Pull to refresh

У вас будет партнер? Предохраняйтесь!

Reading time7 min
Views1.5K
Итак, вы решили, что не смотря на всю мудрость земли и предупреждения товарищей, вы начнете бизнес с партнером, который надежен, умен, трудолюбив и обладает прочими достоинствами не свойственными другим людям.
Как показывает опыт такие «интимные» связи часто заканчиваются губительно для одного из партнеров. Поэтому хочу поделиться некоторыми наработками в плане предохранения от некачественного партнерства.


Все нижеизложенное будет интересно исключительно людям неискушенным и не имеющим особого представления о бизнесе. Все же прожженные деляги и акулы финансовых просторов могут попросту не тратить своего времени на чтение того, что и так уже давно известно.

Так же всё описано не с юридической точки зрения – я не юрист, а со стороны приобретенного опыта и доступности информации. В любом случае, если вы затеете что-то серьёзное, то вам придется консультироваться с юристом.

Для начала давайте определимся с терминологией:
ИП – индивидуальный предприниматель;
ЧП – частное предприятие;
ООО – общество с ограниченной ответственностью.

Место действия – Украина, поэтому некоторые моменты могут быть неактуальными для России, хотя общий смысл и логика одинаковы для любой страны.

С чего начать?

1. Нужно определиться, как именно вы оформите своё сотрудничество юридически.
Для начинания бизнеса есть 3 варианта: ЧП, ИП, ООО.
2. Всё, что бы с этого момента не происходило в вашей деловой жизни, должно быть юридически закреплено документами: квитанции, письма, чеки, договора. Запомните – никаких устных договоренностей. Всё, что потенциально может причинить вред, скорей всего его и причинит. Поэтому всегда должно быть известно, кто и за что в ответе.
Многими вашими знакомыми это будет рассмотрено, как излишняя педантичность и скрупулезность. Пойти на поводу у них или заняться делом — решать вам.

3. Понять, что человек в быту и человек в бизнесе – это совершенно разные люди. Часто ваш самый лучший, добрый, надежный друг в деле может оказаться неисправимым аутсайдером, которому всё всегда лень, и который вроде и не хочет уже ничего делать, хотя сам же вас и втянул в это дело.

Давайте по порядку.
Индивидуальный предприниматель

Один из вас или оба могут стать ИП. Это самый простой способ по оформлению и самый соблазнительный в плане кидалова.

Если предпринимателем стал один, то второй будет зависеть полностью от его воли и прихотей. Ибо аренда, договора и т.д. всё будет оформлено на этого ИП. И во время очередного застолья, танцев на дискотеке или разговора на коридоре, вам могут указать на дверь, проход, окно и попросить больше не появляться на фирме. А если вы всё таки посмеете заявиться и оспаривать, что всё это создано вашими руками, то вызванная милиция вам быстро укажет, кто и за что по документам в ответе на фирме.

«Без бумажки мы букашки»
Если же во избежание проблемы вы оформите 2 ЧП, то по-моему скромному мнению, проблемы вас настигнут быстрее, чем в первом случает. Ибо постоянно придется решать, что и на кого оформить, кто на себя будет брать рисковые договора и т.д.
Хотя заметьте, что в случае с 2-мя ИП, опять таки никто и ни от кого не зависит. И в одно прекрасное утро заявившись в офис вы увидите, что никого нету. Как вы уже поняли, предъявить ничего нельзя.

В случае с ИП очень важен момент оформления аренды. Вот вам простой пример:
Вы оформляете ИП и занимаетесь бумагами, а ваш партнер – сугубо техникой и работой с поставщиками. Кроме этого он притащил с собой в офис 2 компа и ноутбук + мебель.

В один прекрасный момент происходит ссора и вы выдворяете его с фирмы. Бывший партнер в обиженных чувствах идет в офис и забирает всё, что ему принадлежало по праву и что он принёс с собой. И тут происходит самое интересное. Вы приходите в офис и видите, что нету техники. Звоните в милицию и сообщаете, что вас обокрали. И правда будет за вами ибо:
1. Аренда оформлена на вас и значит всё что в офисе – ваше по праву.
2. Без вашего ведома никто не имеет права ничего выносить из офиса.
3. Нужно только предоставить доки, что компы ваши – а это не проблема совсем для ИП.
4. Желательно чтобы были свидетели «выноса».
А Вот если бы у друга были бумаги на то, что он передавал компы на фирму в пользование, то проблем можно было бы избежать.
Но еще есть момент в том, что если есть (а они будут) свидетели, что он выносил технику, то туда прилепить можно что угодно, даже то, чего не существовало.

В общем итоге у друга вашего будет «условка» как минимум, а можно и срок отмотать.
Единственные плюсы ИП в том, что очень просто вести бухгалтерию и практически не придётся иметь дело с налоговой. Хотя имейте ввиду, что некоторые предприятия отказываются вести дела с ИП, у которых нету НДС.
Хотя для «серьезных» начинаний ИП – не лучший вариант.

ЧП и ООО

Я думаю, вы поняли, что ИП – это не совсем то, для оформления партнерства. А то, что партнерство нужно оформлять юридически, – уже должно быть аксиомой. Никогда не верьте на слово! Ведите дела серьёзно, разделяя эмоции, повседневную жизнь и бизнес.
Поэтому переходим к другим вариантам – ЧП и ООО.
На сегодняшний момент на Украине на ЧП можно юридически оформить несколько владельце с равными правами. Надеюсь уже понятно, что не стоит открывать ЧП на одного владельца, которым являетесь не вы.
Несколько владельцев можно и на ООО, но для его открытия еще и потребуется уставной капитал около штуки зелени на каждого, хотя я могу и ошибаться в сумме.
Кроме того отношения между партнерами в ООО чуть более регулируемы законом, чем в ЧП.
Но открытие ЧП или ООО еще не значит, что у вас полная протекция от кидалова и незаконных действий вашего партнера: в виде отделения, неисполнения обязательств и т.д.

Что написано пером
ЧП и ООО и прочие юридические лица имеют основной документ: статут (подсказывают, что в России — это устав). Это основной документ, который полностью регулирует деятельность всей вашей фирмы.

Автомобилисты-Мебельщики
Самое простое: у вас в статуте не было пункта о том, что вы можете заниматься изготовлением мебели, ибо фирма создавалась для продажи автомобильных масел. В принципе, если вы начнете делать мебель, то всё будет в порядке до той поры, пока вас не захотят проверить из налоговой, например. И если они увидят, что у вас в статуте нету такого рода деятельности, то могут обидеть вас финансово в виде штрафа.
Кстати это же касается и предпринимателей. Поэтому при регистрации указывайте как можно больше вариантов деятельности.

Обычно при оформлении ЧП указывают всё подряд: от торговли медикаментами до продажи нефти. Если какая-то деятельность требует лицензии (продажа лекарств), то это не проблема до тех пор, пока вы не начнете ими торговать. То есть лицензию можно сделать в любой момент, когда она потребуется.

Против шерсти
Еще пример: Ваш напарник решил выйти из бизнеса и отдать долю своему деспотичному отцу с мазохистскими наклонностями или же просто поделить свою долю на 2, чтобы и отец мог принимать участие в управлении фирмой. А вы этого можете очень не хотеть, но это никого не будет волновать – ведь в статуте по этому поводу ничего не будет сказано.

А дальше есть один подводный камень. В данной ситуации получится такой расклад: у вас 50% фирмы и у друга с отцом 50%. Поэтому вроде они на вас влиять не могут – ведь части то равные. Но допустим составляли статут не вы, а ваш напарник – ибо он честный, добропорядочный и деловой. Вот он и составил его так, что все решения на фирме принимаются не в соответствии с процентностью владения фирмой, а исходя из количества голосов. То есть уже получится ситуация, что даже если у вас 60%, то все равно вы в пролете, ибо голосование будет 2 против 1. А если друг вообще очень добропорядочный, то в статуте мог оказаться и пункт, что большинством голосов можно кого-то исключить из совладельцев.

Уйти по-английски
Ну и последняя ситуация: вы поссорились и будучи гордым орлом решаете плюнуть на всё и уйти. Но поскольку в фирму было вложено 3 года вашей титанической работы, но вы решаете, что нужно бы забрать кое-что с собой в виде материальных ценностей, которые по праву заработаны. Но не тут-то было. В статуте может быть четко указано, что кто с чем пришел, тот с тем и уйдет. То есть с голым задом. А то что фирма зарабатывает тысячи баксов – это уже вас не касается.

Береженого статут бережет.

Думаю, из этого всего становится понятным, что статут(устав) – это документ на который вы (и суд) будете опираться при любых разногласиях. А суд любит бумажки и доказательства. Поэтому еще раз повторю, любые движения, договоренности, покупки должны иметь все сопроводительные документы. А это значит, что статут – ваш основной ангел-предохранитель. Уделите ему больше внимания при зарождении вашего детища.

Статут будет описывать, каковы ваши обязанности и полномочия, каковы обязанности директора, как выйти из совладельцев или как взять дополнительного, как делится прибыль и как она используется. Вы же, например, можете хотеть вкладывать прибыль в дело, а ваш друг может хотеть вкладывать её в красивую жизнь своей девушки. Поскольку он совладелец, то он имеет право забрать 50% и вас не должно волновать, что он с ними сделает. Вот все эти моменты и описываются в статуте.

Из важных вещей могу отметить:
1. Обязательно укажите, что фирма не несет ответственности за личные действия каждого из совладельцев. Чтобы не получилось, что напарник понабирал долгов, а рассчитываться будет ЧП.
2. Если вы будете брать наёмного директора, то так же в статуте укажите, что владельцы не несут ответственности за деяния директора – ваше дело снимать прибыль и задавать общий курс движения фирмы. И в случае чего – искать будут директора.
3. Менять статут – очень напряжное дело. Нужно платить бабло и побегать по куче инстанций. Поэтому изначально желательно покрыть в статуте максимум «моментов» и нюансов.
4. Не знаю как в России, но на Украине юридический ЧП можно оформить на частную собственности, например, свою квартиру. Хитрость вот в чем: если вы оформите адрес на съемный офис, то при переезде вам придется менять статут – и так каждый раз во время вашего кочевания. Поэтому оформите на более стационарное место. Или же если вы уверены, что вы оседаете надолго в каком-то офисе, то оформляйте туда.
5. Если совладелец девушка, то при свадьбе и смене фамилии – менять статут. Если не поменять, то могут быть проблемы. Фактически при смене фамилии её определённый момент можно не считать владельцем – ФИО не совпадает и паспорт)

В инете можно найти полно типовых статутов и уставов, которые вам нужно будет доработать по собственному усмотрению. Желательно при этом проконсультироваться у знакомого юриста – он спасет вам кучу нервных клеток в будущем.

Вроде как всё. Это моменты, которые я вынес из боевых будней и которые в своё время моглибы мне здорово облегчить жизнь, если бы я имел этот опыт.
Буду рад, если кого-то подтолкнул в правильном направлении.

PS
Прошу прощения у тех, кто еще помнит, что статья должна была быть о рекламе. Уж слишком много вопросов было о партнерах – поэтому решил поделиться именно этой инфой.
Tags:
Hubs:
Total votes 71: ↑67 and ↓4+63
Comments39

Articles