Pull to refresh

Стратегия голубого океана

Reading time 3 min
Views 92K
Недавно дочитал книгу «Стратегия голубого океана» У. Чан Кима и Рене Моборна. Отдельными моментами напоминает ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) что конечно весьма порадовало. После прочтения сформировался ряд тезисов.

image


0. Надо уходить от конкуренции. Конкуренция — основной показатель алого океана (океан окрашен кровью от ожесточенной конкурентной борьбы), чем она выше, тем меньше потенциальная прибыль и больше издержки. Голубой океан как раз уводит от конкуренции, в нем можно создавать свои правила и не тратить энергию на борьбе, сконцентрировавшись на деле.

1. Баланс. Для минимизации рисков, в портфеле компании должны быть как представители голубого так и красного океанов, тк красный океан, несмотря на все свои минусы, все-таки может давать хоть и небольшую, но постоянную прибыль, которая как раз и должна идти на поиск и создание голубых океанов.

2. На стыке сфер. Стоит внимательно исследовать пространство между сферами, как правило, там как раз и можно сделать голубой океан. Хороший пример из книги — Cirque de Soleil, которые взяли все лучшее из цирка и театра и создали для себя новое пространство без конкуренции. Они между прочим являются одной из богатейших компаний Канады, да и всего мира.

3. Не бояться, но думать. Надо не боятся смешивать вроде несмешиваемое. Очень часто бывает так, что подход плохо или неэффективно применимый в одной сфере может произвести революцию в другой. Например фордовскую модель Т никто даже и не мог подумать собирать на конвейере с неквалифицированными рабочими, ведь машина была роскошью ручной работы в ту пору, а по итогу, за счет конвейера удалось сократить сроки сборки с месяца до 4 дней + Форд упразднил все лишнее, оставив суть (одна модель, одна расцветка) по цене кареты и сделал всех.

4. Изобретение ради изобретения. Еще важно понимать, чтобы изобретение можно было применить, сделать из него бизнес, чтобы оно не осталось вечным прототипом.

5. Поиск стратегии. Для поиска голубого океана надо сделать аналитику текущих игроков отрасли (или нескольких отраслей сразу, на одном графике), найдя их основные точки приложения ресурсов. Например в винной промышленности они могут быть такими: цена, использование специальной терминологии, косвенный маркетинг, качество выдержки, история, богатство вкуса, ассортимент (ось X). Далее надо понять кто сколько усилий прилагает к этим точкам, таким образом можно получить кривые стратегий конкурентов (ось Y). Этот график поможет понять, куда не надо двигаться и за счет визуализации легче понять, как работать с этими точками дальше.

image

6. Стратегическая канва. Для голубого океана надо делать такую кривую, и с таким набором точек приложения ресурсов чтобы она минимально или вообще не пересекалась с конкурентами (выше, как раз пример стратегической канвы компании Casella Wines с брендом [yellow tail]). Либо, если речь идет про стык сфер, надо взять лучшее и из каждой сферы и упразднить лишнее.

7. Фокусировка. Каждая стратегия должна иметь фокус на чем-то конкретном, что ставится в центр и к чему прилагаются максимальные усилия, которые уже тянут за собой все остальное. Например в модели Т это была доступность для максимально широких масс. Фокус по сути отражает девиз компании или одного из бизнесов, а девиз должен быть максимально понятный и без разночтений.

8. Это очень интересно. Особенно крутой голубой океан может получится когда ресурсов очень мало и надо думать про их двойное применение, про комбинирование. Для начала можно попробовать простой перебор, одно только это может дать хорошие идеи, тк раньше так никто не пробовал, не пробовал посмотреть на этот ресурс с этой стороны. Бизнес в направлении голубого океана — похож на хороший олдскульный квест.

9. Реализация и визуализация. Успешная реализация стратегии возможна лишь тогда, когда она понятна всей команде, когда все максимально прозрачно и все знают куда движется компания, какие у нее цели. Также важно, чтобы команда понимала какие шаги нужно делать для реализации и что она будет получать при успешной реализации стратегии. В данном случае также очень важна визуализация стратегии, чтобы в любой момент времени можно было сравнить/ уточнить, правильно ли расходуются ресурсы. Для этого можно сделать модифицированный стратегический план (я уже писал в одном из постов про это), добавив в него кривую стратегической канвы.

Ну и наверное самое главное: заниматься голубыми океанами дико интересно и круто.
Tags:
Hubs:
+41
Comments 36
Comments Comments 36

Articles