Pull to refresh

Управление знаниями в ИТ-компаниях, а нужно ли?

Reading time 3 min
Views 17K
Управление знаниями — далеко не устоявшееся и относительно молодое направление в мировой науке. Если завязывать управление на менеджмент, то понятие рассматривают рядом с инновациями, а значит чем-то новым. Если делать акцент на знаниях, то можно спуститься до бума экспертных систем конца 90-х, что тоже не сильно далеко. Интерес к теме в мировом сообществе возникает волнообразно: то пусто, то густо, но если принимать во внимание всё бОльшую информационную перегруженность, рано или поздно он опять возникнет.

Несколько определений

Определение знаний из области инженерии знаний и искусственного интеллекта:
Знания — это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.

Которое упускает из внимания само знание и сейчас больше на слуху:
В СУЗ (системы управления знаниями) знаниями называют все виды информации (включая руководства, письма, новости, информацию о заказчиках, сведения о конкурентах и технологии, накопившееся в процессе разработки).
Зачастую в словосочетании «управление знаниями» имеют в виду именно это определение, в результате чего всё скатывается к управлению на предприятии никак не кодифицированной информацией

Еще важно не забывать, что в термине «управление знаниями» можно оперировать такими понятиями как интеллектуальный капитал, интеллектуальные активы. Это тоже составляющая менеджмента.

Между тем

Между тем, если смотреть на хабр, то по тегу «управление знаниями» записей крайне мало. Лишь отчетливо прослеживаются упоминания об управлении знаниями в статьях, посвященных новым решениям из области коллаборативной работы (надо заметить, как коммерческих, так и нет). Причем обычно за это отвечает прикрученный вики-движок. И хорошо, если он будет с элементами семантики. Кто знает, может быть они зрят в корень и вскоре этот пункт станет ключевым в корпоративных системах. Остальное уже более-менее умеют или знают как сделать.

Однако есть и позитивные примеры. Использование поисковиками микроформатов. Ищем microdata и schema.org. А это уже хороший шажок в сторону семантики, по дороге к знаниям и с примерами, которые можно пощупать и которые успешно используются.

О чем это я

Введение затянулось. На остальном сэкономлю. Теперь по делу.

В общем заинтересовался я темой управления знаниями, в частности в софтверных компаниях, и даже тему диплома выбрал соответствующую: «модели и методы формирования корпоративной базы знаний софтверных компаний». Хотелось бы услышать мнение сообщества. Как обстоят дела, считаете ли это нужным или может быть абсолютно бесполезным. Подготовил небольшой опросник, который поможет это прояснить. Прошу уделить немного времени и заполнить его.
Область интересная. Вспомните рабочие ситуации. Чего не хватало, например, когда только устроились на работу? или при копании в чужом коде? или при тысячном объяснении менеджерам и маркетологам очевидных вещей. об использовании той или иной технологии в проекте и т.д. Вопросов, которые могут соприкасаться со знаниями, много.

Отдельно хотел бы обратить ваше внимание на ментальные модели. В опроснике будет отдельный вопрос по ним. Mind map в wiki и пример использования в i-Free.

Количество заполненных анкет станет своего рода индикатором интереса.

И конечно же спасибо за участие. Если исследование окажется конструктивным, обязуюсь представлять публике промежуточные результаты.

И еще раз опросник для заполнения.
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+3
Comments 24
Comments Comments 24

Articles