Pull to refresh

Век Релевантности

Reading time4 min
Views778
image

Что будет следующим прорывом в социальном вебе?

Этот вопрос является чуть ли не самым любимым среди всех энтузиастов, посвящающих себя технологиям и Интернету. Общий тренд нащупан уже давно — переход от простых социальных сервисов к персонализированному и релевантному контенту.

Ключевым элементом этого перехода является возрастающее значение понятия «интерес», наряду с «социальный». Сегодня Facebook, Twitter и Google работают над доставкой конечному пользователю только того контента, который интересен его окружению, в то время как некоторые стартапы работают исключительно с интересами пользователей, не глядя на их «друзей».

Релевантность — единственное решение проблемы информационной избыточности.


Матрица приведенная вверху показывает процесс появления различных информационные сервисов в сети, с течением времени.

Фаза 1: Поиск

Именно благодаря нему Google получила доминирующее место в Интернете несколько лет назад, используя PageRank для того чтобы определить наиболее популярные страницы по мнению других пользователей.

Фаза 2: Web 2.0 и социальные закладки

В эру Web 2.0 сервисы социальных закладок приобрели огромную популярность, позволяя быстро и эффективно отслеживать именно тот контент, которые релевантен (интересен) конкретному пользователю. Сайты типа Reddit и StumbleUpon и сегодня генерируют миллионы просмотров веб-страниц.

Фаза 3: Персональные рекомендации

Такие сервисы, как Hunch, GetClue и некоторые другие сфокусировались на построении графа интересов пользователей, для того чтобы приносить им на порог персонализированные рекомендации, сгенерированные с помощью «движка предпочтений».

Фаза 4: Персональный интуитивизм

Последняя грядка выросших стартапов фокусирует свое внимание на персонализации, основанной на сочетании интересов и социального окружения. Здесь как нельзя лучше подходит термин «Personalized Serendipity» — интуитивная прозорливость, который ввел в обиход Джефф Джарвис описывая такие сайты, как Gravity, my6sense, Genieo и TrapIt.

Что такое «релевантность» на самом деле?


Битва против информационной избыточности часто представляют в виде выбора между релевантностью (обоснованностью, интересностью) и популярностью, где «релевантность» равна «персонализации» против популярности.

Но, как это часто бывает, релевантность не всегда означает персонализацию. Релевантность динамична — она зависит от нужд и потребностей человека в конкретный период времени. Бывают ситуации когда пользователь хочет узнать самые горячие (значит популярные) новости или истории, а бывают ситуации когда этот же самый пользователь ищет персональный контент — то, в чем заинтересован только он.

Существует и несколько подходов к фильтрации информации и создания из нее релевантного, в данном случае и популярного, контента. Google, Paper.li и PostRank это примеры фильтрации основанной на алгоритмах, в то время как Reddit, Hacker News используют краудсорсинговый подход (который крайне эффективен в полузакрытых социальных группах). Klout может использоваться для фильтрации лент Twitter'а по их влиянию, а Facebook использует социальные группы для фильтрации новостей поступающих конечному пользователю, а так же достает социальные сигналы из своих новых комментариев. Местонахождение (локация) — еще один крайне эффективный сигнал для доставки пользователю релевантного контента, особенно в мире мобильных телефонов и технологий.

Другими словами, релевантность присуща каждому из сервисов занесенных в матрицу, и ни один из этих подходов к созданию релевантности не является идеальным. Не существует и ультимативного подхода к понятию релевантности. Генри Нотхафт, CMO стартапа TrapIt, описывает это как «миф о светлой поляне».

Но даже он понимает, что конкурентное преимущество получит тот кто предложит несколько способов обнаружения и фильтрации релевантного контента, а так же сделает его гибким и доступным любому пользователю.

Quora: пример использования интересов

Quora является пионером в использовании интересов пользователей, более того — интересы служат доминантным сигналом при формировании новостной ленты каждого конкретного пользователя. Каждому новому пользователю предлагается следовать интересным ему топикам, в качестве процесса ознакомления с сайтом, и каждому пользователю сразу же становится ясно что «следовать» за топиками не менее важно, чем «дружить» с другими пользователями.

Лента новостей конкретного пользователя в Quora это интересный пример того, что на самом деле произойдет если вы смешаете интересы с социальным окружением. Результат — удивительный, это та самая зависимость которую многие испытывали, но которую так сложно объяснить. Новый результат отображается в вашей ленте не потому что вы «подружились» с другим пользователем, а потому что вы «подписаны» на тему которая вам интересна.

Именно это ведет к интуитивной прозорливости, или внезапной релевантности, которая цепляет многих людей не позволяя им «соскочить с иглы».

Война за интересы пользователей разгорелась между Facebook и Twitter в прошлом году. Как удалось молодому стартапу победить две компании с опытом и серьезными финансами, в этой игре?

Для начала стоит отметить, что Quora была выращена на интересах, они же являются основой структуры веб-сервиса. Колонка «Browse Interests» в Твиттере слишком общая и примитивная для ее эффективного использования. И несмотря на то, что у Facebook есть инструмент для публикации новостей в вашу ленту, большинство тех, кто мог бы их публиковать, так и не разобрались с функционалом и использованием этого инструмента (речь идет, конечно, об Open Graph).

Кстати — это является причиной по которой кнопка Like теперь публикует всю историю в вашей ленте. Будущее, определенно, принадлежит тому кто сможет наиболее эффективно обрабатывать интересы, нужды и цели пользователей.

Применение релевантности в Интернете, в долгосрочной перспективе, может принести сочные плоды не только пользователям, но и разработчикам, и рекламодателям. Лучшее использование интересов приведет к более точному таргетингу, потенциальному уменьшению стоимости рекламы основанной на CPM/CPC. Монетизация будет рассчитываться из показателей базы подписчиков и транзакций внутри системы, а не на базе роста пользовательской базы. Онлайн-медиа смогут сконцентрироваться на релевантных показателях, таких как интересы пришедшего пользователя и время проведенное им на сайте, вместо примитивных показов и переходов.

Социальные медиа, скорее всего, уже скоро поймут что «количество» хуже «качества» в любой перспективе. Тогда и начнется переход от количества друзей/фолловеров и траффика к системам, в которых релевантность, репутация и популярность контента будет играть большую роль.

Более того — уже сегодня интересы используются для того чтобы четче выстраивать социальные связи. Интересы будут сменятся вкусами, финансами, локациями и так далее, делая разнообразное все более релевантным.

via TechCrunch
Tags:
Hubs:
Total votes 45: ↑32 and ↓13+19
Comments12

Articles