Pull to refresh

Planet3 — новый игрок мобильных платежей.

Reading time 7 min
Views 874
Потрясения октября запомнятся многим владельцам интернет-проектам. Кто-то потерял 100 долларов, кто-то 10000. Уход с арены такого игрока, как «Русский Биллинг» не мог остаться незамеченным. И вот, вслед за появлением на рынке структуры «А1 агрегатор», взявшей на себя обязательства по выплате партнерам «Русский Биллинг» причитающегося вознаграждения, еще один крупный игрок рынка mVAS – i-Free готовится объявить об открытии компании Planet3, которая, по словам ее организаторов, станет не только самостоятельным игроком рынка мобильных платежей, но и планирует расширить сервис биллинга новыми инструментами, включая iVR. Мне удалось пообщаться с будущим руководителем компании Planet3 в неформальной обстановке, а в результате получилось достаточно объемное интервью-беседа не только о новой компании, но и о том, что же ждет мобильные биллинги в ближайшем будущем. До официального пресс-релиза я не могу назвать имя моего собеседника, но уверен, что уже сегодня-завтра пройдет официальный пресс-релиз, в котором имя-таки прозвучит. Предвещая вопросы относительно «а не боится ли он», могу сказать лишь то, что ему даны достаточно широкие полномочия, можно сказать, карт-бланш. Так что читайте и судите сами.

Иван Хрусталев: Начать, наверное, стоит с главного. Сегодня-завтра, как мне известно, компания i-Free объявит о создании компании Planet3, которая будет работать на рынке мобильных платежей. Вы можете это подтвердить?

Собеседник: Направление, которое в рамках компании i-Free уже давно было оформлено как самостоятельное направление бизнеса, отпускается в свободное плавание. Оно будет работать под своим брендом, со своей командой, будет строить свои отношения как со стратегическими партнерами, так и с клиентами, но не будет завязано на бренд i-Free.

И.Х.: Не слишком ли быстро последует это объявление? Ведь буквально на прошлой неделе об аналогичной инициативе заявил другой крупный игрок рынка. Чем обсуловлена такая спешка?

С.: i-Free всегда была одним из крупнейших игроков на этом рынке, и в начале года мы приняли решение о создании Planet3 Но отрицать тот факт, что сложившаяся на рынке ситуация не повлияла на ускорение открытия компании, я, конечно, не буду.

И.Х.: Чем Planet3 будет отличаться от своих коллег по рынку?

С.: По нашим данным, похожих компаний на данный момент нет. У большинства крупных игроков есть дочерние структуры, но они просто являются обособленными подразделениями. Planet3 будет отличаться тем, что позволит сотрудничать и выстраивать долгосрочные отношения не только с i-Free, но и с другими крупными агрегаторами. И за счет этого мы собираемся обеспечить 100%-ю надежность нашей работы и гарантировать партнерам своевременное получение средств.

Компания выходит на рынок не только с поддержкой i-Free: мы заключили стратегические соглашения о сотрудничестве с «ИнкорМедиа» и «Нева Лайн». Эти компании обладают значительными техническими и финансовыми ресурсами, и будут выполнять для нас роль партнеров по агрегации. Но, конечно, Planet3 открыта для сотрудничества и с другими игроками рынка.

И.Х.: Можно подробнее рассказать, какую роль в новой компании играет i-Free и, что самое важное, что станет с существующими партнерами i-Free Partners?

C.: i-Free является 100% владельцем компании Planet3 и будет выполнять для нее роль стратегического партнера, в первую очередь – в сфере агрегации. Что касается существующих партнеров, то можно ожидать изменений условий работы, но подробнее об этом чуть позже. Сейчас могу сказать лишь то, что изменения будут направлены в первую очередь на поддержку партнеров, а не «закручивание гаек».

И.Х.: Но получается, что Planet3 лишь посредник между i-Free и партнерами, или нет?

С.: Нет, это не так. За i-Free останется только гарантия выплат и сервисные SMS-номера, то есть агрегация. Вся сервисная составляющая, вся команда, все технические специалисты будут сосредоточены в Planet3.

И.Х.: Как по вашему мнению, с чем связан кризис на рынке мобильных платежей?

С: Часть компаний, которые занимали на рынке агрессивную позицию, сейчас переживают системный кризис. Его, в общем-то, было легко спрогнозировать уже давно и связан он прежде всего с теми коммерческими моделями, которые использовались для того, чтобы быстро отвоевать достаточно большую долю рынка. Конечно, повлияли и объективные события, которые происходят сегодня во всем мире и, так или иначе, касаются всех. Некоторые компании привлекали кредитные деньги для того, чтобы обеспечить выплаты партнерам гораздо раньше, чем к ним приходили деньги от сотовых операторов, чтобы платить авансы, закрывать проблемы фрода и другие сложности, которые возникают с финансовыми расчетами. Понятно, что эта стратегия была направлена на то, чтобы любой ценой и в кратчайшие сроки получить на рынке максимальную долю. Получилось то, что получилось. Сегодня мы видим, что такая политика себя дискредитировала. Может быть, из-за каких-то внутренних трудностей этих компаний, а может быть, из-за того, что на рынке попросту нет свободных денег, ни «дешевых», ни «дорогих». И действительно, сейчас кризис настолько глубок, что многие конечные потребители услуг в биллинговых компаниях даже не уверены в том, увидят ли они когда-нибудь заработанные деньги.

И.Х.: Но стоит ли игра свеч? Можете оценить объем рынка мобильных платежей?

С.: Серьезных и целевых исследований на эту тему еще не проводилось. Думаю, оборот рынка мобильных платежей в 2008 году достигнет 180 млн. USD. Именно столько заплатят абоненты. При этом темпы роста рынка внушительны: по моей оценке, только в этом году рынок вырос в 3 раза.

И.Х.: Многие владельцы интернет-проектов прохладно относятся к мобильным платежам именно из-за того, что операторы удерживают значительную часть дохода от Premium SMS. Насколько важны сегодня мобильные платежи для интернет-индустрии?

С.: Конечно же, SMS-платежи имеют свои ограничения, и высокая комиссия операторов, пожалуй, самое существенное. Тем не менее, мы говорим о том, что SMS-платежи исторически пригодились тем компаниям, которые, по сути, торгуют «воздухом». Я говорю про интернет-проекты, у которых инкрементальная стоимость производства услуги фактически равна нулю. Они не столь чувствительны к размеру комиссии. По нашим данным, в структуре платежей для большинства компаний SMS-платежи занимают долю в 85%-95%, а в некоторых случаях этот показатель доходит до 100%.

И.Х.: Но ведь есть и другие способы оплаты услуг в интернете, например, банковские карты, платежные системы.

С.: Конечно, но дело в том, что сегодня у среднестатистического российского пользователя, если разобраться, нет кредитной карты, пригодной для оплаты в интернете, более того, у него вообще нет никаких других платежных средств. Даже несмотря на значительные успехи, демонстрируемые российскими банками в популяризации платежных карт, несмотря на популярность WebMoney и Яндекс.Деньги, в абсолютных величинах, мы говорим лишь о весьма незначительной части пользователей Интернет в России. Судите сами: сегодня в России около 30 млн. пользователей интернета, мы можем говорить приблизительно о 3 млн. платежных карт, о 5-6 млн. пользователей системы WebMoney и около 2 млн. пользователей системы Яндекс.Деньги. То есть совокупно это всего лишь треть от пользователей Интернета.

И.Х.: Получается, что мобильные платежи важны для развития интернет-бизнеса в России в целом?

С.: Да, появление и широкое распространение SMS-платежей вообще само по себе позволило получить дополнительный источник дохода. В данный момент для многих крупных компаний, в числе которых всем известные Mail.ru и Rambler.ru, фактически есть два параллельных, совершенно не зависимых источника получения дохода: микроплатежи и реклама.

И.Х.: Одним из самых важных и актуальных вопросов сегодня является неопределенность, какие проекты смогут стать партнерами новой компании?

С.: К сожалению, так сложилось, что рынок SMS-платежей привлекает не только владельцев интернет-проектов, стремящихся монетизировать ресурсы, но и мошенников.. Один игрок, пусть даже крупный, не может здесь радикально повлиять на весь рынок, и мы, конечно, надеемся на сотрудничество с коллегами по рынку. Мы разработали комплекс мер, направленных на оздоровление ситуации на рынке и предупреждение мошенничества, будем предъявлять к партнерам строгие требования, чтобы исключить недобросовестную конкуренцию и случаи фрода.

И.Х.: Так все-таки, как сильно изменятся условия для партнеров, которые захотят принимать на своих сайтах мобильные платежи?

С.: Произойдет корректировка коммерческих условий работы для партнеров. Нужно четко понимать, что есть объективные реалии сегодняшнего рынка, и мы не можем с ними не считаться.. Вполне вероятно, снизятся отчисления и увеличатся сроки платежей, но деньги будут выплачиваться, и никто не будет менять правила игры на ходу. В общем, для всех партнеров, кому важна стабильность и надежность, будут созданы все условия.

И.Х.: Но в целом условия станут хуже?

С.: Я так не считаю: просто произойдет определенное восстановление баланса. Возможно, условия выплат будут менее привлекательными,, но сегодня, думаю, всех больше волнует вопрос гарантий.. А Planet3 как раз и готова их предоставить.

И.Х.: То есть ваше преимущество будет заключаться в гарантиях стабильности и надежности?

С.: Именно так.

И.Х.: Хорошо, а как будут обстоять дела с сервисом, обслуживанием и сопровождением партнеров?

С.: С этим будет все в порядке: мы будем вести непосредственную работу с партнерами, решать возникающие у них проблемы и обслуживать их деятельность. Что касается самих сервисов, то это будут не только сервисы на основе SMS-платежей, но и сервисы по приему денег через другие каналы – пластиковые карты, платежные терминалы.

И.Х.: То есть у партнеров появится возможность интегрировать мультибиллинговую систему?

С.: Совершенно верно. Можно будет принимать платежи по SMS, через звонок (iVR), при помощи пластиковых банковских карт и платежных интернет-систем.

И.Х.: Как известно, рынка мобильных платежей не существовало бы без участия операторов. Что для них значит этот рынок?

С.: Сотовые операторы «открыли» для себя рынок SMS-платежей не так давно, но, тем не менее, в данный момент они понимают, что SMS-платежи занимают существенную долю в их выручке от дополнительных услуг. Операторы крайне заинтересованы и в инициативах по саморегулированию рынка и его самоорганизации. Для них крайне важно, чтобы была какая-то движущая сила, которая не на словах, а на деле предпринимает, серьезные усилия для предотвращения злоупотреблений и делает этот рынок более цивилизованным..

И.Х.: Но ведь на сегодня законодательная база по мобильным платежам еще далека от совершенства

С.: Да, рынок действительно сейчас находится в промежуточной стадии, потому что законодательно-нормативная база не поспевает за жизненными реалиями. Но, тем не менее, серьезная работа в этом направлении уже ведется — например, в Инфокоммуникационном Союзе, который сотрудничает в этом вопросе с сотовыми операторами и Министерством связи И сервис-провайдеры тоже привлечены к этой работе – например, i-Free принимает участие в работе соответствующих групп. Так что мы надеемся, что в скором времени будут реализованы инициативы и программы, которые будет полезны этому рынку.

Что ж, будем ждать официального пресс-релиза. Но важнее, конечно, будут впечатления реальных партнеров, которые проработают с новой компанией хотя бы до первой выплаты. Пока все выглядит вполне пристойно. Интересным является возможность использовать сразу несколько способов оплаты услуги и контента на интернет-сайте, а насчет гарантий – время покажет.

Опять же, уважаемые Хабровчане, если у вас возникнут свои вопросы – присылайте в личную почту, после официального объявления я планирую взять еще одно, но уже официальное интервью, в котором будут звучать те вопросы, которые волнуют именно вас.

Иван Хрусталев, редактор Content-Review.com специально для Хабрахабр
Tags:
Hubs:
+20
Comments 36
Comments Comments 36

Articles