Pull to refresh

Ударим Groupon-ом по здравому смыслу: Разбор ошибок предпринимателей и анализ бизнес-модели сервиса

Reading time 6 min
Views 4.1K

Эпиграф

Продавать ценный товар ниже себестоимости массам – это тонкое издевательство над здравым смыслом. Максим Крайнов


Секрет успеха Групона


Компания Groupon возникла в 2008 году на основе идеи покупок по коллективным скидкам. В момент своего старта система насчитывала 500 подписчиков, которых основатель сервиса Эндрю Мэйсон смог привлечь из своего более раннего проекта. Компанию сразу же охватил бурный рост. Условия для этого роста на фоне мирового финансового кризиса были очень благоприятными. Среди обедневших покупателей как никогда был высок спрос на скидки, а у продавцов зачастую не было шанса вообще продать свой товар. Поэтому участие в акциях Групона многие рассматривали как возможность хоть как-то минимизировать убытки.

С самого начала своей деятельности Групон произвел подмену смысла идеи коллективных скидок. Продажа товара или услуги коллективу или, что называется, оптом должна быть выгодна продавцу и всегда приносить ему прибыль. Групон же предлагал продавцам работать в ноль или чаще всего в минус, продвая товары/услуги ниже себестоимости и предоставляя покупателям что-то вроде бесплатной пробы. Но не в размерах обычной пробы, а в размерах полноценной услуги. За это он обещал им известность среди широких масс. Неудивительно, что нашлось очень много любителей халявы и проект вызвал небывалый ажиотаж. Групон взлетел как на дрожжах, став самым стремительным стартапом за всю историю интернета. Используя современные средства распространения информации и грамотный маркетинг, Групон создал для потребителей беспрецедентную возможность массово извлекать выгоду из ошибок предпринимателей. Впрочем, верно также и обратное. Но это отдельная тема.

В том, что желающих получать услуги или товары в подарок нашлось очень много, нет ничего удивительного. Но почему нашлось и немало бизнесменов, захотевших делать покупателям такие подарки? На мой взгляд, одной из причин является недальновидность или маркетинговая безграмотность последних.

Чего не понимают предприниматели, сотрудничающие с Групоном


1. Групон говорит: мы завалим вас клиентами, у нас есть страшная сила — массовость, мы пригоним к вам кучу людей. Но бизнесмен и сам без труда добьется такой же или еще большей массовости, если начнет раздавать свой товар бесплатно. Только вот зачем предпринимателю такие «массы»? Чтобы, как в том анекдоте, компенсировать свои убытки их количеством? Предпринимателей гипнотизирует слово «масса» и они отказываются задуматься, что «масса» отнюдь не означает «прибыль». В случае с Групоном прибыли как раз и не предвидится. Т.к. прибыль в долгосрочной перспективе может обеспечить только целевая платежеспособная аудитория. А Групон дает не целевую и неплатежеспособную.

2. Групон торгует халявой. Не курсами, не сеансами, не обедами или путешествиями, как наивно полагают многие предприниматели. А именно халявой. В предложениях Групона покупатель видит только один отличительный признак — цену. Если предприниматель хочет, чтобы его продукция запомнилась покупателю чем-то еще, ему сюда явно не по адресу. Абоненту Групона все отличительные признаки, кроме цены, совершенно безразличны. Иначе бы он и не был охотником за скидками. Так что бизнесмены напрасно надеются, что через Групон они смогут сделать себе имя. Единственный, кто тут способен сделать себе имя — это Групон.

3. Групон манипулирует желанием предпринимателей оказаться в «элитном клубе». Он заявляет — «мы отбираем для партнерства только самые лучшие заведения в городе». Бизнесменов почему-то сильно гипнотизируют эти слова. И они не задумываются о том, что при внимательном рассмотрении этот «элитный клуб» может оказаться клубом дураков, расписывающихся в своей маркетинговой и финансовой безграмотности. Кто же еще кроме дураков будет раздавать свои товары за бесценок, считая, что таким способом можно приобрести статус эксклюзивности?

4. Узнав, что конкуренты или другие «лучшие заведения в городе» стали партнерами Групона, бизнесмены начинают считать, что и им пора сотрудничать с этой системой. Чтобы не отставать от других и идти в ногу со временем. Они слепо верят, что модное и массовое явление не может быть деструктивным. Ну не могут же все вокруг ошибаться!
Могут. Иначе бы мы не знали таких явлений как всемирное распространение табакокурения, массовые разорения на покупке ценных бумаг и финансовые пирамиды. Если слепо идти за массами, очень легко оказаться в дураках.

5. Групон создает иллюзию бесплатной рекламы, ведь предприниматель ничего не платит за участие в акции. Он только дает обещание сделать скидку. На эту удочку попадаются те, кто не понимает, что финансовые обязательства тоже имеют свою цену, и заплатить ее (с отсрочкой) предприниматель обязывается как раз в тот момент, когда заключает договор с Групоном. Ведь купоны — это своего рода ценные бумаги. И соглашаясь продавать купоны, предприниматель практически становится эмитентом. Но на каких-то совершенно абсурдных для себя условиях. Ведь по сути дела Групон покупает у предпринимателя ценные бумаги (что-то вроде фьючерсов на его услуги) по баснословно низкой цене — всего за 15% (!!!) их реальной стоимости, предложив взамен одно лишь обещание их сбыть, которое он изобретательно называет «рекламой». Далее Групон с легкостью продает эти «фьючерсы» в два раза дороже, чем приобрел. Ну что, win-win?

При этом, если оставаться честными, рекламу Групон все-таки делает. Но не услуг предпринимателей, а лишь своих новоприобретенных чрезвычайно дешевых «фьючерсов». Так за какую именно рекламу предприниматель платит Групону своими долговыми обязательствами? Чей путь к известности и богатству он финансирует? Это действительно выгодная предпринимателю модель сотрудничества и эффективный способ сделать себе имя?

Неудивительно, что Групон ищет себе партнеров только среди мелких и средних фирм. Так как только у их владельцев может не хватить финансовой грамотности, распознать эту схему. В крупных предприятиях со штатными финансовыми аналитиками такие трюки не работают.

Чем является Групон для рынка


Это пузырь. По крайней мере в рамках той бизнес-модели, которая используется сейчас. Так как Групон хрестоматийно «торгует крупными объемами 'ценных бумаг' по ценам, существенно отличающимся от справедливой цены».

Огромная часть предложения в системе Групона создана искусственно благодаря умелой эксплуатации страхов, финансовой безграмотности и стадного чувства предпринимателей. Таким образом, рычаги Групона очень похожи на рычаги спекуляций на рынке ценных бумаг. Как и любой другой пузырь, Групон дестабилизирует рынок, вносит в отношения продавец-покупатель элемент экономического нонсенса, что не может в целом не отразиться на рынке негативно.

Например, Групон производит локальный демпинг продуктов. Причем демпинг совершенно бессмысленный. Т.к. он не имеет своей целью перераздел рынка. Это просто побочный эффект деятельности Групона, причем невыгодный ему же самому. Потому что спрос на локальную услугу по обычной цене резко падает, а значит часть предпринимателей будет разорена и выведена из игры (я сейчас как раз наблюдаю, как это происходит в Берлине). И для самого же Групона, таким образом, возможность покупать предложение будет неудержимо иссякать. Такая паразитическая схема не может долго работать на одном месте. Именно поэтому Групон и вынужден агрессивно расширяться.

Чем же все это закончится?


На мой взгляд, варианта два — или Групон найдет другую бизнес-модель, или схлопнется, как только упрется в потолок расширения. Рынки некоторых видов услуг будут взбудоражены, часть предпринимателей разорится вследствие демпинга, часть сможет найти способ урезать себестоимость, усилить преимущества и начнет работать более эффективно. Многие бизнесмены получат прививку от глупости и поймут, что массовое стремление убить конкурентов ценой ниже себестоимости обращается большим дестабилизационным минусом для всей отрасли в целом, включая их самих.

При этом скидки в 70% никогда не станут существенной частью рынка, их не появится больше, чем во все времена до этого. Так как это невозможно по экономическим причинам. Но кое-что все-таки может получить распространение на волне нынешней купоновой истерии, а именно — специальные, сильно ограниченные в объеме пробные предложения, умело закомуфлированные под гигантские скидки. Ну или предложения типа — «купи абонемент на год, получи на первый месяц скидку 70%». Такие, выгодные предпринимателям сделки в рамках системы Групона имеют место и сейчас, но по моему мнению, их там меньшинство. Большинство же бизнесменов, оглядываясь друг на друга, просто массово валяет модного дурака, о чем мне и захотелось написать.



К идее написания этого анализа, наряду с наблюдением происходящего вокруг, меня привело чтение следующих материлов: Хабрахабр 1, Хабрахабр 2, Слон.ру, Свой бизнес, Блог Оляпки, Блог johov83.
Tags:
Hubs:
+106
Comments 138
Comments Comments 138

Articles