Pull to refresh

Юзабилити-ревью Хабра (пожелания)

Reading time 9 min
Views 1K
Поскольку администрация сейчас внимательно смотрит за предложениями, чтобы некоторые из них реализовать, а системы тикетов на сайте нет, я решил собрать популярные чужие предложения и некоторые свои в один список, обосновать и предъявить на суд читателей в одном месте. Предложения сгруппированы, чтобы создать какую-то видимость системы тикетов и было удобно называть проблемы в сокращённом виде. (Список не претендует на полноту, истину и всеохватность.)

Похожие попытки анализа ошибок производились периодически в различных «аудитах» сайта, добровольно сделанных одним или разными авторами (один из примеров). Пожелания часто выражались и другими способами. В частности, моё видение дизайна и юзабилити частично выражено в работающих юзерскриптах (статья про скрипт) и стилях (ZenComment, HabrAjax, их всегда можно найти по ссылкам с моей личной страницы), но лишь частично, потому что я вынужден придерживаться существующего дизайна, и, кроме того, мы видим решения, но не постановки проблем, а далее перечислены именно постановки — решения могут быть иными и разными.

Перечисление будет идти последовательно, в порядке HTML-кодов страницы сайта, от шапки до футера. Специфические страницы будут описаны отдельно.

Группа проблем различных меню


* Дубль-ссылка на лого и в меню
Пусть это малое неудобство, но по порядку начнём с него. Ссылка на лого и первая ссылка в главном меню («посты») не различаются, ведут на главную страницу. Наверное, это устраивает тех, кто читает только главную (жми, куда хочешь), но шапка сайта теряет в содержательности, создаёт озабоченность пользователю, который видит одинаковые результаты на разных ссылках и пытается понять, в каких случаях они могут быть разные. К тому же, нет подсказки, как на лого, что «посты» — это тоже главная страница. Возможное решение: сделать «посты» другой ссылкой, например, «за последние 24 часа».

* Неэффективность системы подменю
Достаточно полно было описано мной в ответ на похожую статью про неэффективность подменю другого сайта: habrahabr.ru/company/webprofessionals/blog/132564/#comment_4401350. Кратко — чтобы пройти по меню сайта, нужно делать до 4 кликов, при том, что оно не архисложное и содержит всего лишь порядка 20 ссылок, если учесть специальные страницы (которые, к слову, страницами быть не должны — настройки, блоки авторизации). Возможное решение: все 20 ссылок вполне можно держать свёрнутыми на 1 странице и иметь доступ к ним по наведению мыши и 1 клику.

* Меню пользователя
Уже упоминалось — настройки личной страницы представляют собой отдельную страницу, а не поля личной страницы, которые можно редактировать.

* Мелкие ссылки переходов на страницы
Есть, конечно, кнопки Ctrl + «вправо», но зачем кнопки для мыши такие мелкие? Решение: в ZenComment я их не только увеличил, но и зафиксировал в окне слева внизу. В результате, легко не только кликать, но и узнать, на какой по счёту странице находимся. (Да, да, это не обязательно, каждый может присмотреться в адресную строку. :) )

* Заголовки статей


У компаний и блогов — очень огромные названия. Не очень понятный индекс блога — тоже. Нет смысла в огромном названии, если мы всегда знаем место его расположения.

* автор, дата и источник не указываются вверху статьи
Да, они внизу тоже нужны, но и вверху тоже. Важная характеристика — когда это написано и перевод ли это. Если последнее ещё видно по зашифрованным буквам «Z-я» (да, ещё не все жители Земли это знают, просвещаем, как можем), то дату приходится искать где-то в середине страницы, и автора тоже. Решение — в HabrAjax есть настройка, при которой эти данные дублируются вверху (к примеру, так).

* ссылка источника в переводах — такого же цвета, как автор и как комментарии
Это чуть-чуть замедляет восприятие; ведь нет проблемы сделать цвет немного другим, и взгляд будет различать ссылки.

* Как упоминалось, довольно легко пропустить знак того, что статья — перевод
Для большей отличимости я, например, устроил подцвечивание фона заголовка (бледный синий, в ZenComment).
UPD 2012-07-10: добавлено явное указание «перевод» по типу, как «из песочницы» появилось примерно в мае 2012.

* Аннотации статей


* Длинные названия блогов, компаний и статей занимают много места
Очевидно, что для привлечения внимания такой недостаток подталкивает авторов давать очень длинные заголовки в рекламных целях. Или наоборот, они были бы рады сделать меньше, но не могут.
Решение — делать шрифт заголовка в зависимости от длины названия, а длинные названия блогов обрезать (пользователи не виноваты в том, что они такие длинные). Реализовано в HabrAjax.

* Что-то делать с длинными текстами до ката
Тоже, сподвигает нерадивых рекламщиков писать слишком много за счёт других, вставлять большие картинки. Решение — ограничить размер картинок до ката до примерно 100-120 пикс высоты и принудительно ставить их справа (и не более 2). Там же справа — прокрутка для очень длинных аннотаций. Кто не поместился — сам виноват, его прочитают при развороте статьи или по скроллингу.

* правые и левые рисунки вытесняют текст, если они большие
Решение — ограничить для них max-width: 50% (пример можно увидеть в ZenComment).

* Кнопки соцсетей, даже если ими читатель не пользуется
Он мог бы отключить показ кнопок соцсетей, если заведомо не имеет аккаунта в определённой сети.

* Публикования


* Показ кнопок оценок, даже если они не функциональны
Пусть этот финт работает для подсказки случайным посетителям о том, что оценивания бывают именно в этом месте. Но явно лишне для авторизованных посетителей.

* Близко расположенные кнопки оценок комментариев
Пример размещения их по разные стороны от значения оценки есть в ZenComment.

* Публикование сообщения по Ctrl + Enter
(Это ещё работает!)
Может быть, на первый взгляд это кажется признаком «продвинутости» интерфейса, но, на самом деле, есть подозрение, что 90% ошибок неожиданной отправки сообщений происходит вследствие этого. Даже если пользователь о нём знает, он случайно может нажать Ctrl + Enter при вводе текста (я знал, но происходило), а исправить отправленный комментарий нельзя. Возможное решение: я лично поставил в скрипте (HabrAjax) блокировку на это действие, и, поскольку всегда пишу под юзерскриптом, ошибки неожиданной отправки сообщений у меня прекратились. Для администрации — наиболее просто было бы — отменить правило, удалить его из всех форм ввода. Или, глядя на другой недостаток, ввести правило возможного редактирования отправленного комментария в первые 5-20 минут или пока его не посмотрели другие (но не менее какого-то времени).

* Близко расположенные кнопки «Предпросмотр» и «Отправить»
Они большие, поэтому ошибка маловероятна, но ведь места справа много. Что мешает кнопку отправки хотя бы отодвинуть от предпросмотра?

* Срабатывание <br> в тегах Source и Code
Я об этом баге писал в техподдержку ещё летом — ничего не сделано, хотя ответили в письме.
Креш-тест: введите
<source lang=«javascript»>
a="<br>";
</source>
Затем нажмите «предпросмотр» (при отправке то же самое, проверяли в почте с месяц назад).
UPD 2012-07-10: для SOURCE исправлено 9 июля 2012.

* Никак не появится Source, Blockquote среди кнопок тегов
Решено в HabrAjax.
UPD 2012-07-10: SOURCE появилось 12 апреля 2012.

* Как-то близко стоят кнопки над полем ввода, приходится прицеливаться
Раздвинуты в HabrAjax и в другом скрипте (от Crea7or), если он сейчас в строю.

* Неожиданное избыточное модальное окно при вводе некоторых тегов
Отвлекает от поля ввода, внимание переходит на середину окна. В постоянно цитируемом скрипте — услуги модального окна отключены.

* нет роста поля ввода при увеличении объёма текста в нём
И даже выключен стиль resize. Включён в HabrAjax (по высоте).

* Отсутствие системы тикетов
Пользователь, увидевший баг, остаётся один на один с почтой техподдержки. Он даже не знает, писали ли про этот баг другие и как давно он появился. В комментариях и в интернете он может увидеть описания других багов, поэтому аргумент «мы скрыли тикеты, чтобы никто не знал, что ошибки есть» не работает, а сервис не имеет того, что есть кругом и бесплатно ( простейший пример — сайт reformal.ru, платный пример (классика) — getsatisfaction.com ).

* неудаляемость комментариев
Даже если пользователь сделал грамматическую, логическую (или фаталистическую :) ) ошибку, он не может её исправить в своём же сообщении. Он может где-то там, внизу написать, что читать, мол, не так, а иначе, или вообще не читайте это, но это же будет ПОТОМ и ВНИЗУ. В то время как администрация и пользователи других полноценных ресурсов исправлять свои сообщения могут. В итоге — явная дискриминация и игра в одни ворота. В наилучшем (и нормальном, достойном) положении находится только автор статьи, который может удалить статью. Но тут другая проблема — удаление сообщений всех остальных пользователей.

* Удаляемость комментариев
Если пользователь (или кто-то другой) удалил статью, удаляются все комментарии других авторов, что тоже противоречит принципам управляемости собственными сообщениями. Как решать? Наилучшее решение (для информационного ресурса) видится — предложение пользователям переопубликовать свои комментарии в другом месте. Для этого они всего лишь должны быть видны автору в списке своих комментариев и помечены как невидимые, а сейчас они просто удаляются отовсюду (кроме черновика автора статьи), и если пользователь написал что-то ценное — он это теряет, и теряет также время на набор своих комментариев.

* удаление сообщений и статей (!) пользователя, которого удалили с сайта
Это касается не только информации, необходимой к удалению по законам страны или по правилам сайта, но и вообще всех (!) сообщений пользователя, не имеющих отношения к причинам удаления автора.
Тут — явный провал в понятии информационного ресурса вообще. Если информация на ресурсе беспричинно уничтожается — это уже не информационный ресурс. Любой пользователь будет вынужден копировать информацию и сохранять её на настоящих информационных ресурсах.

* неточности правил
Встречаются многочисленные неточности и неинформирование. Их собирали и пытались исправить, но они остаются. Примеры:
— говорится про 100 символов, доступных для заголовка опроса, а на самом деле их может быть не более 90.
— нигде не предупреждается, что опрос нельзя редактировать после публикации. (По идее, предупреждение должно быть прямо перед кнопкой публикации.)
— нигде не предупреждается, что длина статьи не может быть более 43706 символов (или чуть больше),
— нигде нет информации (см. «нет системы тикетов»), исправлен ли этот баг в течение как минимум года, когда он был (мной) обнаружен)

Таких неточностей правил — более десятка, но отсутствие инфраструктуры для их удаления и отслеживания учит относиться к ним снисходительно и прохладно.

* Наличие закрытой информации
Сообщение, которое было бы интересно всему миру, оказывается закрытым среди читателей сайта или даже среди подписчиков одного блога. Не было бы проблемой, если все блоги разделялись на закрытую и открытую части. Сейчас — ещё хуже — модератор иногда молчаливо настаивает на перенесении какой-либо статьи в некоторый блог, а обратное перенесение считает несогласием с действиями администрации и банит (меня банили на запись и голосование на неделю за двойную попытку опубликовать статью о Хабре в открытом блоге). Решение — пометка автором, какую он желает иметь видимость статьи, а модератор может просто установить метку неглобальной видимости для статьи, а не для блога, если так считает нужным, и без создания конфликтов.

* В сайдбаре


Есть тривиальные блоки информации — которые повторяются на всех страницах и поэтому их смотреть просто неинтересно.
Это — популярные блоги, «лучшие компании». Рейтинг меняется редко, поэтому смотреть на такие блоки интересно только на первых порах случайным посетителям. Зарегистрированным более месяца, думается, уже начинает мешать.

* Искажённое акцентирование ссылок в «прямом эфире» и в «QA»
Блок — сам по себе полезный тем, что «закопанные» и отхабренные темы имеют шанс попасть под взгляд других читателей. Но ссылка ведёт на конкретное сообщение и на личную страницу автора сообщения. Зачем автор? Зачем сообщение, если читателя заинтересовал заголовок, а не неизвестное пока ему сообщение? Решение — в HabrAjax разместил ссылки иначе, как интуитивно ожидается — на конкретное сообщение — на нике автора (хотя вряд ли по ней будут ходить), на статью — на названии статьи.

* Неинформативность сообщений о работе
Не говоря о том, что такого блока 80-90% читателей не нужно (потому что они живут не там, где это предлагают), убраны данные о местоположении из ссылки. Но ведь от этого ссылки не стали более ценными! Они стали, наоборот, более вредными, потому что по клику оказывается, что это — из другого города и даже страны.

* футер
Правила сайта спрятаны где-то в середине многочисленных списков.

==========================================================

UPD: Замечание про минусующих в карму. Не хотел писать в списках проблем, потому что уже обсуждали в другом месте раз 20, но придётся.

Это ещё одна сравнительно новая проблема Хабра. Её, думаю, скоро решат введением автоматического убавления кармы минусующим — было замечание от кого-то из разработчиков. Проблема состоит в том, что минусующие за последний год стали очень злыми. Если год назад в среднем на 20 минусов в комментарий бывал один минус в карму, из чего можно было сделать выводы, сейчас на 2-3 минуса в статью и даже в некоторые комментарии (если вверху страницы) приходится 1 минус в карму. Причём, минусы могут появляться по совершенно безобидным поводам и при выражении частного мнения в правильном месте. И это не один случай (наверное, не только со мной, судя по комментариям в других местах). Пример про себя — за совершенно безобидное высказывание («Спасибо, быстрее надо отключить автообновление...»), что я не собираюсь обновлять версию Firefox с 8-й на 9-ю и обоснование этого я получил море таких же злобных минусов, пришлось защищаться, и в итоге потерял около 4 единиц кармы (минусов штук 7, плюсов — остальные, и то только после просьбы о помощи). И на самом деле ведь отключил автообновление именно по этой причине, и благодарность автору статьи — искренняя (обновление с 7 на 8 пропустил, были проблемы с аддонами).

Вот и сейчас: статья размещена в правильном месте. Блог — «Хабр», прошло 3 часа. На 6 минусов в статью — 2 минуса в карму. Спрашивается, кому из подписчиков (не случайные люди, читают про сайт, знают, что делают) может так зверски не нравиться обсуждение содержания, что голосуют в карму? Причину вижу в осознании порога безнаказанности и в увеличении числа таких людей, которые не склонны беречь экосистему сайта.

Выводы — люди озлоблены несправедливостью анонимного голосования за карму и отыгрываются на ком только можно при малейшем поводе и намёке на справедливость минусования.

Опа, пока писал это дополнение, статья вышла на главную, уже на 7 минусов в статью — 4 минуса в карму. (При том, что про карму не было ни слова.) Спасайте, кто может.
UPD через 2 часа: борьба добра со злом идёт с переменным успехом: 2 плюса, 2 минуса.
(Ведь это же неправильно, что приходится заботиться о вещах, не связанных с материалом.)
UPD к утру: счёт +5, -2.
UPD к вечеру: счёт +4, -1. И всё же, это не метод оценивания, когда в защиту от минусовальщиков кармы надо про них сказать и предупредить. Первые 4 минуса — это однозначно, были злобные безнаказанные минусовальщики (абсолютно никто не высказался отрицательно в комментариях), когда добродушные читатели молчали, так как никому не придёт в голову просто так подавать милостыню, когда не просят.

Вопросы: ЧЯДНТ?
Кто все эти злые люди? Почему их так много?
Что они делают здесь, в блоге Хабра и раньше, во всех остальных блогах?
Tags:
Hubs:
+71
Comments 35
Comments Comments 35

Articles