговоров о них!


Вот так примерно выглядит типичный перечень мифов и заблуждений относительно GTD. Все они базируются на изначально неверной постановке задачи системы.

Ошибка номер ноль. Я все сделал, как мне советовали, а ничего не изменилось, только время зря потратил!

Вы думали, что GTD поможет выполнить все ваши дела в короткий срок или сделает их исполнение проще?

Увы, но если вы так считаете, значит вы неверно понимаете, какое основное предназначение системы GTD. Это система, которая позволяет вам всего лишь снизить фактор стресса в постоянно меняющемся «облаке» задач, которые перед вами ставятся и обрести уверенность, что у вас все под контролем.

— Какой такой стресс?! Нет у меня никакого стресса! Я просто хотел, чтобы дела делались быстрее, ну и вот тут у меня есть ряд зависших дел, которые я хотел бы сделать еще с прошлого года, но никак руки не доходят. Толку с того, что я их записал. Все равно на них никак не хватает времени.

Вы еще не заметили, но вы уже находитесь под воздействием стресса. Вас волнует что:
  • Дела делаются медленнее, чем вам хотелось бы
  • У вас есть дела, о которых вы забываете, или они «подвисают»

Ключевое слово здесь — «волнует». Чем сильнее будет на вас давить состояние вашей текущей системы (а точнее — бардака), тем мрачнее будет это выражение. Сперва — волнует, потом гнетет, затем — вгоняет в депрессию.

Это и есть тот стресс, о котором постоянно говорится при объяснении назначения GTD. Основная цель — избавиться от этого слова вообще. Вас не должно в принципе что-то волновать. Парадокс заключается в том, что вы загнали себя в угол — чтобы ничего не волновало, надо чтобы это было сделано. А раз не сделано, то увы, это все же волнует. Мне нравится, как изящно разрывает этот замкнутый круг идея Дэвида Аллена — не можешь сделать сейчас — запиши и оставь на потом.

— И все?! Вся помощь GTD сводится к тому, чтобы записывать то, что я итак помню?

Ага! (тут я улыбаюсь во все остатки от моих бывших 32 зубов)

Только помнить это больше не обязательно. Поэтому можно спокойно продолжать жарить шашлык, ловить рыбу, продолжать читать любимый форум, смотреть кино, создавать презентацию к очередному докладу. Все ваши задачи теперь не в голове с пометкой «не забыть», а в списке вне этой головы.

Все что надо — в свободное время заглядывать на нужную страничку этого списка.

И снова — я недаром выделил ключевое слово — «свободное время». Это то время, в которое вы не заняты или хотите чем то заняться. Но не тогда, когда вы уже что-то делаете. Иначе все пойдет на смарку.

Почему? Да потому, что вы должны быть всегда уверены в себе и делать только то, что по вашему мнению, имеет наивысший приоритет. Если вы в процессе исполнения решили заглянуть в список, то это означает, что вы считаете текущий процесс менее приоритетным, чем те, которые уже есть в списке. А этого быть не должно. Потому что тем самым вы снижаете собственную самооценку в своих глазах — «занимаюсь всякой фигней, когда могут быть более важные дела!». Но постойте, вы же сами только что выбрали это дело из своего списка. Кто же вам виноват? Понимаешь, о чем я говорю?

Исключением может быть только один случай — когда новая задача пришла к вам извне в данный момент и ее надо выполнить здесь и сейчас.

Миф 1. Само ведение системы будет отнимать слишком много времени

Что вы подразумеваете под «ведением системы»? Разбор кучи дел, категоризацию этих дел, назначение им приоритетов, выделение контекстов, расстановка зависимостей? Все это вам придется проделать всего один раз! Если конечно вы все сделал правильно и логично, а не просто все свалили в одну кучу и прилепили ярлык «срочно».

Когда же система работает, то она у вас отнимает ровно столько времени, сколько требуется для того, чтобы сформулировать и записать то, что вы хотите сделать, но не собираетесь делать этого сиюминутно.

Ведь все что вы будете делать для ведения системы — это просто записывать и сверяться со списком.

Стоят потраченые 30 секунд вашей уверенности, что вы ничего не забыли или нет? Вопрос риторический.

Есть, конечно, категория людей, которые все любят постоянно раскладывать по полочкам, рассортировывать, расставлять по алфавиту. Но это уже не к тайм менеджементу относится. У каждого есть свои скелеты и тараканы. Техника GTD гласит — делайте как вам удобнее, но не отступайте от выстроенной вами системы. Иначе она перестанет работать, поскольку вы не будете полностью ей доверять.

Миф 2. GTD придумали лентяи для того, чтобы оправдать свою лень. Надо просто делать дела

Я очень люблю этот миф (жаль нельзя поставить смайлик)! Базируется он частично на «Ошибке номер ноль».

Вообще то цель несколько иная — не забыть сделать позже то, что сейчас сделать нельзя, а не просто отложить в долгий ящик.

— Почему бы не сделать это сразу? Зачем это откладывать на потом?

Потому что я был занят в тот момент, когда пришла новая задача. И то, чем я был занят, казалось мне более важным, чем новая задача. Как освобожусь — определю, каким наиболее важным и нужным делом я займусь дальше. И не факт, что это будет именно та задача, которая мне только что свалилась. Но я буду 100% уверен, что и до нее дойдет своя очередь и она никуда не потеряется.

Так что я не ленюсь, я действительно делаю наиболее важные дела в это время и в этом месте. Просто у меня есть механизм, который позволяет принимать мне взвешенное решение, сравнивая все задачи, а не те, которые я помню на данный момент. Человеческая память, увы, не надежна и может сыграть злую шутку — вы можете забыть то, что действительно важно.

Миф 3. GTD для офисного планктона

Чушь. Сто процентная. Настоящий «офисный планктон» сам по себе система, где все задачи спускаются сверху вниз, раскладываются до примитивных действий и их исполнение контролируется централизованно на каждом этапе. Зачем винтику упорядочивать одну единственную задачу, которая перед ним стоит?

Но чем выше мы поднимаемся по иерархической лестнице, тем больше у нас становится задач, которые требуют контроля. И вот тут уже нужны системы, в которых требуется ничего не забывать. Хотите расти в карьере? Вам придется освоить системы контроля за делами, иначе вас обойдут. Чем выше должность, тем выше ответственность, тем в большем контроле вы нуждаетесь.

— А для чего секретари?

Как вы думаете, хороший секретарь все держит в голове или в системе? Вопрос опять же риторический.

Ошибка 4. Я столько раз пытался, но не идет — слишком сложно, а дел у меня итак навалом, аврал на аврале

А не надо пытаться съесть слона целиком. Несварение можно заработать.

Я уже говорил о том, как ввести систему в свою жизнь просто и безболезненно: habrahabr.ru/blogs/gtd/123040

Как итог

  1. Смените отношение к системе. Это не серебряная пуля. Это инструмент
  2. Никто за вас ваши дела делать не будет. Нет таких методик. Ваши дела, как и ранее, делать придется вам самим
  3. Не полагайтесь на память, она не надежна и может подвести в самый неподходящий момент
  4. Доверяйте своей системе, как самому себе. Иначе не система будет работать на вас, а вы на систему. Это станет еще одной задачей в вашем и без того большом списке дел
  5. То что у вас есть система контроля, не говорит о вашей слабости, это наоборот — ваше преимущество. У вас действительно все под контролем и вы в этом уверены
  6. Отдых — это тоже задача, которую стоит исполнять и у нее есть точно так же приоритеты и цели
Tags:
Hubs:
+36
Comments 25
Comments Comments 25

Articles