Pull to refresh

Oracle на пути к упадку

Reading time6 min
Views8.2K
image
изображение — (с) Reuters
На фоне лихорадочных метаний мировой экономики от роста к спаду и обратно, Oracle сохраняет удручающе однообразную политику в области стоимости своих аппаратных средств, лицензий на свое ПО, обеспечения его работоспособности и технической поддержки. Уже в ближайшее время компании придется резко изменить привычную стратегию, или столкнуться с упадком, способным похоронить некогда второго крупнейшего производителя программного обеспечения в мире.

Доходы Oracle за последний квартал демонстрируют резкий спад, но ситуация отнюдь не нова: пользователям за последние два года откровенно надоело постоянное задирание цен, никак не связанное с происходящим на рынке серверного оборудования. Одной из причин спада также явились нарастающие опасения по поводу кризисных явлений на всем ИТ-рынке, тем более что акции крупных компаний, таких как HP, Intel и Texas Instruments тоже снизились в цене, хоть и не так сильно. Это сигнал о том, что у компаний, падающих быстрее рынка, что-то серьезно не в порядке. Данные IDC: www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS23179011

Весь технический сектор мировой экономики сейчас замер в тревожном ожидании: корпорации, опасающиеся новых витков кризиса, серьезно задумались над собственными тратами в области серверов, программных инструментов и сетевого оборудования. При этом они осознают, что тратить так или иначе придется, это вопрос сохранения конкурентного преимущества. На подобном фоне рынок медленно, но растет: продажи серверного оборудования в третьем квартале 2011 года подросли на 4,2% по данным IDC. Однако весь этот рост пришелся на соперников Oracle, компании IBM и HP. Оба гиганта занимают примерно по 30% рынка и делят между собой первое место, доли практически совпадают. Для Oracle места в тройке лидеров не нашлось, и, находясь на четвертом месте, компания понемногу сползает вниз, потеряв за год полпроцента в рыночной доле и 3% в объеме продаж. Справедливости ради надо отметить, что в последнем квартале компания показала некоторый рост продаж в денежном выражении – продажи подросли на 2%, а доход, по сравнению с предыдущим финансовым кварталом – на целых 22%. Правда, такие хорошие цифры в отчетах Oracle встречаются нечасто: продажи аппаратных средств за тот же период просели на 7%, а годовые продажи компании в целом – на 14% по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Если отойти от сухих цифр, это значит, что компания чувствует себя неуверенно, и впереди ее ждут еще большие потрясения перед тем, как удастся исправить ситуацию, если вообще удастся. Продажи ключевых продуктов Oracle, средств работы с базами данных Oracle DB, набора приложений Fusion и ОС Solaris также идут ни шатко, ни валко. Рост продаж новых программных лицензий, основного источника доходов компании, ее ключевого средства к существованию, составил почти незаметные на общем фоне 2%.

Старший вице-президент компании, Сафра Кац (Safra Catz) связывает снижение роста доходов с «ростом непредвиденных затрат, связанных с ранее согласованными и ожидаемыми сделками». На практике это вероятнее всего означает, что Oracle ощутимо занизила ранее объявленные цифры в угоду благоприятной оценке аналитиками положения компании. Точнее, ожидаемые затраты «неожиданно» стали выше, чем это ранее было объявлено. А вот Ларри Эллисон ссылается на иную причину замедления – «просто покупатели ждут нового поколения процессоров, Т4, вместо Т3, предлагаемых сегодня». Руководство компании возлагает немалые надежды на аппаратный комплекс для работы с базами данных Oracle Exadata, чьи продажи сейчас составляют всего 5% от общего объема.

Если взглянуть на обстановку в Oracle повнимательнее, становятся видны некоторые, скажем так, шероховатости, если не поводы для опасений. Главный из них – этот тот факт, что покупатели Oracle, те, на ком зиждется благополучие компании, сыты по горло скачками цен на ключевые продукты – серверы архитектуры SPARC, доставшиеся по наследству от Sun Microsystems, и лицензии на ОС Solaris. Пользователи MySQL тоже серьезно обеспокоены текущей политикой Oracle, состоянием неопределенности.

Изменения в политике, проводимой компанией в течение последних двух лет, пошли на пользу кому угодно, только не ее клиентам. Большая часть изменений, если не все, вызывают ощутимый рост затрат пользователей на получение новых и поддержку уже имеющихся лицензий. Например, теперь Oracle требует, чтобы покупатели приобретали услуги технической поддержки на каждый из купленных аппаратных продуктов. А если компания не продлит контракт на поддержку вовремя, ей придется заплатить в полтора раза больше для его возобновления и достижения compliance. Но на перечисленном злоключения клиентов Oracle не заканчиваются. Как вам, например, тот факт, что контракты на поддержку начинают отсчитываться с момента отправки оборудования поставщиком или партнером Oracle? Ранее подобные контракты, особенно для крупных компаний, основных покупателей Oracle, начинали отсчитываться с момента развертывания оборудования на площадке заказчика. Теперь же покупателям приходится платить, даже если серверы лежат без дела на каком-нибудь промежуточном складе.

Конечно же, не одна Oracle поднимает цены. Многим производителям пришлось переписывать ценники и вести сложные переговоры с клиентами. Но эта горькая пилюля была бы гораздо слаще, если бы повышение цен приводило бы к повышению уровня поддержки и обслуживания клиентов, чего, к превеликому сожалению, не происходит. Недовольство пользователей нашло отражение в десятках публикаций, отражающих растущее недоумение аудитории относительно политики Oracle в области ценообразования, обслуживания и технической поддержки выпускаемых продуктов, отсутствия внятного графика выпуска продуктов и ясной позиции относительно архитектуры SPARC и дальнейшего развития MySQL.

Специалисты Gabriel Consulting опросили 450 представителей корпоративного сектора, подавляющее большинство из которых, а именно 94%, являются постоянными покупателями продукции Oracle. При ответе на вопрос о том, изменилось ли их отношение к компании за последнее время из-за действий самой Oracle две трети (65%) опрошенных указали, что их мнение изменилось в худшую сторону. В дополнение к этому, часть респондентов указала, что их отношение к компании не изменилось, потому что уже было негативным. Столь ужасающие результаты давно должны были стать однозначным сигналом к решительным действиям для менеджеров Oracle на всех уровнях, однако этого, опять же, почему-то не происходит. У них иной курс действий: по данным другого исследования от той же Gabriel Consulting gabrielconsultinggroup.com/gcg-press-room-mainmenu-50/274-oracle-survey-whats-next.html, 85% опрошенных уверены, что Oracle «делает и сделает все возможное для того, чтобы заставить своих клиентов перейти на использование только продукции Oracle (исключить из своих систем решения других вендоров)». С точки зрения «привязки» к себе клиентов это, наверное, имело бы смысл (хоть такие методы и не вписываются в концепцию fair play), если бы лояльность клиентов уже была бы на высоком уровне. Однако те же исследования показывают, что, помимо уже упомянутых выше факторов, качество продукции Oracle, по отзывам реальным пользователей, получило самые низкие оценки среди крупных вендоров www.itic-corp.com/itic_analysts.html. Половина отзывов указывает на то, что качество аппаратных решений Oracle за последние два года ощутимо упало, а 18% респондентов оценивают техническое обслуживание, поддержку и уровень гарантии на серверное оборудование Oracle как «слабое» и «неудовлетворительное». При этом только 1% считает, что сервис улучшился и 32% дали компании хорошие и отличные оценки. Это разительно отличается от показателей IBM (85%), HP (76%) и DELL (70%).

При этом в традиционно ключевом для Oracle секторе, системах управления базами данных, компании тоже не удалось добиться первенства: Mirosoft получила блестящие оценки за свой SQL Server.
Просто удивительно, как много времени потребовалось на то, чтобы недовольство пользователей вышло на поверхность и отразилось на финансовых показателях Oracle, учитывая что первые «громкие звонки» прозвучали еще в 2010м году.

«С тех пор, как Ларри выкупил Sun, уровень техподдержки упал еще ниже, хотя, казалось бы, уже некуда», отмечает системный администратор крупной организации из области здравоохранения. Ему вторят коллеги c крупных и средних производств: «за все время, прошедшее с момента покупки Sun будущее систем, построенных на Solaris, так и не прояснилось, если не стало окончательно незавидным. Многие компании вложили целые состояния, чтобы построить нативные RISC-системы под Solaris, которые превратятся в кучу ненужного железа с момента окончания поддержки. Потратив свои деньги, мы, конечно, ожидаем постоянного потока обновлений и расширений продуктовой линейки, но, судя по всему, уже бесцельно».

Избавление от якоря в виде ставших ненужными серверов Sun дорого обойдется компаниям, где на них «крутятся» ключевые бизнес-приложения. Их специалисты столкнутся с необходимостью портировать огромное количество кода на другие базы данных, процессорные архитектуры и ОС. И, конечно же, они заходят сделать это скорее раньше, чем позже. Этот тезис подтверждается на практике: IBM уже провела около 250 замещений, и примерно 750 запланированы на грядущий год.

Если Oracle хочет хоть как-то повлиять на ситуацию, ей придется принимать решительные и дорогостоящие меры. Срочно. Интересно, насколько хорошо это понимают в самой компании?

Сокращенный перевод, выполненный jazzman. Оригинал с полным текстом здесь: www.crmbuyer.com/story/Oracles-Downward-Spiral-74110.html
Tags:
Hubs:
+60
Comments100

Articles

Change theme settings