Pull to refresh

Уровни интерактивности средств коммуникации

Reading time4 min
Views1.4K
«А если вы на него бочку катите, то это уже контейнерная перевозка получается.»
(м/ф «Зима в Простоквашино»)
Communication tools
Краткое содержание одной строкой:
Предисловик → Эволюция средств коммуникации → Уровни интерактивности → Максимизируем эффективность

Предисловик


Приходилось ли Вам совершать телефонный звонок, чтобы узнать, получил ли Ваш собеседник электронное сообщение? Планировать по электронной почте личную встречу? Назначать в конце собрания время будущего конференц-колла в Skype или дату отправки отчета по электронной почте?

Эта статья — о средствах коммуникации между людьми и уровнями интерактивности этих средств.
Сразу оговорюсь, что рассматриваться будут лишь те средства передачи информации, которые поддерживают возможность ведения диалога, широко распространены и являются более-менее однородными для участников общения. Таким образом, в статье не будут затронуты, например, гелиографы, книги, подкасты и телевидение, хотя, безусловно, они также являются способами коммуникации.

Эволюция средств коммуникации


За время существования человечества было создано множество инструментов общения. Массовое использование таких методов связи, как специфицированные звуковые сигналы горна и «курьерская доставка» папирусных писем, началось около двух тысяч лет назад.

По удаленности собеседников друг от друга общение может быть разделено на «очное» и дистанционное (удаленное). По форме передаваемой информации выделяют оптические (письма, сигнальные флаги и др.), звуковые (например, телефон) и гибридные (скажем, видеоконференцсвязь) средства связи.

Communication timeframe

Самым «древним» является живое общение — оно возникло примерно 200 000 лет назад. Все остальные виды общения, во-первых, являются дистанционными, а во-вторых, возникли существенно позднее, всего лишь за последние 4 — 5 тысячелетий.

Distant communication timeframe

Египетский стартап при инвестициях фараона скрестил письменность, систему оповещения о принятых распоряжениях и указах и курьерскую доставку товаров — так примерно в 2 400 г. до н.э. возникла почта. Будем считать, что широкое распространение почтовые системы получили  примерно к 500-м годам до н.э.

Technological communication timeframe

Все остальные средства коммуникаций возникли существенно позднее, всего за несколько последних столетий, а повсеместно начали использоваться лишь в XX веке. В приведенной ниже классификации живое общение является наиболее, а почта — наименее интерактивной формой общения.
Более не буду утомлять читателей историей. Тем не менее, всем желающим крайне рекомендую посмотреть статью об истории средств коммуникации (и далее по ссылкам). Очень советую, ибо она стоит того времени, которое вы потратите на ознакомление с ней.

Уровни интерактивности


Средства коммуникации можно упорядочить по уровню интерактивности. Уровнем интерактивности будем считать композитную характеристику средства коммуникации, зависящую от скорости коммуникации (зависит от времени на доставку сообщения, времени до его обнаружения и времени реакции на него адресатом) и возможностей по представлению контента, доступных для данной формы общения.

  Уровень интерактивности Примеры
6 Живое общение Живое общение
5 Видеосвязь Видеотелефония, видеоконференцсвязь
4 Аудиосвязь Телефония, мобильная телефония, аудиоконференцсвязь
3 Интерактивные сообщения SMS, IM
2 Неинтерактивные сообщения Факс, автоответчик, голосовая почта, электронная почта
1 Совсем неинтерактивные сообщения Почта (аналоговая)
Как было замечено выше, все промежуточные формы между наиболее и наименее интерактивным средством общения пришли к массовому использованию в течение всего лишь последнего века.
Кстати, не думайте, что аналоговая почта никому не нужна. В прекрасной статье «О величии бумажной почты :)» maniaque рассказывает, когда обычная почта может оказаться незаменимой. Крайне рекомендуется к прочтению.

Почему же возникли промежуточные средства коммуникаций? Скорее всего, потому, что человеку для разных задач требуются разные инструменты. Для оптимального выбора наиболее подходящего средства коммуникации Вам необходимо определить, каковы требования участников диалога ко времени отклика и к презентационным возможностям.

Максимизируем эффективность


Иногда важно время ответа, иногда — средства выражения информации. В этих случаях эффективнее использовать способ общения с более высоким уровнем интерактивности. С другой стороны, нередки ситуации, когда необходимо подумать над ответом, передать существенно больший объем информации, либо просто снизить расходы на общение. В таком случае логичнее использовать более низкий уровень интерактивности.
Ключевые соглашения между крупными компаниями, как правило, заключаются во время личных встреч их руководителей. «Мозговые штурмы» (brainstorm) проходят куда продуктивнее при личной встрече, чем при конференц-колле или даже видеоконференции в Skype. Компании предпочитают удаленной работе из дома работу в офисе, учитывая эффективность взаимодействия членов команды.

Если Вы используете не совсем адекватное средство общения, то возможны следующие варианты.
Вариант #1: Можно маршрутизировать текущую сессию в более подходящую коммуникационную среду. Маршрутизация может как увеличивать, так и уменьшать уровень интерактивности. Можно во время телефонного разговора запланировать встречу, либо на встрече договориться о предоставлении дополнительных данных позже в электронном сообщении.
Вариант #2: При невозможности маршрутизации придется мириться с некоторой потерей эффективности или пытаться ее минимизировать.

Стоит отметить, что у Вашего собеседника может быть отличные от ваших предпочтения по использованию тех или иных средств общения. Например, наивно полагать, что Ваши новые собеседники проверяют электронную почту с той же периодичностью, что и Вы. Именно поэтому при неизвестных предпочтениях собеседника рекомендуется по возможности максимизировать уровень интерактивности — если Вам не ответили на письмо, это повод для телефонного звонка.
Картинка:
Comm preferences
(Буду очень благодарен, если кто-нибудь найдет автора этого изображения, чтобы я мог на него сослаться и не нарушать авторские права.)

Выбирайте правильные коммуникационные инструменты. Грамотный выбор средств общения и использование маршрутизации между коммуникационными средами может существенно повысить эффективность диалога, а, следовательно, и любой совместной деятельности или работы в команде.

Спасибо за внимание :)

P.S. К сожалению, в моей борьбе с парсером победу одержал парсер. Поэтому пост будет оформлен не так красиво, как я хотел.
Tags:
Hubs:
+34
Comments44

Articles