Pull to refresh

Тим О’Рейли: Движение в новую реальность

Reading time 7 min
Views 6.7K
Original author: Christian Stöcker
Тим О’Рейли считается автором термина «Веб 2.0». В интервью Spiegel Online «веб-гуру» рассуждает на тему того, показывать ли YouTube пришельцам, нормально ли делать деньги на людях, которым не платят за их труд – и почему он устал от термина «Веб 2.0».

— Вы придумали термин «Веб 2.0» примерно 2 года назад. Наверно, уже начали уставать от него?

— Да!

— Почему?

— На самом деле – и да, и нет. Это прекрасное ощущение – видеть что-то и понимать, что другие люди также согласны с этим. Не только я на самом деле придумал этот термин, его произнёс один из моих коллег, пытаясь придумать тему для конференции. Он был по сути первым, кто дал имя этому явлению. Имя «приклеилось», подошло тем идеям, которые я проповедую уже много лет.

— И сейчас этот термин действует Вам на нервы?

— Недавно я был на Виргинских Островах с Ричардом Брэнсоном (Richard Branson) и его командой. У меня прошла встреча с группой технологического планирования компании British Petroleum, а буквально только что я получил приглашение на встречу с CEO компании IBM – это просто чудесно! Но есть недостаток – устаёшь слушать себя. Гораздо интересней было бы послушать других, а не повторять одно и тоже много-много раз.

— Сейчас термин «Веб 2.0» очень часто звучит из уст тех, кто увлёкся идеей делать деньги на работе других людей, за которую не надо платить…

— Да, эта проблема меня сильно интересует. Множество людей пытаются извратить идею и превратить её во «вторую версию мыльного пузыря дот-комов». Я настаиваю: «Нет, нет – и ещё раз нет! Здесь всё гораздо сложнее». Идеи, заложенные в моё понимание Веб 2.0 – очень сложны. Приятно видеть, что их постепенно понимают. Люди догадываются: «О, это же не просто интеграция сервисов; это идея использования коллективного разума!». Люди начинают осознавать это. А я стараюсь держаться подальше от рекламных агентов и просто болтунов.

— Тем не менее, многие люди увлеклись идеей того, что можно не платить кому-то за работу – и делать на этом деньги. Разве это этично? Например, база данных Gracenote основана на данных, предоставленных её пользователями. И это бизнес: кое-кто делает деньги на этом сервисе.

— Linux – операционная система, созданная её пользователями – и некоторые делают на ней деньги. Это ведь обмен ценностями – и это не обязательно должны быть деньги. Open-source сообщества создали много полезного – и не только для компаний типа Red Hat, которые занимаются коммерческим распространением Linux, но и для Google, Yahoo, Amazon и других, кто использует Linux. Программисты, создающие Linux – разве они в обиде? Нет. Что для них важно? Репутация, лучшие рабочие места: если ты – программист open-source, твоё резюме говорит за тебя!

— Но это неприменимо ко всем тем, кто добавляет данные в Gracenote…

— Просто люди понимают, что когда они вносят свой небольшой вклад в общее дело – за это не требуется что-то платить. Когда я беру в руки компакт-диск и вижу, что на нём есть нераспознаваемые треки – я добавляю данные в эту базу. И меня не волнует, что ребята из Gracenote зарабатывают на этом деньги, ведь они создали полезный сервис.

— Ещё один популярный термин – это «коллективный разум». Нет ли здесь опасности, что толпа людей глупее, а вовсе не умнее отдельных личностей?

— Многое зависит от «техники применения». Сайты типа digg.com, которые дают возможность пользователям голосовать за новости, — заложники своей системы. Но, например, компания Google достаточно удачно применяет в своей работе элементы «коллективного разума»: её поисковик учитывает количество входящих ссылок для ранжирования веб-страниц в результатах поиска. Кроме того, Google учитывает мнение пользователей по поводу этих самых результатов поиска. Вот интересный пример: на Аляске есть национальный парк – Glacier Bay National Park. Google думает: «Мы даём неправильные результаты. Люди набирают Glacier Bay – а мы даём им ссылку на сайт фирмы, которая делает туалеты!» Специалисты изучили результаты – и выяснили, что, оказывается, большинство пользователей действительно ищут ту фирму, которая делает туалеты! Созданная компанией система оказалась умней.

— Но ведь толпа людей неконтролируема и даже может быть опасной!

— Пример «сумасшествия толп» – это спам. Но его поток можно снизить при помощи того же «коллективного разума»: люди могут идентифицировать спам, и это стало самой эффективной технологией защиты от него. Мы движемся в новый мир, где люди не просто выражают своё мнение: в этом мире главенствует распространение информации и «коллективный разум» в режиме реального времени.

— Давайте проведём небольшой эксперимент. Представьте, что Вы встретили пришельца и хотите рассказать ему о человеческой культуре. Что Вы сделаете: покажете ему самые популярные клипы на YouTube или некоторые страницы на MySpace?

— Нет. Один американский комедийный актёр на подобный вопрос ответил: «Это вовсе не наша цивилизация, мы просто пока играемся. Приходите через 10 лет – и мы покажем Вам настоящую цивилизацию». Можно сказать пришельцу так – или просто выстрелить в него, чтобы он вернулся на свой космический корабль. А если серьёзно, я покажу ему Google и скажу: «Это пока вершина того, чего мы достигли в развитии искусственного интеллекта. Что скажете?» Также я покажу ему лучшие произведения искусства. И ещё покажу то, что мы делаем неправильно, и спрошу: «Есть идеи, как это исправить?»

— Хотелось бы поговорить об онлайновых сообществах, таких как Википедия или Digg.com, которые исключительно информативны. На Digg люди голосуют за действительно интересные новости, материалы. Но если этот сервис захлебнётся в потоке бесполезной информации, то заглохнет. Есть ли способ, как избежать подобного пути развития?

— Давайте вспомним историю сообщества open-source: у них большой опыт в этой сфере, положительный опыт. (Википедия, кстати, правильно использовала этот опыт – вот почему этот проект столь успешен.) Кто угодно может что-то посоветовать, сообщить об ошибке, исправить – но это делать бесполезно, пока кто-то более опытный не скажет: «Да, это классно, я буду это использовать». Ты будешь приглашён в «группу разработчиков» только после того, как представишь несколько полезных исправлений.

— То есть Вы предлагает использовать механизм исключения и иерахии?

— Да. В итоге получатся небольшие профессиональные группы. «Отец-основатель» Linux Линус Торвальдс даже не стал бы разговаривать с тобой, если тебя не порекомендовал кто-то, кому он доверяет. Подобные «группы доверия» в проектах по разработке open-source программ работают достаточно успешно, охраняя эти проекты от массового непрофессионального участия. Наверняка проекты, подобные digg, скоро тоже будут использовать этот опыт.

— Джейсон Калаканис (Jason Calacanis) создал клон Digg – и начал платить людям за то, что они до этого делали бесплатно. Это как раз применение того метода повышения «качества» сообщества?

— Может быть. Но всё же увлечённый волонтёр стоит гораздо больше, чем человек, которому платят. Конечно, если Вам не удалось собрать вокруг своего сайта группу таких увлечённых, то оплата их работы может стать шансом выжить. Но если посмотреть на результаты, то становится ясно: эта методика не срабатывает.

— Джейрон Ланьер (Jaron Lanier) называет Википедию опасной, потому что в ней создаётся подобие «всеобъемлющего знания», которое может быть использовано кем угодно – даже террористами. Он прав?

— Извратить можно всё что угодно. Википедия прежде всего – полезный источник информации. Её механизмы регулирования не совершенны, но эффективны – явно эффективней, чем, например, наша политическая система. Когда люди размышляют на подобные темы, они, мне кажется, пытаются применять к интернету слишком строгие стандарты. Я очень люблю цитировать известное высказывание, которое называют «законом Старджона». Теодор Старджон писал книги в жанре научной фантастики, и однажды кто-то сказал ему, что 95 процентов подобных произведений – полная чушь. Он ответил: «95 процентов всего на свете – это полная чушь!» Так что Википедия – это прекрасно, чёрт побери!

— Но так ли уж неправ Стивен Колберт со своей идеей «викиальности»? Если что-то столь прекрасно, оно становится универсальным стандартом, и у людей не возникает к нему вопросов даже тогда, когда там содержатся ошибки.

— Откройте учебник истории! Нельзя виртуализировать всё подряд! В Википедии не больше правды, чем в обычной книге. Всё что мы делаем – это «набор реальностей», и мы вольны в выборе своего восприятия реальности. Люди забыли об этом? Определённо да.

— Калаканис платит блоггерам и «диггерам», MySpace и YouTube используются для рекламы и PR. Есть ли опасность, что Веб 2.0 будет захвачен «профи», которые создадут свою версию реальности?

— И да, и нет. Веб 2.0 по сути обозначает длительный процесс, результатом которого станет объединение всего и вся. Интернет начинает напоминать клей, который соединяет всё, к чему мы имеем отношение. Да, люди пытаются использовать это в своих целях. Но это то же самое, что спросить: «Кто-нибудь может создать лучшую авиакомпанию просто за счёт хорошего пиара?» Ричард Брэнсон может создать авиакомпанию, основой которой станет отличный пиар. Но ведь он всё равно должен представить результаты своей работы! Вы не сможете летать на своём пиаре. Так же и в интернете – сервис должен работать. Вы можете сделать упор на рекламу – но этого недостаточно.

— А что, если люди, сами того не осознавая, подтолкнут сервис к тому, что он перестанет работать…

— …люди не сделают этого. Эрик Шмидт из Google абсолютно прав в своей стратегии – «Не надо бороться с интернетом!» Когда Вы создаёте новый сервис, подумайте сразу, к чему он придёт. Интернет в чём-то напоминает гравитацию: при желании можно бороться с ней, летать – но всё нужно делать правильно.

— Ваше имя связывают с двумя основными терминами нашего времени – open-source и «Веб 2.0». Какое ещё словечко Вы изобретёте?

— Мы работаем над реализацией интересной идеи, которая будет «проповедоваться» в новом журнале – «Make.» Мы работаем над тем, чтобы компьютеры начали взаимодействовать с реальным миром как с «производством по заказу». Люди всё чаще модифицируют те или иные приборы. Большое количество техники просто не используется, выбрасывается. Люди используют свою третью или четвёртую цифровую камеру – а что они делают с предыдущей? Ведь они могут снова использовать её. Огромное количество новой техники вроде 3D-принтеров сейчас стоит примерно столько же, сколько в своё время стоили примитивные приборы для ввода информации в компьютер.

— То есть основная идея – вернуться из мира программ в реальный мир?

— Да. Наступает эра «производства по заказу». Это как «искусственная биология», где «по заказу» создаются химические процессы и материалы – так же, как производится, например, электронная техника или другие товары. У нас же есть теперь возможность производить «придуманные» в Европе или США товары в тех странах мира, где это будет стоить дешевле. Люди могут пользоваться полноценными сервисами для создания чего-либо в виртуальном мире. Пользователи, например, создают объекты в Second Life или в Sketchup на Google Earth. Инструменты для разработки «виртуальных» вещей, которые затем можно создать и в реальности, стали более демократичными, простыми, распространёнными. Например, есть пара сервисов, с помощью которых можно получить свой аватар из Second Life распечатанным в 3D-формате. Я думаю, это исключительно перспективно.
Tags:
Hubs:
+59
Comments 14
Comments Comments 14

Articles