Pull to refresh

Андроид и все-все-все

Reading time 7 min
Views 6.7K
Я с интересом слежу за всеми планшетными новинками. Поигравшись с первым iPad (который был куплен как бы «для жены»), я предвкушал появление более технологичного конкурента на платформе Андроид, который хотел взять себе.

И вот Samsung выкатывает свои Galaxy-новинки, выходит Andriod 4.0 и я… вытираю слюни и чувствую разочарование.



Потребовалось время, чтобы сформулировать претензии к Андроиду. Я прочитал n-ное количество статей про «сырость» платформы, но анализом «сырости» не был удовлетворен. Хочу поделится в этой статье своим видением проблемы.

Дисклеймер (отмазка): все мысли в этой статье не претендуют на истину в последней инстанции. Я не являюсь мак-боем (более того, мне не нравится личность Стива Джобса) или Андроид-боем. Мне все равно кто победит.

Основной посыл этой статьи: проблемы (в смысле потребительских свойств) Андроид-устройств не являются временными. Они будут всегда. Эти проблемы — следствие выбранной стратегии развития и продвижения Андроида.

И следующий из этого бытовой вывод: не стоит ждать появления идеального (с точки зрения потребительских свойств) Андроид-планшета. Его, возможно, не будет никогда.

Начнем с iPad. Стратегия Apple в отношении своих продуктов довольно проста: Apple ставит на первое место потребительские свойства продуктов.

iPad — это компьютер, который ВНЕЗАПНО перестал показывать пользователю свои «кишки». В нем нет файлов или драйверов. Вместо этого он играет музыку, показывает видео и т.д.

Можно выделить следующие основные потребительские качества планшета: простота (интуитивная легкость сценария взаимодействия), отзывчивость (гарантированный и понятный отклик) и безопасность (в широком смысле).

Все решения по продукту теперь должны пройти жесткое сито отбора. Flash является мощной надстройкой над браузером. Но плюсы идут под руку с минусами и Flash попал под нож. Потому что небезопасный и неотзывчивый.

И USB-диск в iPad не воткнешь. Потому что уходит простота и безопасность. Появляются противные файлы, мерзкие вложенные каталоги и ужасные исполняемые приложения.

Нужно понять и еще один простой постулат, связанный с качеством «потребления»: любой негативный опыт использования продукта пользователь будет ассоциировать с самим продуктом.

Это значит, что одно-единственное мерзкое приложение с красным шрифтом на желтом фоне и 5-минутным периодом отклика угробит все впечатления от коробочки, литого корпуса, прочного стекла и чУдной кнопки «Home».

Отсюда жесткий контроль создаваемого под iPad программного обеспечения.

Итак, стратегия Apple сильно ограничивает технологическую свободу (это плохо), но высоко поднимает планку потребительских свойств (это хорошо).

Обратимся к Андроид. Это платформа для продвижения веб-сервисов компании Гугл. Она явно отстает в развитии от конкурирующей iOS, но очень хочет «догнать и перегнать». Каким образом?

Конкурент силен и явно опережает весь остальной мир. Конкурент задрал планку качества. Что делать?

Разумеется, смотреть на «плохое» конкурента. Вот же оно: «ограничение технологической свободы». Даешь разгул техно-свободы!

Мы сделаем процессоры быстрее (решаем больше разных задач), дисплеи ярче (вовлечем больше плохо видящих людей), разнообразнее размеры (в большее число карманов влезут), разнообразнее начинка (смарт-чипы, стилусы-перья и пр.), больше аппаратных кнопок (три вместо одной). И т.д.

В этом решении заключен стратегический дефект Андроида. Гугл пожертвовал потребительским качеством планшетов ради технологической свободы. Инженеры победили отделы контроля качества.

К чему приводит подобная политика? Разберем подробно три потребительские проблемы/технологических прорыва (нужное подчеркнуть) платформы Андроид (cсылки приводит не буду, найти нетрудно).

1) автообновление приложений Андроид

Андроид автоматически обновляет Flash, Google Maps и кое-что еще при наличии Сети. Это здорово, ведь пользователю теперь даже не нужно беспокоиться об обновлении софта. Все происходит автоматично.

Данный техно-прорыв приводит к следующему потребительскому опыту: в роуминге Андроид-смартфон без спроса тихой сапой скачивает десятки мегабайт данных. Люди получают гигантские счета и офигевают.

Офигевают сразу от двух вещей: от потерянных сумм и еще от того, что они не могут отключить автообновление.

В некоторых ситуациях галочка «Отключить автообновление» пропадает (!) из Маркета. То есть пользователь разок зашел — видит галочку. Другой раз зашел — не видит.

Почитайте на форумах реакцию людей: потребители считают себя обманутыми.

2) Samsung Galaxy Note с пером-стилусом

Samsung выпустила чрезвычайно интересное Андроид-устройство: Samsung Galaxy Note. Интересен форм-фактор — эдакая «записная книжка», занимающая промежуточное положение между телефоном и планшетом-книгой.

Но самое главное — перо. Перо! Перо не заменяет пальцетык, а выгодно дополняет. Рисуем схемы, обводим картинки, подчеркиваем интересные новости. Прелесть какая, верно?

Подходит журналист на выставке к Note и пищит от восторга. Берет перо, проводит линию, а след от ручки… появляется не сразу.

Линия не успевает за пером, запаздывает, отстает.

Давайте так: возьмите сейчас ручку и отключите стержень. Или переверните другим концом. Теперь «пишем» слово «Привет» на экране монитора. Получилось? Хорошо получилось? А как узнали, что хорошо?

Человек привык и ожидает, что от ручки остается след. В школе «отдрессировали».

Когда следа нет, наш опыт перестает работать. Мозгу не за что зацепиться. Вместо перенесения знакомого опыта из реального мира в планшет, получаем… снова обман.

Что больше всего поражает в этом? Что устройство прошло контроль качества и попало на выставку. Передовой образец девайса с авангардным пером (которое и отличает это устройство от других) фактически не позволяет пером пользоваться.

И это считается нормальным. Абсурд? Заговор? Нет, всего лишь политика прорывной технологической свободы.

3) виджеты и рабочие столы

Рабочие столы Андроид поражают богатством красок. Там буйство живых обоев и неистовое цветение разнообразных виджетов.

Так вот, я тут собираюсь открыть Двадцать Четвертую Мировую Священную Войну хочу показать, что виджеты — это вообще плохо. Как ни странно.

Я утверждаю, что виджеты (на планшетах и смартфонах) дефектны с потребительской точки зрения. В них нет пользы, только красота.

Для начала рассмотрим сценарии взаимодействия пользователя с планшетом с точки зрения Apple.

Сценарий номер один. Планшет лежит в сумке. Заблокирован. Хозяин вернулся и хочет понять, что произошло. Он включает девайс и видит список уведомлений.

Основная задача экрана блокировки — дать быстрый ответ на вопрос «что произошло? на что мне надо отреагировать?».

Второй сценарий. Планшет включен, хозяин читает почту. Затем решает почитать книгу. Нажатие «Home» и мы видим рабочий стол.

Рабочий стол в iPad — это всего лишь… меню. Большое, удобное, многоэкранное. Из него запускаем приложения и из него удаляем их за ненадобностью.

Виджетов нет, все просто и понятно и экономично с точки зрения затрат усилий.

Теперь Андроид.

Проанализируем простой сценарий взаимодействия, который включает виджеты.

Пользователь установил виджет «Часы» на третьем слева рабочем столе. Занял весь экран. Чтобы было видно издалека.

На другой рабочий стол положил виджет с любимым твиттером. На третий рабочий стол положил виджет с погодой.

Ушел, вернулся. Так, «надо узнать погоду, время и последний любимый твит». Клик, устройство включено. Но… что-то не так. Что?

«Черт! А вижу-то я всего один рабочий стол!»

Чтобы узнать необходимую информацию из виджетов пользователю придется:

a) снять блокировку

b) отлистать на первый стол;

c) перелистать все подряд столы слева направо, разыскивая на них глазами нужные виджеты (уф!);

d) вернуться на тот стол, с которого начал, потому что он — основной и его хочется таким оставить;

e) вернуть блокировку.

Просто, удобно? Усилия соразмерны результату?

Давайте еще один сценарий рассмотрим. «Я хочу читать книгу».

В Apple — это иконка, которая запустит приложение. В Андроиде — виджет «Книжная полка»: стоит полка, на ней книги. Можно книги перебирать.

С точки зрения Apple. «Я хочу читать книгу» — найти иконку приложения айКниги, запустить. Приложение на весь экран откроется и позволит выбрать книгу и читать ее. Все просто и понятно.

С точки зрения Андроид. «Я хочу читать книгу» — найти виджет с книжной полкой и… что?

Выбрать книгу? Но мне в виджете неудобно выбирать: он маленький. А у меня там пять тысяч книг.

Вместо того, чтобы видеть мою полку на всем моем ярком-красочном-OLED экране, я использую лишь его пятую часть.

Зачем?

Мне нужно одновременно наблюдать за соседними виджетами на рабочем столе? Нет, я же не Юлий Цезарь. Я делаю одно дело за один период времени.

Приложение откроет мой большой книжный шкаф на весь экран и я сразу найду книжку. Почему я должен в этой крохотулечке поиск делать?

Итак, искать книгу в виджете книжная полка неудобно. Что там еще можно делать? Понять, что у меня много книг? Что они стоят на полке?

Что у них красивые обложки?

Виджет «Книжная полка». Красиво, эффектно и… бесполезно.

Этими примерами сценариев взаимодействия я хотел показать, что виджет — a) плохой уведомитель и b) плохая замена основному приложению.

a) Виджеты (и, следовательно, уведомления) «размазаны» по рабочим столам. Это разрушает сценарий «быстро проверю, что нового».

Кроме того, в Андроиде есть центр уведомлений (который Apple утянула для своей iOS). Получается, что надо еще и туда смотреть. Смешение смыслов, путаница.

b) Тогда может быть виджет выступает в роли маленькой копии большого приложения?

Но каким образом виджет «книжная полка» поможет пользователю, который хочет почитать книгу? Какую функцию он выполнит? Как он улучшит взаимодействие, которое сводится к поиску и чтению книги?

Так зачем нужен виджет-то? Разве это не еще одна «техно-обманка»?

Да, это — свобода. Свобода навалить всякого разного разноцветного на рабочие столы. Это притягивает взгляды к устройствам в магазинах и на выставках.

Но в реальности это — нефункционально и неудобно. Виджеты требуют усилий и для настройки, и для использования, не отдавая ничего взамен.

Их без труда можно исключить из любого сценария взаимодействия.

Поведем итоги. Андроид — это платформа, в которой качество взаимодействия с пользователем принесено в жертву техно-свободе по сценарию "больше, выше, сильнее".

С этих позиций надо рассматривать все устройства на этой платформе. Более того, по этой причине Андроид-платформа нравится гикам. Потому что гики любят техно-свободу и быстрые процессоры. Они готовы тратить время и настраивать свои любимые устройства. Гикам также нравится наличие восьми тысяч приложений для проигрывания музыки. Andriod Market завален программами, но сколько из них реально качественных и полезных?

Это напоминает мир Linux. А обычным пользователям хочется, чтобы все уже было настроено и работало «как нужно». Если Вы решите подарить планшет своей бабушке, купите ей iPad.
Tags:
Hubs:
-19
Comments 129
Comments Comments 129

Articles