Pull to refresh

Синдром вахтера

Reading time 4 min
Views 8.8K
Не так давно на Хабре многоуважаемый freetonik опубликовал прекрасный перевод видео с Ричардом Фейнманом. Среди многочисленных поучительных историй в нём меня очень зацепила одна — о том, как 13-летний Ричард пришел в библиотеку за книгой по мат.анализу и на вопрос библиотекаря «Зачем она тебе в твоём возрасте?» был вынужден соврать, что она для его отца. Ему тогда было стыдно и неловко. Нечто похожее было когда-то и в моей жизни.

Я учился классе в седьмом или восьмом, на дворе была середина 90-ых. На уроке физике, одном из любимейших моих предметов, как-то зашла речь о чем-то очень узкоспециализированном и интересном. Учитель обмолвился, что тот, кто подготовит расширенный доклад на эту тему удостоится респекта и заслуженной пятерки. Не то, чтобы я очень хотел пятерку, но интересная тема вкупе с желанием блеснуть эрудицией — в общем, я решил заняться. Покопал учебники, домашнюю, школьную и районную подростковую библиотеки — ничего. Можно было, конечно, поискать в Интернете — но вернемся к началу абзаца и уточним время повествования. Откуда в те времена взяться Интернету?

Но было в нашем городе еще одно место, где можно было попытать счастья — Областная Научная Библиотека. Огромное новенькое здание на центральном бульваре, окна-витрины, перед входом клумбы и фонтан. Для меня оно было чем-то между Институтом Времени из «Гостьи из будущего» и НИИЧАВО из книг Стругацких. Все говорило о том, что это место переполнено мудростью, а работают в нём сплошь люди, цель жизни которых — нести свет знаний в народ.

Ну я и пошел. И что же я увидел? Пустые залы, покрытые пылью полки и пару библиотекарей пост-бальзаковского возраста. Но не это потрясло меня. Оказалось, что пользоваться Областной Научной Библиотекой могут только студенты, аспиранты и преподаватели. Ну накрайняк люди, по работе связанные с наукой (журналисты, лаборанты, технологи). Но уж никак не школьники! Вы, шалопаи, дескать, тут все перепутаете, порвете и потеряете. Так что нефиг. В крайнем случае — принеси письмо от директора школы и родителей, что бы отличник, олимпиадчик и хороший мальчик и тогда, может быть… А кроме того, для регистрации нужно уплатить некоторую сумму — что-то около 2-ух долларов на сегодняшние деньги. Ну что такое 2 доллара сегодня? Фигня. Но откуда такие деньги у школьника тех лет? Даже для бюджета моих родителей-инженеров это тогда были вполне себе деньги.

В общем, я развернулся и ушел. Доклад остался не написанным, пятерка не полученной. Не то чтобы моя жизнь после этого пошла по наклонной, я начал пить, курить и через год сел по статье — нет. Но было обидно. В следующий раз порог этой библиотеки я переступил спустя почти 10 лет, выпускником ВУЗа в поисках списка литературы для дипломного проекта. Конечно, уже был Интернет и никакая литература мне была не нужна, но науч.рук сказал, что писать MSDN и Google в дипломе нельзя — нужны уважаемые авторы и толстые монографии. Что ж — за это десятилетие изменилось столь многое, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но не в этой библиотеке. Здесь были все те же сторожевые библиотекари, блюдущие бессмысленные пустоту и тишину прохладных залов. В этот раз у меня был и студенческий билет и нужная для регистрации сумма, так что проблем не возникло. Но сразу за мной к стойке регистратуры подошел паренёк лет 15-ти, спросивший как он может получить пару книг по химии. И угадайте, что произошло дальше? Всё верно! Та же лекция 10-летней давности о том, кому тут можно читать умные книги, а кому еще не положено. Парень испуганно извинился и развернулся. Я хотел было сделать доброе дело и предложил ему взять любые книги на моё имя, но он как-то подозрительно на меня посмотрел и отказался. В принципе, я его понимаю — только что у него в голове рухнула картина логичного мира и была утрачена вера в человечество, а тут какой-то незнакомый дядя предлагает нахаляву помощь, ну его нафиг на всякий случай. Мальчик ушел, а я в сердцах высказал библиотекарю, как они неправы в политике обслуживания клиентов. Безрезультатно, конечно.

К чему я это всё веду.


Во-первых, таких библиотекарей стрелять увольнять надо. Сразу и не задумываясь. А заодно с ними всех страдающих синдромом вахтера. Сколько еще молодых людей по всей стране и миру были отшиты в аналогичных ситуациях библиотекарями, получили ответ «тебе это рано знать» от бездарей-учителей, словили «отстань» от родителей, не желающих уделить время ребенку и т.д. Роль всех вышеуказанных людей — направить и помочь, а не послать и забыть. Если они этого не понимают, ну значит нечего было идти в библиотекари, учителя или становиться родителями.

Во-вторых, я время от времени наблюдаю за попытками то тут, то там установить контроль над Интернетом, создать Великие Файрволы и решать что кому можно читать, а что кому нельзя. И каждый раз во мне возникают смешанные чувства — от агрессии к тем, кто это делает, до сочуствия им же (поскольку они будут неизбежно свергнуты своим народом). Свободный доступ к информации в Интернете пора бы уже вписать в набор общечеловеческих прав и гарантировать конституциями и международными законами. Я сам хочу решать, нужны ли мне социальные сети, оппозиционные сайты и независимая пресса. Чёрт, да даже баннеры и порно! Совсем недавно, после беспорядков в Лондоне, полиция заявила, что мародеры координировали свои налеты на магазины с помощью Facebook и Twitter и предложила отрубить их на территории Британии до лучших времен. Это на полном серьезе обсуждалось в парламенте. Слава Разуму, там все же сидят нормальные люди и на это не пошли (и потому правительство Британии останется у власти еще долго, а вот всяких там стран, позволивших себе аналогичные меры — нет).

Закончить хотелось бы в духе всем известного манифеста хакера: ограничить распространение информации в современном мире нельзя, любой, кто попытается это сделать, неизменно потерпит поражение. А если у Вас есть возможность этому поспособствовать — не бойтесь это делать, правда на Вашей стороне.
Tags:
Hubs:
+202
Comments 151
Comments Comments 151

Articles