Pull to refresh

Пожужжжим?

Reading time 7 min
Views 12K
Компьютерных игр с каждым днем становится все больше — как минимум это означает то, что вместе с этим растет и количество играющих людей. В этом нет ничего удивительного — технический прогресс дошел до того, что поиграть в старую добрую стрелялку можно чуть ли не на осциллографе. Про технический прогресс в современных играх лучше даже не начинать — это еще более необъятная тема, пусть и не менее интересная. Но какой бы навороченной не была игра, какими бы у нее ни были сюжет и графика, выше головы её создатели прыгнуть все равно не могут. Любую игру всегда можно если не сделать лучше, то хотя бы чем-то дополнить — тем, чего изначально в ней нет. Простой пример — играть в NFS можно и на клавиатуре, но ведь с хорошим рулем будет куда реалистичней?



Сегодня хочется рассказать про кое-что необычное — про устройство, способное добавить шарма и реалистичности к абсолютно любой игре. Впрочем, сфера его (точнее, её) применения запросто выходит за пределы игрушек.

Конечно же, всем вам известны такие игровые бренды как Razer, SteelSeries, Logitech, Roccat и т.д. — они давно сформировали целый рынок устройств, так что даже самый извращенный игрок всегда сможет подобрать себе руль, мышку, клавиатуру, джойстик, геймпад, наушники, гарнитуру или что-то еще более экзотическое. Но компании Gametrix удалось создать то, чего в продуктовом арсенале этих “гигантов” пока еще нет — об этом речь как раз сегодня и пойдет. Встречайте — игровая вибронакидка JetSeat.

В теории


Что такое обратная связь? Не секрет, что многие современные игры умеют передавать игроку сигналы о каком-то игровом событии. Все это позволяет получить большее погружение в игру — именно по этой причине многие производители тем или иным способом давно пытаются эту обратную связь реализовать. Далеко за примером ходить не надо – вибромоторы в игровых рулях, джойстиках или геймпадах уже не первый день «жужжат» в аркадах и симуляторах.

И все бы хорошо, да только есть у подобных систем ряд недостатков, первым из которых является то, что вибрация в устройствах порой только мешает, ухудшает точность управления. Например, играя с PS Move в шутеры, вибрацию приходится отключать, так как с ней совершенно невозможно нормально прицелиться. Или летая на самолете: заходишь противнику в хвост, начинаешь стрелять – и дергающийся в руках джойстик сбивает прицеливание. А в гонках выворачивающийся из рук руль не дает точно держать правильную траекторию. В общем, такая обратная связь чаще мешает, чем помогает игроку. Второй недостаток — пользователь может даже не догадываться о наличии спецэффектов в игре, так как играет, например, только при помощи мыши и клавиатуры. А ведь таких игроков большинство! Ну и в-третьих — зачастую вся обратная связь в устройстве сводится к односложному раздражающему дребезжанию, которое хочется отключить еще до начала игры. Что же тогда может предложить Gametrix JetSeat? Давайте обо всем по-порядку.

Снаружи и внутри


Коробка достаточно большая, но легкая – внутри, по большому счету, только сама накидка и адаптер для подключения к сети. Хотя есть еще особый USB-провод, являющийся соединительным звеном между компьютером и накидкой.

С одной стороны этого «звена» находится разъем, похожий на старый добрый DIN, с другой – Щ-образный тройник, состоящий из USB-разъема (для подключения к компьютеру), minijack-папы (для подключения к аудиокарте) и minijack-мамы (для подключения наушников).



А посередине между проводами, как вы видите на фотографии, разместился специальный блок управления – на нем находится кнопка в(ы)ключения и регулятор интенсивности вибраций.



Еще два провода торчат непосредственно из накидки JetSeat – один предназначен для подключения адаптера, второй – для DIN-образного провода с пультом управления.



Сама же JetSeat выглядит довольно незамысловато – здесь сложно придумать что-то необычное, да и нужно ли? Сплошная плотная накидка, накрывающая всю площадь стула («спинку» и сам «подпопник») – в целом, довольно современно и красиво. На обратной стороне расположены ремни, позволяющие надежно закрепить накидку к креслу любой конструкции.



Забыл сказать, что внешний вид накидки JetSeat зависит от того, из какого материала она изготовлена, и тут есть два варианта: ткань (такая модель называется Gametrix KW-905) и кожзаменитель (Gametrix KW-901, как в обзоре). Функционально они абсолютно одинаковы, но небольшие пользовательские различия все же есть: «кожзам» стоит подороже, при этом имеет более износостойкую поверхность (которой в жару свойственны те же проблемы, что и любому кожаному креслу); накидка из ткани дешевле, но она и попроще – точно такая же на ощупь, как гелиевый коврик для мышки. Кстати, внутри накидок, независимо от материала отделки, находится не гель, а поролон.



Ну и еще одно отличие, забегая вперед – из недр «тканевой» версии ощутимо слышны звуки установленных внутри вибромоторчиков, в то время как версия из кожзаменителя поплотней и «держит звук», работая практически бесшумно.



Внутри все тоже довольно просто. Шесть мощных вибромоторов (по две штуки на каждый уровень — плечи, поясница и бедра) подключены к коммутационной плате – вся конструкция надежно закреплена клеем в поролоне и прошита тканью по периметру.





Сборка — Китай (что лишний раз подтверждают иероглифы), но ломаться тут особо и нечему.

На практике


Ну и как, спрашивается, все это должно работать? Даже не глядя на внутренности, капитан-очевидность оказался абсолютно прав: контроллер получает из игры некий сигнал и распределяет его по вибромоторам. Но особенность накидки Gametrix JetSeat заключается в том, что упомянутую задачу она умеет выполнять тремя разными способами. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Прямая поддержка игрой
Самый эффективный способ использования вибронакидки – прямая поддержка играми. То есть когда разработчики игры не ленятся, а создают (используя API и редактор вибраций) для игры отдельный «вибропрофиль». Так как накидка – устройство весьма молодое, то полная поддержка вибронакидки на данный момент реализована только в одной игре =) Это известная многим игра «Мир танков».



Редактор вибраций позволяет создавать позиционные виброэффекты со всех сторон (слева, справа, сверху, снизу, волной, циклически и т.п.), что дает богатейшие средства для обратной связи, моделируя, например, работу двигателя на различных оборотах, удары с разных сторон, наезды на препятствия и т.п. Вообще, для создания подобного игрового профиля нужны минимальные затраты времени, но «в танках» к решению задачи подошли более чем ответственно – всю работу делал отдельный звукорежиссер.

Как результат – каждая единица техники в игре получила свои характерные особенности, причем для легких и тяжелых танков эти особенности различны. Перезарядка оружия и выстрелы из крупнокалиберных пушек, попадания в танк и неровности рельефа, движение (с возрастанием амплитуды вибраций при увеличении скорости) и резкое торможение – все это (и не только) уникально и предстоит прочувствовать, эмм, телом. И, стоит признать, играть действительно интересно, когда понимаешь, где и что происходит — по ощущениям это равносильно переходу с 2.0-акустики на многоканальную.



В интернете можно встретить отзывы о том, что «эффекты очень уж слабенькие, ожидали большего»: во-первых, эффекты специально сделали «приглушенными» — чтобы не вызывать раздражений от интенсивных вибраций уже через 5 минут после начала игры, а во-вторых, для любителей острых ощущений на сайте Gametrix выложен набор усиленных эффектов.

Создатели игры в ближайшее время обещают выпустить патч с поддержкой новых эффектов, но если есть желание, то самостоятельно можно отредактировать и «старые». Для этого нужно скачать с сайта редактор вибраций.

Уж не знаю, показательно это или нет, но когда на сайте «Мира танков» были открыты предзаказы, за несколько дней было оформлено более 2000 заявок! Так что ждем, когда за поддержку накидки возьмутся и другие производители игр.

Перехват FFB-эффектов
Второй режим работы вибронакидки – перехват ForceFeedback-эффектов, которые игра генерирует для более традиционных устройств: рулей, джойстиков, геймпадов и так далее. Для этого накидка умеет «прикидываться» джойстиком с поддержкой FFB. Устанавливаем драйвер вибрации (опять же с сайта), ставим «галку» в панели управления – и, о чудо, в системе появляется джойстик! Теперь можно использовать накидку в тех играх, которые не имеют прямой поддержки вибронакидки, но имеют FFB-эффекты. Так, например, в игре «ИЛ-2 Штурмовик» вибронакидка довольно точно воспроизводит игровую атмосферу – различаются такие эффекты как стрельба из пулеметов и пушек, взрывы зенитных снарядов и попадания по самолету, срыв потока, взлет и посадка. Особенно приятно садиться на бетонную полосу, где ощущаются даже стыки между плитами. Этот режим отлично подходит также для Microsoft Flight Simulator, особенно если установлен add-on FS Force.



Если есть желание и немного свободного времени, то можно заняться редактированием эффектов в Force Feedback Editor FEdit.



Единственный недостаток такого режима – FFB-эффект нельзя «распараллелить» на различные вибромоторы.

Перехват звукового потока
Третий режим работы вибронакидки – именно для него понадобился столь сложная конструкция соединительного кабеля с двумя аудио-разъемами. Данный режим предназначен для всех остальных игр, в том числе и тех, которые не имеют встроенных FFB-эффектов – в нем контроллер накидки анализирует звуковой поток в аудиоканале и включает вибрацию, реагируя на низкочастотные звуки, например, звуки взрывов или выстрелов. Такая схема работы так же позволяет использовать вибронакидку с любыми игровыми аудиоисточниками – аудио и видеоплеерами, компактными игровыми приставками, в общем, с любым источником звука! Для тех же стрелялок этот режим более чем подойдет, единственный его недостаток – придется отказаться от фоновой музыки или сделать ее совсем тихой.

Кстати, о музыке – вы только представьте, как теперь зазвучит какой-нибудь Rammstein!

Разработка


Что касается разработчиков, то для обеспечения прямой поддержки накидок в играх предусмотрен Software Development Kit, состоящий из документации, Application Programming Interface (для программирования событий) и редактора вибраций (для создания виброэффектов). Все это ПО доступно на сайте компании – если один раз в нем разобраться, то встроить поддержку вибронакидки в игру не составит труда.



Но на этом, как вы понимаете, дело не ограничивается — ничто не мешает реализовать любой другой функционал, далеко выходящий за рамки игр. Сообщения в скайпе и в других программах для общения, вибрации при получении новой почты или от критической температуры процессора — если подойти с умом, то подобные индикаторы могут оказаться вполне эффективными и информативными для повседневного применения. С SDK все ограничивается только лишь вашей фантазией.

Помимо всех прочих достоинств, можно и просто расслабиться, не отходя от компьютера. Надеваем наушники, запускаем «Массаж» (программа идет в комплекте с программой управления накидкой) и начинаем балдеть под звуки моря или приятную chilout-музыку =)



Разработчики обещают постоянно пополнять коллекцию массажных профилей. Ну что ж, все это как минимум необычно!

Плюсы и минусы


Неубиваемая конструкция, возможность установки на любое кресло
Три режима работы, “охватывающие” почти все игры
Программное обеспечение, позволяющее встраивать накидку в любое Windows приложение
Простое создание и редактирование эффектов
Массаж во время работы за компьютером
Полноценная “прямая поддержка” пока только в одной игре
Летом к накидке из кожзаменителя в буквальном смысле прилипаешь

Рекомендуемая розничная цена за накидку из ткани составляет 130$ (~3500р), в то время как версия из кожзаменителя обойдется в 150$ (~4200р). Купить можно тут и тут (Москва) или тут (СПб). А еще, как бы это смешно не звучало, в Ашане.

Вывод


Как видите, вибронакидка оказалась не просто мягкой подстилкой для компьютерного кресла — она способна работать практически в любых условиях, с любыми играми. И тут ничего не остается, кроме как пожелать создателям успехов в дальнейшем развитии продукта. Не теряю надежд, что ПО устройства и буйная фантазия программистов принесут плоды в виде удивительных возможностей по применению вибронакидки даже там, где мы её применение пока еще даже не представляем.
Tags:
Hubs:
+48
Comments 61
Comments Comments 61

Articles