Pull to refresh

Иллюзия конфиденциальности

Reading time 4 min
Views 1.5K
В последнее время прессу переполняют истерические статьи о наступлении «Большого Брата» на нашу личную жизнь. Откройте любую свежую газету, и прочтете о шпионских самолетах, парящих над вашим домом, о микрочипах, встроенных в ваш мусорный контейнер и про скрытые камеры, следящие из кустов за каждым вашим шагом.
Основная идея подобных статей ясна – это правительство пытается любым способом собрать информацию о нас. Однако на деле все обстоит немного иначе. Да, наша частная жизнь действительно теряет статус конфиденциальной, однако виноваты в этом не чиновники. Виноваты мы сами.
Мы добровольно выкладываем информацию о себе в социальные сети, мы с восторгом покупаем фотокамеры, которые отмечают наше местонахождение в момент съемок и передают эти сведения прямо в интернет. Современные технологии позволяют фиксировать и хранить детальную информацию о нас, о наших привычках, интересах и поступках, и при необходимости передают эти сведения заинтересованным лицам. И не всегда – в наших собственных интересах.
Новые технологии появляются каждую неделю, и каждая из них хочет знать о нас все больше – вплоть до нашего внешнего вида. В новые ноутбуки уже встроена специальная программа распознавания внешности, позволяющая компьютеру в буквальном смысле узнавать своего владельца. А последняя версия интернет-обозревателя Firefox фактически может отслеживать каждый ваш шаг, пока вы находитесь в Интернете.
Справедливости ради следует отметить, что это всего лишь одна из опций обозревателя, которую пользователь может активировать самостоятельно. Но разве можно устоять перед соблазном, ведь так приятно, когда коллеги мгновенно узнают, в какую именно страну вы уехали в отпуск, а вэб-сайты постоянно подсказывают, где находится ближайшая кофейня. Однако за всеми этими преимуществами скрывается масса подводных камней, которые ставят под сомнение их истинную ценность для потребителя.
Отец-основатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли разработал концепцию развития «Семантической паутины». Согласно его предположениям, в недалеком будущем все наши перемещения в Интернете будут фиксироваться и использоваться, а большую часть интернет-трафика составит обмен информацией между различными программами, управляющими каждым аспектом нашей повседневной жизни.
Впрочем, вернемся в к реальности. Оставляя немного сведений о себе на каждом из сайтов, мы искренне верим, что эта разрозненная информация не представляет для нас угрозы. Но что будет, если кто-то сможет объединить все эти данные? «Вы сообщаете информацию о себе, полагая, что она будет использована для какой-то одной конкретной цели, — говорит Дэнни О’Брайан, сотрудник американского фонда Electronic Frontier Foundation (EFF), занимающегося защитой частной жизни и свободы слова. – И рассчитываете, что можете управлять этими данными, контролировать их распространение».
«Однако задумайтесь – сначала вы заполняете анкету на одной из социальных сетей, скажем, на MySpace, затем используете броузер, отслеживающий ваше местонахождение, потом включаете интернет-сервис, сохраняющий информацию о ваших покупках… Постепенно возникает целая система данных о вас, вашей жизни, ваших друзьях и интересах, и все эти данные тщательно отслеживаются».
Но зачем вообще кому-то нужна эта информация? Поскольку речь идет о коммерческих компаниях, ответ прост: целевая реклама. Преимущества целевого маркетинга впервые использовал Amazon.com, когда начал рекомендовать своим покупателям новые книги, отобранные на основании их прежних покупок. Система работает просто: чем больше данных мы сообщаем о себе, тем больше предложений получаем взамен, поднимая продажи компаний до заоблачных высот.
Сейчас этот принцип используется повсюду. Last.fm фиксирует все прослушанные вами песни, услужливо предлагая похожие треки – и ссылки на платную закачку альбомов любимых вами исполнителей. И, кроме этого, судя по последним сплетням, еще и предоставляет эту информацию RIAA. Вы зарегистрированы на GMail? Как только вы авторизуетесь в системе, она начнет фиксировать каждую открытую вами страницу, анализируя ваши привычки и интересы и предлагая потенциально интересные вам товары и услуги – эта рекламная схема приносит Google миллионы долларов в год.
Сейчас мало кто беспокоится об этом. Но если верить О’Брайену, последствия новой системы вскоре начнут проявлять себя.
Уверены ли вы, что компании способны надежно защитить свои базы данных? «Для компании не составляет труда хранить полученные данные, им нет смысла уничтожать их, — говорит О’Брайен. – Но случаи утечки такой информации нередки. Мы называем это «Информационным кораблекрушением» — компания разбивается о метафорический айсберг, и все сведения о ее клиентах выплескиваются в открытое море. И когда это происходит, за конфиденциальность уже никто не отвечает».
Хотя О’Брайен и не утверждает, что перед нами намеренно спланированный сценарий, подобный антиутопии «1984», однако направление развития технологий не исключает подобную возможность. Особенно учитывая последние изменения законодательства многих европейских стран. «Правительство всегда найдет способ заставить компании раскрыть свои базы данных, — говорит он. – Раньше у них было меньше возможностей для этого, но сейчас компании фактически будут действовать от имени и в интересах государства».
В целом описанная картина действительно способна превратить в параноика даже самого уравновешенного человека, однако выбор, в любом случае, только за нами. В следующий раз, прежде чем подключить очередной заманчивый сервис, задайте себе вопрос — а нужны ли вам на самом деле эти «новые возможности»? И стоят ли они того, чтобы отдать за них свою частную жизнь?

Хабраследопыты. Проверь, много ли знает о тебе веб?

via
guria
Tags:
Hubs:
+23
Comments 183
Comments Comments 183

Articles