Pull to refresh

X или Y?

Reading time2 min
Views3.9K
Существуют две, фактически, противоположные друг другу теории в мотивации людей: теория X и теория Y. В этом посте предлагаю кратко их обсудить и принять участие в опросе.

Теория X

Согласно теории X люди работают только для того, чтобы получать зарплату. Думаю, все сталкивались с таким народом: пришел с утра посидел до обеда, потом потерпел до вечера и домой. Они не работают, а отрабатывают. Для них работа измеряется часами, а не достигнутыми результатами.
Что делать руководителю?
Можно было бы дать совет, не брать таких людей на работу, но, во-первых, их действительно много и среди них есть очень талантливые люди, а, во-вторых, такое поведение и низкая мотивация не является врожденной и не излечимой. Да, таких людей зажечь и увлечь работой будет не просто, да для них нужно будет осуществлять тщательное планирование и контроль результатов, да, такие люди безусловно вызов и проверка для руководителя. Часто в результате у руководителя вырабатывается авторитарный стиль руководства — подчиненные отвечают ему тем же, в итоге получается замкнутый круг. При таком подходе не будет поступать «снизу» никаких рацпредложений по инновациям, даже если первоначально они были. В данном случае действовать метод кнута следует не всегда (точнее практически никогда), так как это только усилит отторжение коллективом руководителя. Команда настроенная против лидера, не проявляющая инициатив, вряд ли сможет приносить прибыль своей компании, таким образом цель не будет достигнута.

Теория Y

Теория Y гласит, что люди в принципе высокомотивированы на достижение результатов и сама работа приносит им удовольствие. Опять же всем нам знаком типаж людей, с большой самомотивацией. У них и вокруг них всегда кипит работа (передаю «привет» моей команде), они успевают за день сделать не одно дело и их производительность труда намного выше среднего.
Что делать руководителю?
Расслабиться и наслаждаться жизнью… совсем нет. Необходимо внимательно следить за мотивацией своей команды, четко понимать чего ожидает команда, поддерживать каждый успех и внимательно следить за инициативами, чтобы они не пропадали, а реализовывать. Управлять лучше по отклонениям, не сильно наседая. При осуществлении контроля в таком стиле необходимо ставить четкие цели и добиваться того, чтобы команда их понимала и разделяла.

X+Y

Обычно руководитель работает на стыке обеих теорий, использую тот или иной подход в зависимости от ситуации. В общем случае надо стараться, работать по принципу теории Y, зажигая людей. В крайнем случае прибегать к методам теории X, четко объясняя в чем именно проблема.

Результаты опроса

Честно говоря, результаты опроса меня просто поразили — более 80% посетителей Хабра придерживаются теории X.

Картинка для запоминания теорий X и Y

Tags:
Hubs:
Total votes 13: ↑9 and ↓4+5
Comments8

Articles