Pull to refresh

По-азиатски

Reading time4 min
Views513
Последние годы показали значительный прогресс, достигнутый в развитии и применении современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые, потенциально, могут быть использованы в целях противоречащих поддержанию международной стабильности и безопасности...

Примерно так мог бы начинаться очередной роман о жизни человечества в пост-индустриальном мире, разрушенным деспотичным правительством (ами?), где вместо прогресса и технологий остался только тотальный контроль, эдакая анти-утопия, в духе произведений жанра научной фантастики.

Но даже в книгах главные герои хорошо умеют различать собственные фантазии от реальности, жестокой, глупой и все-таки предсказуемой. Поэтому не дайте себя обмануть, цитата выше это начало презабавнейшего документа обнаруженного на сайте электронного правительства ООН и подписанного постоянными делегатами России, Китая, Узбекистана и Таджикистана — так сказать, мировой передовицы в области Интернет.

Но обо всем по порядку. «Кодекс поведения», представленный генеральному секретарю Организации Объединенных Наций на 66-м заседании, написан на английском языке и вряд ли содержит в себе расширение свобод интернет-пользователей, более глубокое вовлечение правительства в диалог с народом или же инициативы по созданию действительно электронного правительства. Уже из первой цитаты можно понять, что представители этих четырех стран видят в глобальной сети исключительно противника, шпиона и террориста. Если его нельзя поймать (и в самом деле — как поймать самого себя за хвост), то нужно создать эффективные инструменты контроля.

завамивыехалиИ даже несмотря на то, что принятие «кодекса» является добровольным, складывается такое чувство, что назревает нечто большее внутри четырех делегатов, подписавших документ — и если в Китае для доступа в Интернет в публичном месте уже нужно предоставить паспортные данные, то в России ничего подобного пока еще нет, зато «эффективно контролировать и предупреждать создание террористических, экстремистских» и прочих сообществ кривого толка наши силовики, и политики (что на мой взгляд одно и то же в нынешней России), мечтают уже давно. То, что этот документ показали в ООН говорит лишь о желании пост-фактум информировать мировое политическое сообщество — я не знаю как в Китае, а на просторах бывшего СССР аппаратчики «не тратят деньги на провальные проекты». То есть так или иначе…

Ключевым выводом, вытекающим из этой брошюрки, является то что страны подписавшие документ хотят получить полный контроль над тем, что происходит в Интернете на территории отдельно взятого государства (пусть четкую границу и нельзя провести), не забывая сделать реверанс в сторону общественности — мол, процесс этот многогранен и должен вовлекать в себя представителей от бизнеса и гражданского сообщества.

И сегодняшний день был бы не таким солнечным, если бы документ не призывал страны-участницы «уважать права человека и основные свободы», наравне с «борьбой против криминала и террористической активности, в ходе которой используются информационные и коммуникационные технологии, включая социальные сети».

Так как на отечественных просторах все любят обтекаемые формулировки, которые можно подтянуть за уши или другое место к практике, все подписавшиеся будут всеми силами «пресекать распространение информации, подстрекающей к терроризму, отделению или экстремизму, а также пресекать распространение информации подрывающей политическую, экономическую и социальную стабильность, а также духовную и культурную среду».

В суровой действительности это говорит о том, что если за простым PDF действительно стоит нечто большее, особенно на фоне участившихся разговоров наших политиков об «интернет-активности» и вездесущему контролю, то скоро по-большому счету любой инструмент общения или даже работы в сети может быть отрезан от русской аудитории. С помощью Facebook организованы революции на Востоке? Twitter помогал координироваться шпане, грабящей магазины в Лондоне? Решение есть!

На фоне грядущих выборов также интересно смотрится и инициатива государств «вести все элементы общества, включая информационных и коммуникационных партнеров, к более тесным отношениям с частным сектором, понимать собственную роль и ответственность по отношению к информационной безопасности».

Что касается остальных стран-участников ООН, то они восприняли этот документ очень холодно, что не удивительно. Несмотря на то, что в четырех странах принявших кодекс «чести» количество Интернет-пользователей относительно велико, вряд ли мы можем сравниться с западными соседями и отдаленными странами по проценту проникновения Интернета в жизнь простого обывателя, и, что пожалуй еще важнее, по уровню осознания этим обывателем что же такое Интернет в принципе.

Попытки подогнать виртуальный мир под территориальный суверенитет, по мнению многих, являются провальными. Не только по той причине что здесь мы наконец-то обрели долгожданную свободу и не готовы с ней расстаться, но еще и потому, что фундаментально (или, если угодно — архитектурно) эти две парадигмы не могут успешно наложиться друг на друга.

И если вдруг наши политики до сих пор не поняли, что глобальная сеть уже давно является свободным достоянием каждого, то в принципе у всех нас есть шанс это доказать. В противном случае — не удивляйтесь, если когда-нибудь за вами выедут после очередного апдейта статуса Вконтакте или резкого твита в адрес политика, которых сейчас активно приучивают «слушать что говорят люди».

В комментариях дали ссылку на текст письма на русском языке — наслаждайтесь.
Tags:
Hubs:
Total votes 42: ↑39 and ↓3+36
Comments80

Articles