Pull to refresh

Анализ целесообразности разработки мобильной версии сайта

Reading time 4 min
Views 3.8K
Мобильная версия сайта — версия сайта, на которой информация подается единым потоком в одной колонке. В результате отсуствует горизонтальная прокрутка (и необходимость в ней), и сайт занимает 100% ширины дисплея.

Анализ браузеров


Мобильные устройства все больше приближаются к персональным компьютерам по функциональным возможностям. Проанализируем статистику мобильных ОС и браузеров по рунету (по данным liveinternet):

13% — Opera mini (как правило, используется в обычных телефонах с поддержкой java2me);
2% — Mobile Safari Browser — iOS (iPhone, iPod, iPad);
1% — Android-устройства;

Таким образом, доля мобильных браузеров составляет примерно 15% от всего рунет-трафика. Это существенный процент, и с ним необходимо считаться. Динамика роста очень большая. Еще в 2009 году было лишь 2 миллиона мобильных посетителей в день на весь рунет. Теперь же их более 10 миллионов в день.

Оценим возможности браузеров этих мобильных устройств.

Opera mini

Позволяет открывать любые сайты, для этого применяет зуминг. Зуминг относительно удобен, если у мобильного устройства имеется сенсорный дисплей с поддержкой мультитач (multitouch). Однако, при использовании только джойстика навигация по странице существено замедляется. Это приемлемо, если необходимо однократно получить какую-либо информацию, и пользователь уже знаком с навигацией данного сайта. В противном случае пользователь может просто не увидеть важной информации, т.к. зуминг позволяет в один момент времени видеть только относительно небольшую область страницы. Эта проблема актуальна также в том случае, если пользователь уже был на сайте — он все равно может пропустить какую-то важную информацию.

Отдельно стоит отметить динамические элементы страницы (всплывающие блоки, нестандартные выпадающие списки и прочее). Т.к. в самом браузере отсутсвует поддержка джаваскрипт — все скрипты сначала выполняются на удаленном сервере компании «Opera software», и лишь затем результат отсылается на мобильное устройство — то нет никаких гарантий в корректной работе динамических элементов интерфейса.

Опера-мини так же имеет возможность «перестроить» сайт под мобильный вид. И многие пользуются этой возможностью (однако не все знают о сущестовании такой опции), но в таком случае браузер сам решает, в какой последовательности и в каком виде подать пользователю информацию. Во многих случаях это удобно и снижает трафик. Но далеко не всегда информация выстраивается так, как было бы удобно пользователю или владельцу сайта.

Вывод: серфинг по незнакомому сайту существенно более удобен при наличии мобильной версии.

Mobile Safari Browser (iOS)

Очень функциональный браузер с поддержкой джаваскрипт, многих возможностей CSS 3, HTML 5. Т.к. все устройства, на которых он установлен, имеют сенсорные дисплеи с мультитач, а последние версии самих устройств очень приличное разрешение — вплоть до 960 пикселей по ширине, то серфинг через такой браузер очень приближен к десктопному, однако зуминг все равно используется часто, потому что по умолчанию текст и картинки слишком мелкие. Однако, стоит отметить, что во всех мобильных устройствах отсутствует такой важный элемент интерфейса, как «наведение». Таким образом, если мы имеем, например, горизонтальное меню со вторым уровнем, выпадающим при наведении на первый, мы просто не сможем осуществить выпадание второго уровня меню на мобильных девайсах. Наведение является частоиспользуемым событием в интерфейсах. Все вышесказаное также распространяется на браузеры Android-устройств. Практически все такие устройства обладают мультитачем, джаваскрипт-движками.

Вывод: серфинг с таких устройств существенно более удобен, чем с кнопочных телефонов, однако есть ряд интерфейсных ограничений и вероятность, что пользователь не увидит какой-то важной информации из-за использования зуминга. При этом уровень трафика будет равным десктопному.

Стоит отметить тот факт, что пользователи таких устройств любят и используют особенности сенсорных интерфейсов. Следовательно, в некоторых случаях имеет смысл разработать версию интерфеса специально под такие устройства. Для этого существует специальная библиотека jQuery Mobile, которая позволяет отслеживать многие интерфейсные события мобильных браузеров (например, различные жесты, удержание пальца на элементе), а также имеет ряд втроеных элементов интерфейса, привычных для мобильных пользователей.

Трафик


Важным фактором при серфинге с мобильного устройства является стоимость трафика и скорость загрузки сайтов.
В нашей стране мобильный интернет по-прежнему дорог, медленен, безлимитные тарифы обычно имеют ряд ограничений (низкая скорость, псевдобезлимитность).

Скорость интернета даже при наличии 3g все равно очень мала.

Поэтому для многих пользователей важным фактором является «легковесность» сайта. Они предпочитают посещать простые сайты без флеш- и текстовой рекламы. Им не нужны красивые, но громоздкие интерфейсы, градиенты, анимации. Большинство предпочитают информацию в простом удобном виде. Причина этого не только трафик и скорость загрузки, но и банальные размеры экрана, которых, как правило, хватает только для отображения небольшого кол-ва информации.

Альтернатива мобильной версии


Если главная цель вашего сайта — донести текстовую информацию до пользователей, то, возможно, более лучшим и экономичным решением будет RSS.

RSS — семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами.

Все мобильные браузеры имеют возможность получать RSS. А многие телефоны имеют специальные RSS-клиенты.

Заключение


С одной стороны, практически все мобильные браузеры так или иначе способны отобразить и корректно работать с большинством сайтов. Однако, при наличии мобильной версии сайта многие пользователи предпочтут именно его, нежели «тяжеловесный», т.к. трафик и удобство являются критичным фактором в мобильном серфинге. Однако, всегда стоит давать возможность переключаться между мобильной и основной версией, т.к не все предпочитают «мобильный вид». Хороший тон — дать пользователю выбор между мобильной и основной версией прежде, чем загрузить какую-либо из них.

Примеры популярных мобильных версий сайтов:
m.vkontakte.ru, m.ya.ru, m.mail.ru и пр.

Если вы хотите сэкономить и разрабатываете универсальную версию, то старайтесь избегать таких событий интерфейса, как «наведение». Особенно это касается выпадающих элементов навигации.

Также, если вы имеете очень крупный портал с большим числом посетителей, стоит задуматься не столько о мобильной версии браузеров, сколько о разработке специальных приложений, позволяющих получать информацию в удобном виде на мобильные устройства.
Так поступили многие. Например, Vkontakte, Twitter, Facebook.
Tags:
Hubs:
+14
Comments 25
Comments Comments 25

Articles