Pull to refresh

Где трамвай — хайтэклохотрон

Reading time5 min
Views3.1K
Хочешь знать, где твой трамвай? СМСку отправляй!
И придёт тебе ответ: скоро будет или нет.
На какой он остановке. Сломан или просто в пробке!


У нас в Екатеринбурге появился инновационный сервис, позволяющий отправить смску и узнать местонахождение трамвая. Слоган сервиса «Где трамвай» использован в качестве эпиграфа к данному посту. К сожалению, всё, что сказано про сервис выше — единственные положительные слова о нём.


История



А начиналось всё очень даже радужно. Где-то летом ЗАО ТД «Ореол-ЗиК» начали устанавливать на наших трамваях GPS навигаторы, с целью потом собирать с них данные и, обрабатывая их, доносить до народа. Надо сказать идея сама по себе не новая, о том, что GPS навигаторы уже давно пора поставить в общественный транспорт знает любой мало-мальски сведущий в современных технологиях человек, но «Ореол-ЗиК» первыми решились на внедрение. Для этого директор Дмитрий Третельницкий решил взять кредит в 6 миллионов рублей, подсчитав, что сервис должен окупиться через год.

Поехали


Где-то в октябре сервис был пущен в народ, и вот тут то и оказалось, что красиво всё было только на словах. Многих волновал прежде всего денежный вопрос, т.е сколько стоит узнать нужную информацию? Сказать, что я был в шоке, значит, ничего не сказать, потому что в итоге «проведя опросы» компания «Ореол-ЗиК» вычислила, что оптимальная стоимость одного запроса к их сервису составляет 9 рублей, «это доступно и студентам, и пенсионерам» — такими словами они пояснили столь «невысокую» стоимость. Получилось же, что чтобы узнать когда приедет трамвай, стоимость проезда в котором, к слову, стоит 10 рублей, нужно заплатить ещё 9, ну а в сумме 19. Надо ли говорить, что при стоимости проезда в маршрутных такси (Газели, Богданы), которые ходят достаточно часто, ездят быстро и, главное, зимой в них не так холодно, в 20 рублей даже студенты и бабушки, которым 9 рублей — «действительно приемлемая цена», предпочтут их трамваю.

Вряд ли на предприятии «Ореол-ЗиК» задумывались о том, как будут пользоваться люди их сервисом. Наверное, им виделось это примерно так: человек заблаговременно отправляет СМСку, чтобы узнать, когда подойти к остановке. Хабралюди, бросьте в меня камень, если кто-то из вас (хотя бы кто-то) так бы делал? Лично я считаю, что мы, русские, поначалу понадеемся на русское авось и дойдём до остановки («Зачем это я буду лишние 9 рублей выкидывать, если вдруг мой трамвай быстро приедет?»), а уж потом, если трамвая долго нет, то зададимся главным вопросом «Где трамвай?». И вот здесь кроется вторая ошибка проектировщиков, которую я поясню на примере: представим, что на улице -10 и ветрено, вы стоите больше 10 минут на остановке. Холодно? А рядом киоск, на котором добрая тётя продавщица написала «Греемся на улице!». Если у вас есть альтернатива в виде другого транспорта, то, скорее всего вы пойдёте и сядете на него. Исключение в данном случае составят владельцы проездных, но, учитывая, что у нас в городе есть лишь два небольших участка, на которых ходит только один маршрут транспорта, то владельцы проездных поедут на первом попавшемся трамвае с пересадками.

Не в деньгах счастье!


Ну ладно, отбросим денежный и связанные с ним вопросы, допустим, что мы решили воспользоваться сервисом и узнать, где же наш трамвай, как сделал из интереса я (было это где-то в начале января). Итак, моя ситуация: в 200 метрах от меня стоят трамваи (авария на дороге), среди них есть нужный мне. Мне стало интересно, что же ответит система, а заодно было интересно узнать, может неподалёку есть ещё какой-нибудь из нужных мне трамваев. Я отправляю СМС и получаю…: «20:00 К сжлн, трм. за 5 ост. Нет GDETRAM.RU Московская (на Юго-Запа». (это не ошибка, пришло именно то что написано в кавычках)

Отступление: когда в Нижнем Тагиле оператор сотовой связи Мотив начинал свою работу, они предложили тестерам бесплатно в течение месяца сколько угодно общаться по телефону, лишь бы они сообщали о сбоях в работе.

Итак, что же я получил? А получил я то, что сервис не работает! По-хорошему, меня нае**ли на 9 рублей. И реклама этого лохотрона висит на каждой остановке. Пример с тестированием привёден не зря, потому что, пуская свой сервис, в Ореол-ЗиК пропустили этап тестовой эксплуатации, назвав первые три месяца работы системы тестовой эксплуатацией и сдирая деньги. В первое время вы вообще могли получить сообщения о том, что рядом нет трамваев оборудованных GPS. Кстати, в листовке, которая висит на остановках, написано «Актуальность информации 6-8 остановок», но в ответе мне написано уже почему-то про 5.

Но я не был удивлён, что уже будучи пущенным сервис не работает. А что ещё ожидать от компании с дурацким названием «Ореол-ЗиК» (да, у меня предубеждение, что фирма ни на что не способна, если даже не может придумать себе нормальное название)? Копнув глубже, я обнаружил, что программированием этого сервиса занимается профессиональный… танцор! Нет, я ничего против танцоров не имею, но почему-то мне слабо видится программист-танцор, тем более профессионал в обоих случаях. За двумя зайцами гнаться дело гиблое, да и факт того, что всем делом заправляет один человек явно не на пользу. К тому же единственная программа, которую написал этот программист-танцор — это «Система управления турниром Автоскейтинг-4», которую он, не покладая рук, пишет и поддерживает уже 15 лет! Учитывая, как часто выходят заплатки (в среднем 2-3 в месяц) к этой системе о качестве её говорить не приходится.

Оказывается мы все неправильно живём


Когда я писал эту статью месяц назад (благополучно потом забросив до лучших времён, чтобы статья получилась не на эмоциях одного раза, а тщательно обдуманной) я и не подозревал, что окажусь не одним таким, кому несмотря на близость трамвая сообщили, что рядом его нет. На сайте системы появилось объяснение по этому поводу:

Для тех, кому пришли сообщения вида
«13:00 GDETRAM.RU Остановка такая-то:»
Это сервер не нашел трамваев от 1 до 5 остановок от места запроса, но нашел сигнал от трамвая, который уже вот-вот подойдет, или только-только отошел от остановки (издали не различить: ). Поэтому сообщение о том, что он совсем не нашел трамваев, сервер уже не дал, а <1 остановки в ответ не включается, т.к. высока вероятность того, что он уже проследовал.
В настоящее время ошибка исправлена. С 23.01 сервер будет учитывать эту особенность и выдавать ответ «не найдено».


Итак, мы получаем супер точность системы. Вместо того, чтобы писать что-то вроде «трамвай находится где-то рядом с вами», вам говорят «не найдено»! А если я за углом стою и не вижу трамвая, то получив «не найдено»… думаю далее что-то говорить излишне!

Всё слишком плохо


В этом сервисе всё настолько плохо, что большую часть того как он реализован даже обсуждать не хочется. Никакой информации о том, стоит ли в пробке трамвай или сломан, о чём говорится в слогане, вам естественно не приходит. Более того в сообщении вам приходит не через сколько минут придёт ваш трамвай, а за сколько остановок до вашей он находится (кстати, это число не более 5, так как свыше сервис вычислять не умеет), оставляя все временные вычисления на ваш мозг. Серверы сервиса постоянно падают по необъяснимым причинам. Но зато на каждой остановке и в каждом трамвае висят листовки этого «прорыва» в области высоких технологий.

Хорошо смеётся тот, кто…


Не знаю как вам, а мне обидно, что вся эта котовасия была затеяна лишь с одной целью — срубить бабла. Большая часть 6 миллионов ушла не на качественное программирование, а на рекламу сервиса, дабы срубить побольше денег с ничего не подозревающего народа… Жаль!

Tags:
Hubs:
Total votes 113: ↑103 and ↓10+93
Comments135

Articles