Pull to refresh

Что такое аспирантура и с чем её едят… (ответы молодого к.т.н. на вопросы молодых аспирантов)

Reading time10 min
Views9.1K
Давай подумаем — что еще может интересовать молодых людей, только что
закончивших универ и ставших аспирантами…


Данный текст был написан автором N-е количество лет назад в ответ на вопросы организатора e-mail рассылки для аспирантов...

> Дмитрий, ты подписан на рассылку для аспирантов «неважно-какая». Как ты оцениваешь её
> перспективы? Вопросов в ней довольно мало. Быть может, есть смысл привлечь
> большее число аспирантов и соискателей?

Ну что тебе сказать? Твой энтузиазм и инициатива похвальны.
Другое дело, что складывается впечатление, что эта рассылка целиком посвящена
вопросам философии. Конечно это не твоя вина – то, что тебя волнует, то ты и
пишешь — то и выкладываешь.
С другой стороны — кандидатские минимумы (КМ) именно это в основном и объединяет аспирантов, а специализация уже у каждого своя и ищет он по ней информацию сам…

Я тоже в первые два года аспирантуры занимался всем чем угодно, но только не
наукой (посещение занятий по философии, англ. и т.д. — не в счет.) Посему не
ты первый и не ты последний наступаешь на эти грабли.
У меня рядом тоже два аспиранта сидят — 80% своего времени они посвящают
философии и английскому.

С высоты моей колокольни я могу сказать, что философия это не основное и
через год после сдачи КМ ты не будешь помнить какое течение в философии
придумал Ман. Вообще на вашем месте я бы исследовал вопрос сдачи экзаменов
экстерном по всем КМ кроме английского — лишняя практика никогда не
помешает…

Но если выбить эту тему из твоей рассылки, то может встать вопрос — а о чем писать…
Давай подумаем — что еще может интересовать молодых людей, только что
закончивших универ и ставших аспирантами…
Первое — зачем люди идут в аспирантуру? (Кстати можешь задать такой вопрос
в рассылке!) Интересно узнать результаты…

Мои предположения такие:
1. Люди еще не сориентировались чего они хотят достичь в жизни и по инерции
продолжают идти по предлагаемой дороге обучения… (20%)
2. Некий практический интерес (60%)
— иногородние — зацепится и остаться в «Большом городе»
— избежать обязательного распределения
— получить отсрочку от армии
— выехать за границу
3. Сознательные — увлеченные наукой люди (таких единицы)...(1-2%)
4. Что-то другое. (18%).

Могу сказать, что я и сам при поступлении не знал что такое аспирантура,
нафига она мне нужна и тем более не предполагал, что всю жизнь буду
заниматься наукой (правда про последнее и сейчас не уверен — но это уже из
области «Чем больше я знаю — тем меньше я знаю»).

А по сему по последней статистике одного научного учреждения академии наук
из всех аспирантов до конца аспирантуры доживают 30%, остальные 70% отсеиваются…
Подчеркиваю — не защищаются, а просто заканчивают аспирантуру без представления миру
результатов своей деятельности!!!
В вузах я думаю немногим лучшая ситуация и то лишь по тому, что там
талантливых студентов припахивают в научных целях уже начиная с 3-го курса
(я даже со второго пробовал...) и требования к диссертации там пониже…

Итого побегав пару лет по занятиям (философия, англ. и др.) и пожив на одну
аспирантскую стипендию — большинство просто вымирает… Что и подтверждает
статистика… Я бы и сам наверное бы вымер если бы
не случайные совпадения — интересная тематика, возможность внедрить в
практику результаты (и соответственно поддержать штаны не отходя от темы),
пару интересных командировок за рубеж и еще кое-что…

А потом наступил некий перелом в сознании… Дело в том, что если постоянно
думать над какой то проблемой, то твои мозги перестраиваются физически…
Это доказано многими исследованиями…

При подготовке эксперимента, статьи, диссера и т.д. твой мозг все время
вынужден критически оценивать результаты как чужие, так и свои… (Здесь,
конечно, многое зависит от строгости требований твоего научного руководителя
и его подхода к твоему обучению )… Короче вырабатывается так называемый
критический склад ума… Может он, конечно, и с возрастом вырабатывается
тоже, но я более чем уверен что не у всех…
Ты начинаешь и в повседневной жизни задавать сам себе вопросы — а почему это
так а не иначе? А что бы было если? и так далее… В этом и состоит
главная ценность аспирантуры в частности и науки в целом как таковой. Это
сложно объяснить. Можно проиллюстрировать таким примером — закончив ВУЗ сможешь ли ты
объяснить своему однокласснику который после школы пошел на завод или
на рынок — что такое учеба в университете и что реально она дает? (Ты-то
реально чувствуешь как ты вырос в интеллектуальном плане по сравнению со
своим состоянием на выпускной). Думаю вряд ли у тебя получится так
убедительно, что он все бросит и засядет за учебники готовится к
поступлению… Тут аналогичная ситуация…

В связи с вышесказанным можно задать вопрос «Если я уже попал в
аспирантуру — то что мне с этим делать?»
Мой личный взгляд на эту ситуацию такой — Применять принцип сформулированный
Дейлом Карнеги (надеюсь имя знакомое, если нет рекомендую почитать)
«Если тебе достался лимон — сделай из него лимонад».


Итак, ты в аспирантуре — «You are in army now!» © Status Quo

Не важно, каким образом ты до этого дошел, важно что ты можешь в этой ситуации сделать…

Обычно первый год аспирантами занимаются мало, особенно если:
а) научный руководитель (НР) — большой ученый и такой же начальник. У него попросту на тебя нету времени…
Это вообще самый грустный случай… Ибо здесь твой девиз — «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
б) ты со своим научным руководителем и тематикой исследований познакомился за пару месяцев до поступления в аспирантуру.
Так тоже бывает. И достаточно часто — особенно в последние постперестроечные годы…
в) твой руководитель в постоянных разъездах. Особенно в длительных — от 3х месяцев до 1 года, командировках…
г) ты соискатель, или аспирант — заочник. И помимо твоих научных обязанностей ты должен отпахать на основной работе…
д) что-то иное…

Противоположной ситуацией (даже можно сказать идеальной ситуацией) является та, когда
а) ты познакомился с НР и начал работать над потенциальной темой твоей диссертации еще на 3 курсе.
б) ты писал и защищал не диплом, а научную работу…
в) к моменту поступления ты уже имеешь пару-тройку публикаций и выступлений на конференциях
г) тебя с разу же берут в лабораторию на 0.5 ставки м.н.с и сразу же подключают в пару-тройку проектов,
т.е. вопрос доп. заработка для сведения концов с концами у тебя не стоит… :) (сорри за каламбур)
д) ты (тебя) бросил (бросили) всех (все)… девушек (девушки) на свете раз и на всегда и гормоны тебя уже больше не беспокоят
(честно говоря — очень печальный случай… никому выполнения этого пункта не желаю)…
е) ты изолирован от всех своих родственников и старых друзей…
ё) и вообще смысла жизни кроме как в науке у тебя уже не осталось… (и это в 20 с копейками лет… УЖАС!!!!!)

Н-да, как говорится «начал за здравие, кончил за упокой»…

*Прим: Если у кого- то выполняются хотя бы первые три-четыре пункта из идеальной ситуации, то дальше можно не читать…

Итак, первый год, два, три (кому как не повезет ) ты предоставлен сам себе… И кроме как в сдаче КМ смысла в аспирантуре не видно…

Но, на самом деле аспирантура имеет и свои очень существенные плюсы…

1. Как я уже говорил — главный плюс — изменение угла зрения на круговорот вещей в природе…
2. Развитие способности связно излагать свои мысли на публике…
3. Развитие навыков самостоятельной работы…
4. Возможность сравнительно легко (по отношению к другим вариантам) поработать, попутешествовать за рубежом и соответственно посмотреть мир своими глазами, а не «глазами Сенкевича» (с) Г.Хазанов, или чьими-то еще…

Остановимся на плюсах чуть подробнее…

1. Изменение угла зрения…
Если у тебя это произошло (кстати это не обязательно должно! произойти просто по тому что ты ходил три года за стипендией и сидел на семинарах по философии… Тут вообще «никто никому ничего не должен» (с) моя жена :).
Кстати и обратное утверждение что это может произойти только благодаря аспирантуре (или науке) — не верно. Есть масса умных людей и без высшего образования которые видят как устроен мир и каким образом это можно использовать в корыстных или иных (благородных) целях. За примером далеко ходить не надо — «скажите как его зовут?» — «Бу....», тьфу, — «Бил», «Гейтс»…

Так вот если это у тебя произошло, то тебя начинает мучить разные нехорошие, можно даже сказать вредные для спокойной жизни мысли — «В чем смысл моей никчемной (пока!) жизни» и что-то типа «Если я такой умный, то почему я еще не такой богатый»…

Если превалирует первый вопрос — то ты волей не волей обречен на научную деятельность — писать статьи, книги и если повезет делать крупные научные открытия, вплоть до получения Нобелевской и иных подобных премий… Хотя, подозреваю, что настоящие научные гении этим вопросом не задаются и тщеславие (вроде оставления своего кучкообразного следа в истории) их не мучает…

Если больше волнует второй вопрос — то тут тебе прямая дорога в различного рода предприниматели, изобретатели и т.п. Кстати, если посмотреть по составу директората нынешних нормальных фирм (я не имею в виду, фирмы рода «купи-продай», а хотя бы что-то «сделай-продай»), то в подавляющем большинстве кто-то в верхушке научную степень да имеет… Кстати, к западным фирмам — это относится слабо — у них другая система подготовки кадров, да и ученых там кормят лучше (их второй вопрос почти не мучает), но в любом случае аббревиатура Ph.D. в анкете работника приветствуется…

Кроме, того, даже работая на какой-то фирме, ты уже сам можешь оценить свои перспективы до самой пенсии и работать на одну зарплату тебе уже как-то неуютно, хочется какой-то процент от положительного (вряд ли побочного :) эффекта твоей деятельности… И в принципе ты реально представляешь, как этого можно достичь. Вопрос удастся ли тебе этого достичь — из другой оперы, мы ее тут пока не поем…

Но в любом случае по себе могу сказать, что «хорошая заноза сидит в заднице, товарищи» — хочется чесаться и бегать, бегать и чесаться с одной единственной целью — улучшения собственного морального самочувствия…
“И тебе это надо?” Правду люди говорят — все горе от ума.

2. Развитие способности связно излагать свои мысли на публике…

Я подозреваю, что и без публики мысли излагать проблема… Пример? — Пожалуйста. Возьми магнитофон, сядь перед ним в гордом одиночестве и запиши на пленку свою речь, например, по поводу «Влияния методов Объектно-Ориентированного Программирования на общий темп прогресса», или что-нибудь подобное… А потом подготовь по этой плёнке письменную стенограмму своего выступления… Обещаю, узнаешь много интересного о себе самом…
Тема может быть иная — главное, что бы ты сам серьезно прочувствовал механизм формирования мыслей в твоей голове… В обычной речи такого не происходит -люди очень редко думают прежде чем говорят, чаще происходит наоборот, еще реже случаи когда это происходит одновременно…

А публичное выступление для неподготовленного (ужас) и незакаленного человека мучение, стоящее на втором месте после страха о смерти…
Вспомни свою защиту диплома… Кстати пару дельных советов по преодолению этого страха можно найти у того же Карнеги…

В аспирантуре (или после — при подготовке диссера к защите) говорить ты будешь. Заставят. И правильно сделают… Ибо нечего позорить своих коллег на всякого рода конференциях, предзащитах, и тем более — на самой защите… Идеально, если каждый квартал тебя заслушивают на научных семинарах в твоем институте, лаборатории, группе и т.д. К сожалению, так бывает не всегда…
Но пару раз на конференциях ты выступишь обязательно… А лучше всего если конференция международная и ты должен выступать на вражеском тебе языке… Тут самое сложное не выступить — в конце концов, вызубрить всегда можно, а после выступления на дискуссии перевести и врубиться в смысл задаваемых тебе вопросов и желательно сильно не заикаясь дать более или менее подходящий ответ в отведенные 5 минут…
Чем ближе к защите, тем больше выступлений тебе придется делать… И тем спокойнее они для тебя начнут проходить… Хотя остаточные явления волнения и будут присутствовать, но переносить тебе их будет уже намного легче…

Кроме того, ты поймешь что такое «отвечать за свои слова» в буквальном смысле этих слов… Ибо наука не терпит неточностей, и за каждый неправильно употребленный термин либо ты сам будешь чувствовать себя идиотом, либо тебе об этом тонко намекнут…
Волей не волей, но все это вырабатывает привычку задумываться над своими словами и в обычной жизни… Что, в принципе, есть хорошо…
Плохо то, что ты автоматом задумываешься и над чужими словами… И твоя репутация автоматом катится к понятию «зануда»…
«И вам-таки это надо?» (с) некий Рабинович.

3. Развитие навыков самостоятельной работы…
Это самое сложное… Тут говорить можно много и не сказать ничего…
Короче, если ты не являешься большим начальником (что вряд ли), то никто тебе диссертацию не напишет… Значит надо самому придумывать, ставить, описывать эксперимент, ковыряться в литературе, причем все это делать без малейшего проблеска света в конце туннеля… Очень тяжело себя заставить, правда если есть неподдельный интерес посмотреть что будет «если эту фигню, размешать в том растворе и поджечь...» то работать становится намного легче. Но все равно, на целый диссер этого энтузиазма не хватает… Особенно, когда нужно не только «посмотреть как фигня бабахнет», а еще все «запротоколировать, описать, проанализировать, сделать выводы, учесть все замечания и т.д., и т.п. ....»
Короче после этих мук, ты очень четко представляешь что такое ученые настоящие, а что такое те у которых «шерсть на ушах растет, с прозеленью» (с) бр.Стругацкие…

4. Поездки по миру, в том числе и за рубеж…

Как ни странно, но наиболее лояльно во всем мире относятся именно к ученым… Отношение отчасти сходное к чувствам, вызываемым неким неполноценным от природы субъектом. Что, наверное, соответствует истинному положению вещей, ибо теоретически настоящий ученый — не от мира сего, а практически — процент людей с различного рода физическими и психическими отклонениями в науке как в отрасли, наверное, один из самых высоких…

Так вот, начнем с того, что по приглашениям на семинары, конференции, работу от университетов и иных научных организаций из-за рубежа некоторые посольства вообще не берут пошлину за визу (например, Германии), а подавляющее большинство других берут в несколько раз меньше. Во-вторых, открывают тебе эту визу с минимальными временными и прочими издержками… Для примера, обратная ситуация — обращение в посольство молодого человека за визой с целью попутешествовать по стране назначения автостопом…

Вариантов различных конференций по твоей тематике и не очень — не просто много, а очень много… Где хочешь, и когда хочешь — и на Канарах, и на Гаваях и в прочих курортных и не очень местах. Было бы желание и возможности. У буржуев вообще широко распространена практика совмещения полезного с приятным и во время конференций атмосфера самая дружелюбная и располагающая…

Если ты действительно пахал и что-то заслуживающего внимание наковырял, то твои труды рано или поздно оценят. На тех же конференциях ты познакомишься с массой людей — полезных и не очень. С кем-то у тебя заведутся контакты… Но это скорее правило для любой профессиональной среды — специалисты в одной области обычно друг друга если очно и не знают, то о существовании конкурентов точно представление имеют…

А дальше — мир у твоих ног. Хочешь — работай в международном коллективе над общей проблемой, консультируясь по е-мейлу. Хочешь — ищи варианты на стажировки от месяца до трех. Можешь поступить в западную аспирантуру если здесь не судьба.

После защиты вариантов попутешествовать и поработать обычно больше, но здесь имеют место уже иные факторы — семья, ребенок, старики родители и т.п.

Ну и если брать крайний вариант — оставление нашей хмурой Родины на совсем, то можно, по крайней мере, “сориентироваться на местности”, где тебе больше нравится и где на тебя больший спрос. Хотя бы в глобальном смысле…
Хотя по своему опыту могу сказать, чем больше узнаешь о реалиях забугорной жизни тем меньше желание там надолго оставаться. В конце концов булка хлеба с маслом, и даже может быть и с икрой (кому как повезет) — не есть самое главное в жизни…
Tags:
Hubs:
+65
Comments45

Articles