Pull to refresh

Рунет (2002–2009). R.I.P

Reading time 2 min
Views 666
В 90-х Роберт Метклаф — создатель технологии Ethernet — придумал формулу, согласно которой эффективность любой сети прямо пропорциональна квадрату численности ее пользователей. Многие исследователи склоняются к тому, что именно эта формула стала едва ли не главной причиной возникновения пузыря новой интернет-экономики.

Теория доткомов гласит: единственный способ выживания для интернет-компании — максимально быстрое увеличение количества пользователей, даже если это влечет за собой огромные финансовые потери. В самый разгар бума доткомов стало возможным размещение IPO компаниями, у которых и дохода-то никакого не было. «Стань большим или умри» — такова была философия того времени.


Венчурные капиталисты так сильно уверовали в новую экономику, что стали без разбора инвестировать огромные суммы в любые предприятия, в бизнес-планах которых встречалось слово «интернет».

В Pets.com было инвестировано $82,5 млн, eToys.com вышла на IPO и собрала $166 млн. Финансовые инъекции в сомнительные интернет-предприятия в период с 1995 по 2000 год были настолько огромными, что индекс NASDAQ высокотехнологичных компаний достиг отметки в 5048,62 пункта.

Комичность ситуации достигала такого уровня, что некоторые «новые предприниматели» выпускали акции, не имея ни офиса, ни зарегистрированной толком компании, ни сотрудников.

Но 10 марта 2000 года индекс NASDAQ опустился до своей привычной отметки в 4580 пунктов и продолжал падать. Флагманы новой экономики разорялись один за другим. С марта 2000 по октябрь 2002 года рыночная стоимость высокотехнологичных компаний упала на $5 триллионов. Интернет-экономике потребовалось три года, чтобы вернуть доверие инвесторов.

На счет причин краха доткомов существует множество теорий. Согласно одной из них, основная проблема интернет-компаний того времени заключалась в том, что они ставили перед собой одну и ту же задачу — монополизировать рынок при помощи новых технологий. Очевидно, что 9 из 10 компаний при таком раскладе должны были остаться за бортом — двух №1 на рынке быть не может.

Тогда выжили немногие, но лучшие — Amazon, Yahoo!, eBay и некоторые другие. Теперь мы можем говорить о том, что крах доткомов дал миру тот интернет, которым мы теперь тут с вами восхищаемся.

Я рассказываю эту историю, потому что и на нашей улице наконец случился праздник. Кризис поставил людей в очень интересное положение — ru.предприниматель впервые, кажется, за долгое время задумался о том, на что он тратит свои деньги.

В ежедневном лексиконе IT-менеджеров медленно и трудно появляются слова «метрики», «бизнес-анализ», «конкурентные преимущества», «монетизация», «эффективность». С большим скрипом в людях снова просыпается способность думать.

Очень хочется надеяться, что этот кризис будет достаточно долгим для того, чтобы навык «думать, прежде чем делать» вошел в привычку. И мир станет лучше.

*
Этот текст впервые был опубликован в газете «Акция» в рамках моей тамошней колонки w.i.g.t. Здравствуйте.
Tags:
Hubs:
+58
Comments 57
Comments Comments 57

Articles