Pull to refresh

Бог — бестолковый гейм-дизайнер

Reading time 5 min
Views 6K
Вы наверное слышали, что существуют взрослые люди, которые верят в то, что вся вселенная, вся материя-пространство, наша планета Земля и все её обитатели созданы неким сверхъестественным сверхразумным существом по прозвищу Бог? Лично я не представляю как можно всерьёз относиться к таким идеям. Но общий смысл библейского сюжета о том, что всезнающий Бог создал наш мир и нас самих, а теперь пристально наблюдает за происходящим, натолкнул меня на мысль что это классический gamedev. И тут я решил буквально на секундочку принять идею «божественного творения» и посмотреть — так ли хорошо он справился со своей задачей, как утверждают некоторые?

Начнём с того, что Бог невероятно качественно проработал физику вселенной. Идея сделать несколько видов мельчайших частиц и просто задать разные правила их взаимодействия, как всегда бесспорно выигрышная. Генерация пространства с помощью Большого взрыва весьма удобна, но есть вопросы по поводу малой рандомизации, ввиду зависимости от одной-единственной случайной последовательности. Да и время генерации в 5 миллиардов лет как-то многовато, особенно с учётом возможных предварительных тестов. Общие физические законы и термодинамика — на отлично. Гравитацию слишком перетянул, если бы она была меньше — в целом было бы зрелищней.

Образование звёзд и планет из космической пыли и газа, синхронизация их движения, неравновесные системы и образование жизни, эволюция и естественный отбор, кислородная катастрофа, эукариоты, фитопланктонный кризис, ангиоспермизация голосемянных, маммализация териодонтов — всё это получилось чертовски интересно, хотя надо признать, что некоторые миссии были довольно запутанные и сложные. Симуляторы у Бога получаются просто на отлично. Ему бы ещё сделать несколько похожих проектов на разную тематику и такое портфолио удовлетворит даже самого въедливого заказчика.

С появлением высшего разума и людей вначале всё было довольно хорошо, но ровно до тех пор, пока люди не научились использовать орудия труда. Примитивное растениеводство и скотоводство ещё кое-как вписывались в общую картину божественного мира, но вот последующее появление науки в рамках игрового мира было расценено Богом как злостное читерство. Богу бы хотелось чтобы мы спокойно сосуществовали с другими видами в дикой природе, пасли скот, собирали что Бог подаст и потихоньку эволюционировали на новый уровень за 200-300 тысяч лет. А мы шустренько изобрели колесо, рычаг, геометрию, строительство и даже успели изобрести паровой двигатель (Герон, 100 лет до н.э.) — что в сложившихся условиях приравнивается к злостному использованию скриптов!

И что вы думаете сделал Бог? Признал, что игра перешла на совершенно другой уровень и вместо симулятора стала социальной и экономической стратегией? И исходя из анализа ситуации поменял, скажем, систему вероятности чтобы у праведников был бонус, а у грешников — пенальти, ну или ещё что-нибудь ещё подобное? Вместо этого Бог сделал классический ход безграмотных гейм-дизайнеров — он не нашёл ничего умного как прислать пророка-аватара и установить прямой запрет на то, что ему показалось неправильным. Да-да, все те же классические заповеди:
  • Game designer – god!
  • Read rules!
  • No cheats!
  • No scripts!
  • No PvP!
  • No loot!
  • No rush!
  • No friendly fire!

Ну и что из этого получилось? Да толком почти ничего. На несколько веков Богу удалось остановить расцвет читерской науки с помощью церковной модерации, но и только. В целом сложилось впечатление что Бог банально не знает психологии, теории игр и кибернетики.

Запреты никогда не работают. Иногда они даже делают обратное — повышают ценность запрещённого действия. В любой игровой системе, по сути своей, задача игроков сводится к поиску оптимального алгоритма прохождения, или как за меньшие затраченные ресурсы получить больший результат. Если существует выгодная возможность сделать это, то даже если её запретить — игроки всё равно будут её пользоваться, но уже учитывая возможные риски от вероятного наказания. Посмотрите не примеры из собственной жизни — кто из вас не ходил по газону? (Я, кстати, обхожу этот запрет просто — я не хожу по газону, но езжу по нему на велосипеде.) Не нарушал ПДД? Не парковался в неположенном месте? Вы же делали это не в рамках акции гражданского неповиновения, а потому что вам было так удобнее и проще, верно? Если бы вам было бы удобнее и проще этого не делать — то вы бы этого бы и не делали. Вместо создания запретов надо добиваться игрового баланса регулировкой других игровых механизмов.

И ещё это введение такого показателя как «грех», причём только для индикации степени нарушения запретов. И что самое бестолковое, этот индикатор невидим и не поддаётся точному определению. Его показания закопаны где-то глубоко в игровой механике и трудно определяемы даже по косвенным признакам. Что может быть идиотичней невидимых индикаторов? Утверждают, что он регулирует возможность дополнительного сохранения в системе после смерти. Об этом есть упоминания в божественной документации, но нет точно упоминания как именно это работает. Кроме этого есть всеобщее опасение, что как и любая программистская доделка «на скорую руку» — эта функция просто-напросто не работает.

По вполне понятным причинам Бог не может самолично появиться в нашем мире, точно так же как вы не можете появится в World of Warcraft с бензопилой в руке. Поэтому ему и понадобилась бригада модераторов в виде церковников и жрецов для контроля над выполнением запретов. Но увы и ах, они такие же игроки как и остальные и так же ищут те же оптимальные алгоритмы. Поэтому они вполне разумно начали торговать нарушениями запретов и очищением от грехов. Это так же естественно как и снег зимой. Мне странно за тех, кто ожидал иного.

В ситуации с низкоуровневыми игроками у Бога такой же бардак как и в большинстве MMORPG. Вместо того, чтобы сделать стартовые зоны и ускорить прокачку — он навесил на высокоуровневых игроков кучу моральных пенальти, а на новичков кучу бонусов, да так, что стало выгодней оставаться новичками, чем прокачиваться. В итоге выгоднее оставаться несчастным страдальцем неумехой, чем прокачиваться к уверенному в себе интеллектуалу.

Итог: техническая часть вселенной на отлично, а социально-экономическая — эпический провал. И причина провала в принципе даже понятна. Она в том, что Бог, судя по всему, там действительно совершенно один. И ему неоткуда было узнать что такое социум и в чём его особенности. Да и в нашей психологии он совсем не успел разобраться (даже не знает про особенности восприятия сознанием логических частиц типа «не»). Ну ничего страшного. Я думаю Богу стоит в ближайшие годы направить к нам парочку пророков, пусть они получат хорошее образование и получат приличный опыт работы практикующим психологом и гейм-дизайнером в какой-нибудь известной игровой компании. После своей смерти они поделятся с Богом своими знаниями и может быть что-то поменяется в лучшую сторону в этой нашей вселенной.

Кстати, если помните, что Бог когда-то обещал Второе пришествие, Апокалипсис и Полную Перезагрузку? Мне кажется он просто перенервничал в той ситуации. Откатывать назад состояние всех квантов во вселенной дело невероятно ресурсоёмкое и вдобавок ещё бессмысленное, поскольку вряд ли можно что-то изменить в ходе эволюции. Будет тоже самое но слегка по-другому. Да и какой смысл вообще на что-то затрачиваться, если все ресурсы уже были потрачены на разработку и на Большой взрыв. Энергия уже целиком затрачена и используется. Если что-то пошло не так — проще выкинуть на свалку и пусть там догорает ещё миллиарды лет.

Вообщем, пусть Бог быстрее постигает нашу науку, если он есть, конечно же.
Tags:
Hubs:
+156
Comments 531
Comments Comments 531

Articles